Самая непонятная сказка Пушкина: анализ некоторых произведений
В общем-то, список стихотворных сказок гениального поэта не так и велик. Всего лишь несколько шедевров мирового уровня. Всего лишь? По сравнению с Гофманом или Андерсеном, безусловно, маловато. Но каждая из этих сказок настолько оригинальна, наверное, из-за своего изложения в стихотворной форме, что все они по праву занимают достойное место в сокровищнице мировой сказочной литературы.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина: начало
Известно, что народные русские сказки (наверное, и не только русские) поэт впервые услышал от няни, которую он ласково называл позже «подругой дней суровых». И она была действительно подругой, как писал Александр: «...и с нею только мне не скучно». Сказок няня знала довольно много, будущий поэт просил Арину Родионовну повторять сюжеты снова и снова и запомнил их на всю оставшуюся жизнь. Сохранились черновики Пушкина, где он пытался перекладывать нянины сказки в стихах (кстати, их именно семь). Так что особое влияние Арины Родионовны на будущее сказочное творчество поэта безусловно и неоспоримо. Какая самая непонятная сказка Пушкина? Попробуем проанализировать.
Список сказок поэта
Итак, сказки Александра Сергеевича Пушкина... Сразу оговоримся, что то, что их семь – достаточно условное утверждение, так как если добавить к списку еще «Жениха» и «Царя Никиту и сорок его дочерей», а также «Артура и Гименея», то получится десять произведений. А если не выделять «У Лукоморья...» в самостоятельное произведение, то будет девять. Но здесь вопрос не в том, как правильно посчитать. Просто данные произведения – это наиболее известные сказки: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О золотом петушке», «О медведихе», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О попе и его работнике Балде», «У Лукоморья дуб зеленый». Какая из них самая непонятная сказка Пушкина? Давайте разберемся.
Странная сказка о царе
В данном произведении поэт – вольно или невольно – загадал несколько загадок, которые пытаются расшифровать литературоведы. Во-первых, громоздкое название. Ведь творение полностью называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Что побуждает поэта придумать столь длинное наименование? Во-вторых, сами имена персонажей. Обычно герои сказок Пушкина носят отечественные имена. Здесь же Салтан и Гвидон, что, согласитесь, не совсем вяжется с русским колоритом самой сказки. А сам Гвидон вырастает в бочке не по дням, а по часам. А затем, будучи еще ребенком, запросто управляет волной, которая выносит бочку на берег. А Лебедь и Коршун сходятся на море в смертельной схватке (вообще-то коршун – обитатель степи, а лебедь - житель спокойных вод пруда).
Чудеса, да и только!
Весь сюжет сказки пронизан волшебством. Гвидон, Лебедь, Коршун – волшебники, творящие чудеса. Белка, грызущая изумрудно-золотые орехи, также не лишена волшебства. А в самом городе, который построил Гвидон, все богаты, «изоб нет, одни палаты». Как минимум, волшебным кажется и мифический Буян, мимо которого проплывают, странствуя, купцы. Так что данное произведение – один из претендентов на звание "Самая непонятная сказка Пушкина". А некоторые научные работники пытаются объяснить волшебные образы весьма оригинально, мотивируя свои изыскания особой любовью поэта ко всему русскому. К примеру, представляя Салтана как русский народ, а Гвидона - как русский язык. Но так ли это на самом деле? Больше вопросов, чем ответов.
«Сказка о золотом петушке»
Это произведение – последняя из написанных поэтом стихотворных сказок (1834 г.). И оно также по праву может претендовать на то, чтобы трактоваться как самая непонятная сказка Пушкина. Композиционное сходство с «Легендой об арабском астрологе» Ирвинга очевидно.
Краткий сюжет и анализ «Сказки о золотом петушке»
Поначалу петушок исправно работал, оповещая Родину об опасности, защищая от нападения врагов. А Дадон пообещал звездочету исполнить любое его желание за этот необходимый в царском хозяйстве подарок. Но что-то пошло не так, и сыновья, посланные на Восток с частью войск, пропадают (сначала один, потом – другой). А царь с оставшимся войском спешит к ним на помощь, но находит их уже мертвыми, убившими друг друга в бою возле шатра, из которого и появляется Шамаханская царица.
Вот такая странная «Сказка о золотом петушке». Казалось бы, Дадон сам во всем виноват. А петушок лишь выступает в роли карающего меча возмездия, настигшего царя. Звездочет – олицетворение волшебного начала, а также необходимости отвечать за свои слова и выполнять обещания. А быть может, виновата во всем Шамаханская царица – символ распутных волшебных чар и корыстного обольщения? В любом случае вопрос о том, какая самая непонятная сказка Пушкина, остается открытым!