Наверное, у каждого дома хранится та или иная вещь, напоминающая о советском времени. Эти своего рода артефакты когда-то были частью жизни наших бабушек и дедушек, наших родителей и вообще всех тех, кто еще успел пожить при советской власти. Среди самых распространенных вещиц можно выделить советские рубли и монеты, значки и медали, плакаты, игрушки, столовые приборы, фарфоровые статуэтки СССР и многое другое.
Союза Советских Социалистических Республик не существует уже почти четверть века, поэтому неудивительно, что интерес коллекционеров к вещам этого периода все возрастает. Фарфоровые статуэтки времен СССР пользуются особой популярностью у ценителей антиквариата.
Появление фарфора в России
Искусство создания скульптур из фарфора появилось в Китае, а позже распространилось на территории Европы. В России моду на фарфор ввел Петр I, но при его правлении фарфоровые изделия привозились только из-за границы и стоили баснословно дорого. Первый русский фарфор научились делать в середине XVIII века, но изделия из него все равно оставались предметом роскоши и показателем статуса.
С приходом советской власти изделия из фарфора поначалу заклеймили «мещанством». Но со временем изменили сюжетную линию, наладили массовое производство - и изделия из фарфора стали доступны всем советским гражданам.
Мотивы и сюжеты фарфоровых артефактов
Фарфоровые статуэтки времен СССР отражают идеалы той эпохи. Большой популярностью пользовались статуэтки на спортивную тематику, ведь спорт и здоровый образ жизни активно пропагандировались в советском обществе.
На полках советских квартир можно было встретить фигурки детей, например, пионерку c букетом. Такая статуэтка говорит сама за себя.
Нежные фарфоровые статуэтки СССР, отражавшие восхищение искусством и любовь к нему, – скульптурные композиции балерин. Трансляции балетных постановок того времени собирали у экранов восторженных зрителей, а сам балет считался государственной гордостью. Именно поэтому советские дамы хотели иметь частичку великого искусства у себя дома.
Особое место в изобразительном искусстве играли народные мотивы, сюжеты из сказок. Животные и птицы также были запечатлены мастерами в фарфоре.
Заводы-изготовители
История развития фарфорового дела в России неразрывно связана с историей существования заводов-изготовителей, многие из которых были созданы задолго до прихода советской власти. История этих предприятий уникальна, ведь они пережили войны, перевороты, смену власти, но по сегодняшний день продолжают свою работу.
Гжельский фарфоровый завод, основанный недалеко от Москвы в 1818 году, функционирует и сейчас. Его визитная карточка – особая техника росписи изделий, при которой используются оттенки синего цвета.
Фарфоровый завод в Вербилках Московской области был основан в конце XVIII века. В советское время на нем выпускались главным образом фарфоровые статуэтки СССР с агитационным характером.
Передовиком в эпоху Советов был основанный в 1832 г. Дулевский фарфоровый завод со своим неповторимым стилем «агашки», впитавшем в себя народные традиции и национальные мотивы.
Самый первый фарфоровый завод, появившийся в России еще в 1744 г., чья продукция по сей день пользуется большим спросом — Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова.
Авторитетом и популярностью пользовались изделия из фарфора Украинских заводов в Барановке, Городнице, Коростене, Полтаве и др.
Знаменитые мастера
Перед тем как статуэтка отправляется в массовое производство, над ее созданием долгие часы трудится мастер. История сохранила имена скульпторов, которые на протяжении многих лет создавали известные и узнаваемые фарфоровые статуэтки СССР.
На Дулевском фарфоровом заводе трудилась Аста Давыдовна Бржезицкая. Свои фигурки, которые она называла «Фарфоровый народец», мастер создавала в послевоенное время. Руками этой удивительной женщины было создано более пятисот скульптур, среди которых дети, животные, герои сказок, исторические фигуры, герои литературных произведений. Все работы автора очень динамичны, позитивны, наполнены радостью. Среди самых известных шедевров Асты Давыдовны можно назвать скульптуры «Зимнее купание», «Индианка с кувшином», «Три мушкетера», «Тартюф» и другие. Работами известной художницы могут похвастаться Эрмитаж, Третьяковка, музей Врубеля в Омске и другие крупные музеи мира, многие работы хранятся в частных коллекциях.
Еще один выдающийся скульптор того времени – Борис Яковлевич Воробьев – трудился на Ленинградском фарфоровом заводе. Его излюбленной темой в творчестве всегда была анималистика, что хорошо просматривается в фигурках, созданных по мотивам басен Крылова. За время своей деятельности Борис Яковлевич также создал серию скульптур по мотивам произведений Н.В. Гоголя. Работы автора хранятся в крупных музеях мира.
Редкие фарфоровые статуэтки СССР
Особую ценность для коллекционеров представляют фарфоровые статуэтки СССР (фото можно увидеть ниже), созданные в довоенный период. Именно в это время искусство пришло в массы, оно было обращено к народу, а не к отдельным ценителям.
Изделия из фарфора того периода объединяют в группу под названием «Агитационный фарфор», ведь они были призваны выполнять определенные задачи. Во-первых, украшать быт советских граждан, во-вторых, укреплять в сознании людей новую советскую идеологию. Агитационные статуэтки изображали участников революции: «Красногвардеец», «Партизан в походе», «Матрос с цветком», «Матрос со знаменем», «Работница, вышивающая знамя» и др.
В настоящее время фарфоровые статуэтки того периода представляют большую ценность. Их стоимость начинается от 1500$, в то время как фигурки послевоенного времени можно приобрести от 5 тыс. рублей.
Подделки
Как и любой другой ценный антиквариат, фарфоровые статуэтки СССР нередко подделывают. Новичку в данной сфере отличить оригинал от копии довольно трудно.
Каждый завод имеет свое клеймо, которое, казалось бы, должно служить гарантом качества. Но не все так просто, ведь в процессе производства оригинальные фигурки не всегда получали клеймо в надлежащем виде. Штамп мог неплотно прилегать к поверхности, подвергаться износу, мог произойти залив краски – технологии того времени были далеко не совершенны. Образцы клейма некоторых заводов претерпевали многочисленные изменения, например, клеймо ЛФЗ видоизменялось 70 раз! Не стоит также забывать, что со временем клеймо вообще могло просто стереться, поэтому статуэтки без него не нужно сразу относить в разряд подделок.
Насторожить должны явно плохое качество изделия, заниженная цена, маленький размер фигурки. Лучший вариант при покупке таких изделий – консультация специалиста, ведь для правильной оценки фарфорового изделия нужно знать особенности стиля, сочетание красок, характерное для определенного завода или даже конкретного мастера.