Не только радостные даты отмечаются мировым сообществом. Есть и такие, как 13 ноября – Международный день слепых. Именно в это время в 1745 году родился Валентин Гаюи – основатель одной из первых в истории школ для незрячих, педагог и волонтер, придумавший метод обучения чтению задолго до того, как был создан шрифт Брайля.
Валентин Гаюи – первый в мире тифлопедагог
Наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения получила первый толчок во второй половине XVIII века. И получила она его от Валентина Гаюи – французского педагога, благотворителя и изобретателя, бывшего одним из первых тифлопедагогов и издавшего первые в мире книги для слепых.
Этот человек родился в 1745 году неподалеку от города Амьен, в семье бедного французского ткача. Он получил высшее образование в столице и работал переводчиком в МИДе. Гаюи читал на нескольких восточных языках, владел латынью, греческим, древнееврейским.
В 1974 году он делает первый шаг к тому, за что позже дата его рождения станет известна многим: 13 ноября – Международный день слепых. Будучи уже состоявшимся педагогом и профессионалом, он открывает школу для слепых детей, причем делает это на свои средства, без помощи государства или иных спонсоров.
Он придумал и «ввел в употребление» печатный прибор, создал при своей школе типографию и издал в ней книги. Все это сопровождалось изрядными финансовыми трудностями. Ситуация несколько улучшилась лишь после того, как о нем узнал король – он наконец получил спонсорскую поддержку.
Сделанное Гаюи не исчерпывается созданием школы – его работа значительно важнее: он сыграл значительную роль как один из первых тифлопедагогов, признавший важность образования для слепых, давший возможность учиться, работать, показавший пример многим и многим людям во Франции и по всему миру.
За его заслуги, для сохранения памяти об этом выдающемся человеке, ВОЗ установила отмечать 13 ноября Международный день слепых.
Ситуация в царской России
Работа Валентина Гаюи была замечена не только во Франции. В 1803 году император России Александр I пригласил педагога в Россию, и уже в 1806 году он прибыл в Санкт-Петербург, дабы создать учебное заведение для незрячих или людей с частичной потерей зрения.
Впрочем, эта задача оказалась значительно сложнее, чем казалось на первый взгляд. Даже во Франции не принадлежавшие к аристократам или обеспеченным семьям слепые люди мало чем могли заняться – чаще всего их уделом было просить милостыню.
В России эта ситуация была еще хуже. Министерство просвещения сообщило Гаюи, что «в России нет слепых детей», и первых своих учеников он снова искал сам. Штат, бюджет и устав школы были утверждены императором только через год после приезда педагога, в 1807.
Тем не менее, находились люди, готовые учить и учиться даже в таких сложных условиях. К лету 1808 года студенты школы оказались хорошо подкованы в письме, чтении, географии, других науках и ремеслах.
Настойчиво преследуя свои цели, Гаюи шаг за шагом приближался к признанию слепых людей полезными обществу. Безусловно, не знал он, что его труды настолько будут оценены потомками, что когда-то будет отмечаться в день его рождения - 13 ноября – Международный день слепых. Картинки преуспевающих студентов убедили проверяющих, проводивших ревизию в том же 1808 году. Труд французского педагога продолжался.
Проработав на этом поприще более 10 лет, Валентин Гаюи покинул Россию в 1817 году, получив при отставке орден Владимира 4-ой степени «За ревностное усердие» от императора Александра I. После отъезда основателя школа потеряла свое значение как учебное заведение.
Современная ситуация
В 1984 году ВОЗ назвала официально дату: 13 ноября – Международный день слепых. С тех пор прошло достаточно много времени – появился более совершенный шрифт Брайля, специальные школы для людей с ограниченными зрительными способностями стали распространены повсеместно. В 2001 году отметили 120-летний юбилей систематического обучения незрячих в России, начавшегося со школы К.К. Грота.
Проделана огромная работа, было и есть множество талантливых профессионалов, дающих не только общее образование, но и помогающих справиться с психологическими и социальными сложностями.
Последние разработки в сфере технологий, такие как бионический глаз, дают надежду на восстановление зрения и снятие проблемы слепоты в целом. В то же время продолжается создание и совершенствование аксессуаров и приспособлений, помогающих незрячим людям действовать и жить в современном мире.
Белая трость
В сознании людей существует собирательный образ человека с нарушенным зрением – чаще всего это некто в затемненных очках, с тростью и собакой-поводырем. Это представление возникло не на пустом месте. В память о Валентине Гаюи мы отмечаем 13 ноября Международный день слепых, символ которых – белая трость – настолько важен, что имеет «свою» дату.
В первый раз эта вещь появилась в 1921 году, и связано данное событие с именем молодого бристольского фотографа Джеймса Бигса. Он обнаружил, что ни прохожие, ни водители не реагировали на его черную трость (то было время, когда подобный аксессуар был широко распространен), и перекрасил ее в белый цвет. Опыт оказался удачным.
Популяризация атрибута и технический прогресс
Следующий этап популяризации этой вещи наступил в 1930-1931 годах. Французская аристократка и благотворительница Гвилли ж’Эрбемон совместно с префектом парижской полиции посчитали белую трость хорошей идеей для того, чтобы облегчить незрячим людям передвижение по городу.
Кроме того, вещь служила «сигнализацией» окружающим о том, что этот конкретный человек - слеп. Было закуплено и роздано большое количество тростей, и организована масштабная рекламная кампания. Годом позже подобное произошло в Великобритании - благотворительная организация «Ротарианский клуб» приобрела и подарила белые трости многим незрячим англичанам.
Эти события сыграли важную роль. Теперь отмечают и 15 октября (День белой трости), точно так же, как 13 ноября, Международный день слепых. Фото этих атрибутов и «помощников» - частый элемент иллюстраций к материалам о незрячих людях.
Современные аналоги, хотя и играют роль «сигнализации» и символа, уже намного более совершенны. Существуют образцы, «начиненные» электроникой, сообщающие владельцу с помощью звуковых и других сигналов о препятствиях, помогающие выбрать маршрут и обойти опасные участки. По своим функциям они уже приближаются и начитают заменять еще один символ незрячих людей – собак-поводырей.
Друг человека на четырех лапах
Первой систематизированной попыткой готовить животных–помощников можно назвать германские школы, созданные во время Первой мировой войны. Их целью было обучение собак-поводырей для помощи ветеранам боевых действий. В США такие школы известны с 1929 года, в Великобритании – с 1931. Однако животные использовались с подобной целью с незапамятных времен.
Чаще всего на роль поводырей тренируют ротвейлеров, лабрадоров-ретриверов, немецких овчарок, ризеншнауцеров, однако обучить можно практически любую собаку. В ряде стран такие помощники допускаются в любое место – в России, к примеру, они ездят в общественном транспорте бесплатно.
Мероприятия в Международный день слепых
Чтобы отметить 13 ноября, Международный день слепых, сценарий не обязательно делать сложным. Вот как эти мероприятия происходили в 2014 году:
- в Челябинской областной специальной библиотеке для слабовидящих проходил блиц-опрос;
- «Спортивно-адаптивная школа «Ламан Аз» в Чеченской республике по настольному теннису среди В1 (тотально слепые);
- в г. Екатеринбург общественная организация «Белая трость» провела круглый стол «Инклюзия - общество - творчество», художественную выставку, рок-концерт.
Дети также не обошли вниманием 13 ноября, Международный день слепых. Классный час прошел во многих школах Республики Татарстан, в Волгоградской области и в других регионах страны. Сходные мероприятия проходят в этот день по всему миру.