ОАО "Ачинский НПЗ Восточной нефтяной компании"

"Ачинский НПЗ Восточной нефтяной компании" (ОАО «АНПЗ ВНК») – единственное в Красноярском крае крупное нефтеперерабатывающее предприятие. Мощности завода позволяют ежегодно перерабатывать порядка 7,5 миллиона тонн сырой нефти. В 2013 году произведено 2,83 млн тонн мазута, 2,1 млн тонн дизтоплива, 1,22 млн тонн автобензина и другой продукции.

ачинский нпз

История

Изначально "Ачинский НПЗ Восточной нефтяной компании" должен был строиться в Красноярске. Учитывая, что в основном продукцию планировалось производить для Ачинского глиноземного комбината, Совмин СССР решил пересмотреть место строительства, выбрав площадку под Ачинском.

Первые нефтепереработчики приехали трудиться на Ачинский НПЗ из разных концов страны: Ангарска, Омска, Павлодара, Ярославля. На тот момент, когда пускали АНПЗ, в Ачинске и в Красноярском крае не готовили «нефтяных» специалистов.

12 декабря 1982 года завод получил первый прямогонный бензин, а 31 декабря 1982-го на временной эстакаде налива отгрузили первые 15 железнодорожных цистерн товарного мазута для Ачинского глиноземного комбината. 12 декабря 1984 введена в эксплуатацию комбинированная битумная установка. Получены первый гудрон, вакуумный газойль и битум.

оао ачинский нпз

Производство

Долгое время Ачинский НПЗ производил стандартную продукцию:

  • низкооктановый бензин;
  • мазут;
  • газойль;
  • битум;
  • гудрон.

Выпуск высокооктановых бензинов на Ачинском ПНЗ начат с 1990 года в связи с расширением автопарка региона. До этого времени завод производил бензин А-80.

В 2008 году АНПЗ первым из предприятий компании «Роснефть» приступил к выпуску евро-продукции: получил промышленные партии автомобильного бензина марок «Регуляр» и «Премиум», соответствующие нормам МСТ Евро-3.

В 2012 году Роснефть на Ачинском НПЗ организовала производство нового типа топлива – судового маловязкого вид 1. А 6 декабря 2012 года ачинские нефтепереработчики получили первую промышленную партию (более 4000 тонн) бензина «Регуляр-92», соответствующего Евро-4. С начала 2013 заводом выпускается бензин марки «Регуляр-92» (Евро-5) и автобензин «Премиум-95» (Евро-4).

Управление

В самом начале строительства АНПЗ (июль 1971 года), когда финансирование еще не началось, дирекция будущего предприятия уже стала функционировать. На первых порах в ней трудилось шесть человек, но даже на зарплату первым управленцам денег не перечисляли. Тогда заместитель директора В. А. Бурцев продал свой мотоцикл. На эти средства молодой коллектив продержался с июля до конца 1971 года. Сегодня костяк административного персонала составляют опытные управленцы. Гендиректором АНПЗ является Демахин Алексей Александрович. Управляет предприятием совет директоров.

Кстати, Министр обороны РФ Сергей Шойгу в 1991-1992 годах работал на Ачинском НПЗ. В эти годы он был главным инженером СУ-82 треста «Ачинскалюминстрой». Это управление строило объекты заводских очистных сооружений.

ачинский нпз восточной нефтяной компании оао

Принадлежность

К «Роснефти» Ачинский НПЗ перешел в 2007 году, с тех пор ассортимент продукции неуклонно расширяется, модернизируется технологическое оборудование. Например, в июне 2007 года введена в эксплуатацию централизованная операторная №1, откуда ведется управление технологическими процессами. Это здание бункерного типа, толщина его стен достигает одного метра. При этом внутри операторной очень уютно. Строительство такого здания продиктовано современными требованиями к безопасности персонала взрывопожароопасного производства. В ноябре 2012 года на территории АНПЗ была сдана в эксплуатацию вторая операторная – там разместился персонал строящихся установок.

Безопасность и экология

Так как нефтеперерабатывающее производство – взрывопожароопасное, в цехах предприятия Ачинский НПЗ ВНК функционируют группы специально обученных людей, которые в случае возникновения чрезвычайной ситуации сумеют справиться с огнем. Впервые такие формирования созданы в 1996 году. Каждый год на заводском учебном полигоне аварийно-спасательные формирования оттачивают навыки по ликвидации ЧС.

Для обеззараживания воды, которая многократно используется на предприятии для технологических нужд, вместо хлорирования применяют метод ультрафиолетовой очистки. Он обеспечивает безвредную для человека и окружающей природной среды технологию обработки воды, уничтожение ДНК и РНК бактерий, вирусов и грибов. Кстати, на природоохранные мероприятия ОАО "Ачинский НПЗ" ежегодно выделяет сотни миллионов рублей. В 2011-м и в 2012-м завод стал победителем престижного всероссийского конкурса «Эколидер».

ачинский нпз восточной нефтяной компании

Инфраструктура

Схема водоснабжения и водоотведения АНПЗ в своем роде уникальна. Повторно - для технологических нужд - используются не только очищенные сточные воды завода, но и ливневые, и талые воды с промплощадки и незастроенной территории. Максимальный водооборот и минимальный водозабор из реки Чулым позволяют обеспечить отсутствие сбросов в реку 10 месяцев в году.

С 2011 на заводе ведется масштабное строительство. Ожидается появление двух крупных производственных объектов: комплекса по производству нефтяного кокса и установки гидрокрекинга. Они позволят создать на предприятии 860 дополнительных рабочих мест.

Введена в эксплуатацию станция смешения бензинов – первая на предприятиях нефтепереработки НК «Роснефть». С помощью автоматизированной технологии ачинские нефтепереработчики теперь смешивают компоненты бензинов с «аптечной» точностью.

В августе 2012 на АНПЗ введены в эксплуатацию водозаборные сооружения из подземных источников, которые позволят заводу получать собственную воду на хозпитьевые нужды и снизить эксплуатационные затраты. В скором времени на площадке Ачинского НПЗ строителей будет трудиться почти столько же, сколько и самих нефтепереработчиков. Сегодня на стройплощадках комплекса гидрокрекинга и комплекса по производству нефтяного кокса работает без малого 800 человек, а в пик строительных работ предполагается довести их количество до 1500 специалистов.

Транспортное обеспечение

Объездная дорога Ачинска появилась в городе тоже благодаря нефтеперерабатывающему заводу. Строительство трассы в восточной горловине путепровода позволило вывести большегрузный транспорт за пределы города, а также использовать дорогу для проезда транзитного автотранспорта через Ачинск по Московскому тракту.

5 лет шло строительство железнодорожного переезда, который на сегодняшний день соединяет город с дорогой на Ачинский НПЗ (фото некоторых его объектов мы представили в обзоре). Темпы работы замедлялись постоянным движением поездов. Для строителей выделялись «окна», во время которых останавливалось движение по магистрали. Как правило, они длились не более двух часов. Также на средства Ачинского НПЗ были построены три моста: два железнодорожных и один автомобильный.

ачинский нпз фото

Крупные социальные проекты

В сентябре 1986 года в Привокзальном районе Ачинска на средства АНПЗ была построена поликлиника, рассчитанная на прием 600 посетителей в день. В 1989-м сдан в эксплуатацию стационар. Строители рассказывали, что в самый разгар возведения медсанчасти НПЗ на стройплощадке порой не хватало кирпича – из-за того, что Ачинский кирпичный завод не справлялся с производством необходимого количества стройматериала. И из-за этого бригадам приходилось простаивать.

Реконструкция футбольного поля на стадионе «Олимп» также была осуществлена на средства АНПЗ. В 2011 году на эти цели компания «Роснефть» выделила 60 миллионов рублей.

Обучение

Обучать кадры для нефтяной отрасли в Ачинске начали с 1987 года. В этом году, по инициативе Ачинского НПЗ, было открыто профессиональное училище №96 (ныне – техникум нефти и газа). В ноябре 2013-го АТНиГ отметил юбилей – 25 лет. Ежегодно на завод принимают 50 молодых специалистов. Такой статус имеют выпускники вузов в течение первых трех лет после завершения учебы.

Школы №№18 и 1 (сейчас лицей №1) и три детских сада Привокзального района были построены АНПЗ по новым проектам, специально адаптированным к условиям Сибири.

оао ачинский нпз внк

Достижения наших дней

Не только советским прошлым может гордиться ачинское предприятие. Достижения последних лет не менее значимы:

  • В 2009 году годовой объем переработки нефти на АНПЗ впервые превысил 7,5 миллиона тонн. Изначально мощность установки первичной переработки нефти составляла 6 миллиона тонн нефти.
  • По результатам социальной деятельности в 2010 году ОАО "Ачинский НПЗ ВНК" первым в крае получило сертификат доверия работодателю.
  • В 2011-2012 годах продукция АНПЗ вошла в число победителей всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».
  • Накануне своего тридцатилетия, 19 ноября 2012 года, НПЗ переработал 180-миллионную тонну нефти с момента пуска завода.

Ачинский НПЗ: контакты

ОАО «АНПЗ ВНК» размещается по адресу: Красноярский край (РФ), Большеулуйский район, промышленная зона НПЗ.

Контакты: телефон (391-59)533-10, факс (391-59)537-10.

ачинский нпз внк

Авария

Крупная техногенная авария в 2014 году надолго выбила предприятие из привычного рабочего цикла. Взрыв нефтепродуктов произошел в 23:37 15.06.2014 года, погибли люди. Причиной трагедии специальная комиссия называет коррозию трубопровода в зоне ректификационной колонны, где перерабатывается нефть. Ачинский НПЗ стал антирекордсменом: страховщикам пришлось выплатить наибольшую страховку в 2014 году – 800 млн долларов. К 20 ноября предприятие было восстановлено.

Руководитель «Роснефти» И. Сечин уведомил, что виной аварии стали ошибки подрядчика. При ремонте системы не были соблюдены технологические нормы, в частности, при монтаже нарушена плотность соединений. При пусковых работах утечки газа привели к взрыву и масштабному пожару.

Вывод

Уже сегодня Ачинский НПЗ – одно из лучших нефтеперерабатывающих предприятий «Роснефти». Учитывая рост инвестиций в нефтегазовую отрасль страны, реализуемую на заводе программу большой модернизации, а также выгодное географическое положение, у АНПЗ есть все предпосылки для лидерства в отрасли. Как минимум – в Сибирском регионе.

После недавней техногенной катастрофы на НПЗ применяются новейшие средства мониторинга безопасности, внедряются экологические проекты. Не уменьшается шефская помощь региону. В планах – поэтапное увеличение номенклатуры инновационной продукции, расширение мощностей, повышение качества, снижение себестоимости, увеличение глубины переработки углеводородов. Руководители предприятия в будущее смотрят с уверенностью!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Только Кужугетыч не в 91-92 был главным инженером СУ-82,а в 82-ом. Как очевидец заявляю. Вскоре стал нач СУ-27.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.