Наступал год 1900, на плечах его была тяжёлая ноша - он стал последним в девятнадцатом веке, который почти уже свое отжил, так и не решив самые животрепещущие задачи - ни настоящие, ни будущие.
Люди в России очень ждали эту временную веху, как будто год 1900 мог ответить на все эти жгучие вопросы современности и прояснить неизвестности будущего. Они не могли знать, но наверняка чувствовали, что именно нашему отечеству предстоит сделаться той самой мировой силой, в которой многие народы увидят равноправие и справедливость. Год 1900 наступал. Во дворцах праздновали с карнавалами и фейерверками. В хижинах пили, плакали и молились.
Конец девятнадцатого века
Встречая 1900 год, в Российской империи люди старались радоваться. С одной стороны - человечество развивалось, уже и дирижабли вот-вот полетят, и первые самолёты парили в небе, по Петербургу проехал трамвай, да и автомобилям на городских улицах уже не так остолбенело удивлялись. Открывали светящиеся витрины всё новые и новые магазины. Жители городов заворожённо смотрели немые фильмы в кинотеатрах.
Да и людей в городах становилось всё больше. Россия 1900 года уже начала непрекращающийся до сих пор процесс оттока сельского населения к более хлебным местам. Как и теперь, на заработки уезжали взрослые мужчины - в мастеровые чаще всего. Женщины находили места в услужении. Даже детишек отдавали "в люди".
Петербург 1900 года был уже городом-миллионником. Быстрыми темпами прирастала Москва и все другие более или менее индустриальные города. Миллион и двести тысяч было население 1900 года только в Петербурге.
Противостояние
С середины девятнадцатого века продолжалось состояние вражды между правительством и оппозицией, которая, несмотря на сокрушающие действия царской охранки, всё так же тяготела к террору. Россия 1900 года не дала угаснуть этому полувековому конфликту. Напротив, ветер времени превратился в бурю. Однако события 1990 года говорят о том, что в стране была не одна только радикальная оппозиция. Появилась и либеральная.
К правительству она была гораздо более лояльна. Да и народные массы пока не слишком хорошо понимали, кто именно пьёт кровь простолюдинов. Крестьянство, люди посадские, казачество царя-батюшку любили. А вот пролетариат - нет. А его становилось всё больше. Промышленность развивалась исключительно быстрыми темпами. На мануфактурах рабочий день продолжался до двенадцати часов. Рабочих давили штрафами, не выплачивая за их труд положенного. Но лучше обо всех этих условиях рассказывать подробно и по порядку.
Исследование
Существуют работы первых российских социологов, написанные в конце девятнадцатого века, содержащие точные цифры и факты об условиях, в которых оказалась Россия 1900 года. Выходили статистические сборники, исследовались своды отчётов инспекторов фабрик. И все эти сведения вошли в труды С. Г. Струмилина и С. Н. Прокоповича.
Первый был самым знаменитым дореволюционным статистиком и экономистом, в 1931 году стал академиком, а умер в 1974-м. Второй - социал-демократ и народник, масон, министр продовольствия Временного правительства, выслан из страны в 1921 году, умер в Женеве в 1955-м. Царский режим, тем не менее, жёстко критиковали оба. У этих абсолютно разных людей нарисована одна и та же Российская империя 1900 года. Они ничего не приукрашивали. Они ничего не замалчивали. Этим сухим цифрам вполне можно верить.
Рабочий день и заработная плата
В Петербурге и губернии зарплата рабочего (средняя месячная) составляла 16 рублей 17,5 копеек. Но копейка 1900 года никак не может равняться даже с современной сотней рублей. Если умножить эту сумму на 1046, получим эквивалент суммы, которую получил бы рабочий в 2010 году. Получается около семнадцати тысяч рублей. После революции 1905 года у некоторых категорий рабочих заработная плата немного подросла. Однако после уплаты неимоверных штрафов чаще всего на руки и половину этой суммы рабочий не получал. А нужно было снимать квартиру для семьи, питаться, одеваться...
В 1897 году по специальному указу был установлен рабочий день для пролетариата, занятого в индустрии. Законодательная норма предписывала не занимать рабочих более 11,5 часов в сутки. Нужно отметить, что государства, граничащие с Россией в 1900 году, а также и находящиеся более далеко, собственных рабочих тоже свободным временем не баловали. Только далёкие австралийцы работали на заводах по восемь часов. Германия, Австрия, Италия, Бельгия - по одиннадцать, Норвегия, Дания, США - по десять.
События
1900 год получился исключительно знаковым. Не только в календарном своём значении. Действительно, близилась эра некоторого количества светлых годов (просьба простить за вольную цитату). В мае 1900 года завод "Новое адмиралтейство" в Петербурге спустил на воду новёхонький крейсер. Он до сих пор носит всё то же знакомое каждому человеку название - "Аврора".
В этом году больших народных волнений отмечено не было. Но весь этот период (1900 - 1917 годы) оказался на них чрезвычайно богат. Уже в 1901-м этот процесс пошёл. В 1902-м взволновались крестьянские губернии Харькова и Полтавы, начались массовые стачки рабочих с демонстрациями в Киеве, Одессе, Златоусте и ещё двух десятках больших городов по всей стране. Далее, в 1905-м, после Цусимского сражения, народ был в ярости от действий собственного правительства, разорившего страну и, тем не менее, позорно проигравшего Русско-японскую войну. Брожение всё усиливалось и уже начинало принимать формы организованной борьбы.
Расколовшееся общество
Политическая оппозиция разделились на десятки партий самой разной направленности. Единства в этом движении почти не было на тот момент, каждая партия защищала собственные узконаправленные платформы, однако именно оппозиция и стала тем двигателем, который направил страну по пути к революции. Крупнейшими на начало двадцатого века были партии эсеров (социал-революционеры), кадетов (конституционные демократы), РСДРП (социал-демократы), октябристов и СРН (члены Союза русского народа).
А ещё были народные социалисты, прогрессисты, анархисты, украинская народная партия и огромное множество других. Идеологические построения и практическая деятельность всех российских партий на тот момент не слишком отличались друг от друга, более того - идеология часто бывала смешанной настолько, что и не разобрать: то ли она правая, то ли левая. Состав партий тоже был повсеместно пёстрым: в одной ячейке собирались и крестьяне, и рабочие, и образованная интеллигенция. Именно там готовились стачки и демонстрации, именно оттуда приходили в народ агитаторы.
Возвращение к террору
Поражение в Русско-японской войне совпало с глубочайшим кризисом, который испытывало российское общество. Позитивно настроенных людей почти не осталось ни в столицах, ни в провинции. Слишком очевидны были недостатки существующей власти, слишком сильно подорвана государственная сила и мощь. Настроения в России 1905 года были настолько революционными, что даже забыт был с надеждой встреченный новый 1900 год. Время шло, а ситуация не выправлялась, ошибки множились, а правительство и царь-батюшка неимоверно далеки были от народа.
Чуть не ежедневно стали случаться убийства государственных деятелей. Нападения совершались всё более изощрённо и нередко заканчивались успешно. Впрочем, и в остальном мире творилось то же самое. В народе уже не называли деятелей многочисленных партий бунтовщиками, им сочувствовали, им помогали. Даже очень умные и богатые люди поддерживали будущих революционеров (вспомним промышленника Мамонтова, а он был далеко не единственным меценатом оппозиционных движений).
Кровавое воскресенье
Девятого января 1905 года огромная процессия рабочих решила накоротке поговорить с царём-батюшкой о своих проблемах. Ведь не доносят ему о народных бедах! Он добрый, он поможет, просто нужно ему рассказать правду. Так наивны были люди, до сей поры не знавшие революций! Царь им навстречу не вышел, но вышло войско. Состоялся массовый расстрел демонстрантов с петицией.
И это вероломное и крайне недальновидное решение заставило народ взорваться первой русской революцией. Возмущены были все - от последнего крестьянина до первого интеллигента. Что уж говорить о рабочих, которые быстро вооружились, выстроили баррикады в обеих столицах и многих других городах.
Одновременно по глубинке прокатились крестьянские бунты - горели казённые леса и барские усадьбы, разорялись лавки местных богачей. Царь спешно опубликовал свой Октябрьский манифест, но изменить ситуацию уже было невозможно. Накопленным обидам нужен был выход. Нельзя сказать, что "весь пар ушёл в свисток". Во всяком случае, не только эсеры, но и появившиеся в 1903 году большевики проделали впоследствии огромную работу над ошибками.
Затишье перед бурей
К 1907 году гайки в общественных свободах пришлось закручивать до самого конца. В 1906-м состоялось покушение на премьер-министра Столыпина, который был вынужден предпринять, как мягко выражаются сегодняшние либералы, "самые строгие меры". Охранка, действительно, свирепствовала. Революционеры постепенно утекли за границу, но и там продолжали свою деятельность. Одна газета "Искра" чего стоит! Именно из неё и разгорелось пламя прекрасно подготовленной и успешно закончившейся революции. Кстати, родилась газета всё в том же 1900 году, как и крейсер "Аврора".
А в стране революционные настроения не то чтобы стихли, они спрятались глубоко в подполье. Промышленность продолжала развиваться, и после событий 1905 года хозяева предприятий уже побаивались по-прежнему издеваться над рабочими. Даже заработная плата всюду повысилась. Закончились несколько неурожайных лет, и хлеба в империи стало так много, что его начали продавать.
Как всегда бывает перед большими событиями (да и во время больших событий), особо чуткая часть населения начала реагировать адекватно: наступил серебряный век поэзии, высоко поднялся русский балет (Дягилев покорил весь мир), получил исключительную популярность театр, стала звучать совсем другая по наполнению музыка, и живописцы удивляли новым и не вполне понятным почерком.
Первая мировая
Недолго страна процветала, в 1914 году летом началась война, первая среди самых страшных. Воевать пришлось против Германии и Австро-Венгрии. Народ ещё тогда возненавидел всё немецкое, даже столица переименована была в Петроград. Война шла весьма негладко, всё чаще вспоминалась несчастная Цусима. Возобновились беспорядки, упрёки правительству и императору лично всё более множились. И были поводы. Развлекающийся отстрелом кошек на прогулках царь, не постеснявшийся танцевать на балу сразу после Ходынки и Кровавого воскресенья, приблизивший к себе "святого старца" Распутина никому нравиться в тот момент и не мог.
Распутин "рулил" военными действиями, назначал и смещал министров и военачальников. Он даже других Романовых не побаивался. Так был смещён великий князь Николай Николаевич, а Николай Второй, занявший место главнокомандующего, терпел одно поражение за другим. И армия хороша, да командир плох. Снова наступила череда неурожайных лет, да ещё страна в войне увязла. Вернулся в города голод, а с ним и беспорядки. Финансовая система государства пыталась пережить этот крах. Но так и не пережила его.
Февраль 1917-го
Началось всё со всеобщей забастовки в феврале 1917-го. Жители городов активно митинговали. В Петербурге такой митинг расстреляли на Знаменской площади, лишив жизни одномоментно более сорока тысяч человек. Столько же впоследствии поумирали от ран. После такого страна встала на дыбы. Николай Второй уже не был способен поменять в этой жизни хоть что-то. Будущие белые офицеры Гражданской войны принудили государя подписать отречение от престола, после чего он был вместе с семьёй арестован и препровождён в Царское Село.
Страну возглавило Временное правительство, которое тоже не вполне знало, что с этой страной делать. На всякий случай выпустили из тюрем уголовников. Начались повсеместно грабежи и убийства. На фронтах было ещё хуже. Солдаты уже очень устали проигрывать войну и не менее сильно хотели домой. Офицеров обезоруживали, срывали с них погоны, они разбегались. С немцами "братались".
А в Петербурге тем временем был организован Совет рабочих, где было и крестьян, и солдат немало. Из-за границы поступали настоятельные советы относительно его деятельности. И через некоторое время в страну нелегально вернулся Владимир Ильич Ленин.
"Временные? Слазь!"
Уже с июля 1917-го всем стало понятно, что Великой Октябрьской Социалистической Революции - быть. Когда была расстреляна Временным правительством демонстрация, всё уже было решено. "Вся власть - Советам!" - кричали её лозунги. Ленинская партия была запрещена, а ему пришлось пожить в финском шалаше, где и созрел план свержения Временного правительства, не способного к действиям - ни мирным, ни военным.
25 октября были захвачены петербургские банки и телеграфы, а во главу власти встали Совет народных комиссаров и Владимир Ильич Ленин. Временное правительство было арестовано. Зимний дворец взят. Но Первая мировая война в нашей стране продолжилась Гражданской, потому что белые офицеры привели с собой войска четырнадцати государств-оккупантов. И только через два года наступил, наконец-то, мир. Тоже не слишком долгий.