Михаил Александрович Врубель является одним из самых неординарных и любимых русских художников. Созданные им пейзажи и образы раскрывают великолепный мир, который находится словно на границе между обыденностью и волшебством. Лучше всего эту эфемерную реальность раскрывает «Сирень» — один из сказочных "ноктюрнов" Врубеля, которые так любит публика.
Сказочный мир Врубеля
Михаил Врубель обладал невероятно многогранным художественным даром, о котором свидетельствуют храмовые росписи, декоративные панно, витражи, скульптуры, станковые полотна и графические рисунки. Преданность призванию и сосредоточенность на работе позволили Врубелю создать множество великолепных работ, однако наиболее любимой является его серия сказочных "ноктюрнов" – ряда полотен, изображающих волшебных персонажей на фоне ночных или сумеречных пейзажей.
Уникальным талантом Врубеля являлось самобытное видение мифологических и сказочных персонажей и сюжетов. Сатиры и дриады, богини и русалки, демон и плененная царевна – все они на картинах художника представляются не такими, какими выглядят по общественному мнению и привычным описаниям. Кроме того, что Врубель наделял «русским духом» практически все, чего касалась его кисть, воображение художника было невероятно богатым и самодостаточным, а потому не нуждалось в подсказках и предубеждениях.
Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
Один из самых тонких и нежных "ноктюрнов", которые когда-либо писал Врубель – «Сирень» - создает небольшой уголок, в котором реальное смешивается со сказочным. Из-за раскидистого куста сирени в тот самый момент, когда сумерки превращаются в ночь, словно выплывает нежная испуганная девушка. Длинные волосы полностью скрывают ее фигуру и наряд, а кожа отражает лунный свет, создавая волшебный образ русалки или лесной феи.
Врубель сирень писал мастихином (и листву, и соцветия), а женскую фигуру - кистью, благодаря чему на картине создается объемная текстура цветов и листьев, которая контрастирует с гладкой и мягкой формой девушки. На фоне ярких, будто живых цветов барышня, укрытая каскадом длинных черных волос, сливается с тенью и словно выглядывает из-под покрова ночи, пытаясь что-то разглядеть.
М. Врубель, «Сирень»: анализ картины
Многие искусствоведы связывают «Сирень» с другой картиной Врубеля из серии "ноктюрнов" – «Пан». В длинноволосой красавице они угадывают нимфу, в которую был влюблен Сатир. Это предположение подтверждается словами самого Врубеля, который говорил, что «Сирень» является аллитерацией имени той самой нимфы, которую звали Сиринга.
Так же, как и Пан, нимфа Врубеля больше русская, чем греческая. Нет в ней той легкости и безмятежности, присущей классическим мифическим дриадам и наядам. Сотканная из сумеречного света и скрытая в густых соцветиях Сиринга больше напоминает дрему, русалку или другую представительницу Нави; как и врубелевский Пан – больше русский леший, чем греческий Сатир.
Варианты «Сирени»
При упоминании картины Врубеля «Сирень» почти всегда первым на ум приходит полотно, написанное в 1900 году и описанное выше, однако это не единственная картина художника, на которой изображены пышные лиловые соцветия. Существуют еще две работы Михаила Врубеля с таким же названием, одну из которых автору не удалось закончить.
В самом начале XX века художник решил показать миру свое видение Татьяны Лариной из поэмы Пушкина «Евгений Онегин». Врубель планировал изобразить девушку сидящей на лавочке у пышного куста сирени. В 1900 году был закончен этюд к картине, который также называется «Сирень».
В 1901 году Врубель начал работу над большой картиной, в основе сюжета которой снова была девушка, скрытая в тени цветущего куста сирени. К сожалению, художник не успел закончить работу над полотном, и зрители так и не увидели, какой была Татьяна Ларина в представлении великого живописца. Однако в фигуре, осанке и неясном портретном наброске угадывается любимая модель Врубеля – его муза и жена Надежда Забела-Врубель.