Железные дороги – главные промышленные артерии любой развитой страны. Сложно представить себе современную жизнь без них. Железнодорожные перевозки подкупают своей дешевизной и возможностью транспортировки массивных грузов. Поэтому они нашли такое широкое применение в промышленной отрасли, позволяя крупным предприятиям экономить огромные суммы.
Железнодорожная цистерна – одна из разновидностей подвижного состава. Применяется она в основном для перевозки нефтепродуктов, кислот, щелочей и прочих агрессивных веществ, а также муки, цемента, сжиженного газа, молока.
Типы
Существуют разные типы железнодорожных цистерн:
- Цистерна общего назначения. В таких чаще всего перевозят нефтепродукты.
- Цистерны специальные, предназначенные для транспортировки строго определённых грузов.
Железнодорожная цистерна может предназначаться как для обычных, не особо привередливых жидкостей, так и для тех, которые находятся под давлением. Ёмкость для перевозки сжиженных газов и прочих грузов, требующих высокого давления, называется сосудом. Когда нужно соблюдать определённые температуры хранения, приходится использовать криогенные типы. Если есть необходимость, то внутренние стенки цистерны могут быть защищены специальным покрытием, препятствующим коррозии.
Цистерна общего назначения
Большинство цистерн, бороздящих железные дороги, относятся к типам общего назначения. Они гораздо дешевле своих специализированных «коллег» и идеально подходят для перевозки жидких нефтепродуктов, которые не требуют подогрева во время слива или налива. Обычно цистерны общего назначения имеют простейшую конструкцию и не оснащены сложным измерительным оборудованием или иными технологическими новшествами.
Специальная цистерна
Специальные виды встречаются гораздо реже, чем обычные, и нужны они в основном организациям, использующим в производстве транспортируемые жидкости. Такая железнодорожная цистерна может быть довольно сложна, она может предназначаться для перевозки сжиженных газов под давлением, для транспортировки кислот и щелочей, различных токсичных и агрессивных веществ.
Цистерны специального назначения нередко оснащаются сложными техническими приспособлениями, поэтому для каждой пишется отдельная инструкция по эксплуатации. В ней рассмотрен правильный слив железнодорожных цистерн, а также отмечены особенности конструкции, правила обслуживания и эксплуатации этого изделия.
Конструкции
Современные железнодорожные цистерны бывают самых разнообразных конструкций, но можно выделить два основных типа – с рамой и без неё. Различия в строении не влияют на объём железнодорожной цистерны. Конструкция с рамой отличается только тем, что в ней нагрузка, проходящая по вагонам, передаётся по раме, исключая саму цистерну.
Безрамный вариант, наоборот, предоставляет возможность тяговым и ударным нагрузкам передаваться через цистерну, играющую роль рамы. Если объём железнодорожной цистерны слишком велик, то её надежно укрепляют стальными кольцами по внешней или внутренней стороне.
Конструкция железнодорожных цистерн также различается по количеству осей. Можно встретить четырёх-, шести-, восьмиосные варианты. Чем выше их количество, тем больше объём изделия. Также на корпусе обязательно должны находиться лестницы и люки для слива жидкости.
Загрузка
Перед загрузкой жидкости железнодорожная цистерна должна пройти соответствующее техническое обслуживание и подготовку к загрузке. Для специализированных типов процедуры загрузки могут существенно разниться, но есть несколько общих правил, подходящих для большинства цистерн.
В первую очередь необходимо дождаться полной остановки подвижного состава, затем очистить лестницы и люки от грязи или снега, если они есть. Далее нужно открутить вентиль сброса давления, чтобы убедиться, что в цистерне отсутствует давление. Затем следует открыть и надёжно зафиксировать крышки люков. После произвести осмотр внутренней части цистерны и удалить оттуда любые инородные тела. Потом производится проверка всех элементов конструкции, проверяются все детали и узлы. Особое внимание уделяется наличию поворотных дисковых затворов и болтов, которые крепят аэроднища к фланцам конусов бункеров котла.
Когда все необходимые процедуры будут закончены, начнётся загрузка цистерны. После того как она будет полностью завершена, крышки люков должны быть плотно закрыты и запломбированы. Последние шаги – очистка наружной части цистерны от попавших на неё частей груза.
Слив жидкости
После загрузки жидкости в железнодорожную цистерну к ней прилагается сопровождающая документация и производится пломбирование ёмкости. По прибытии именно по наличию пломбы можно убедиться, что с грузом всё в порядке. Слив нефтепродуктов или иных опасных жидкостей должен проводиться на специальных складах или подъездных путях. В местах общего пользования слив можно осуществлять только после согласования с начальником железнодорожного отделения и пожарными.
Нужно устранить с поверхности цистерны налипшую грязь или снег. После этого можно производить слив груза. Разгрузку можно производить из трёх бункеров сразу, или же из каждого по очереди. Чтобы не возникало проблем с давлением, нужно постоянно следить за показаниями манометра. После разгрузки надо обязательно убедиться в том, что в котле нет остатков груза. Если же они есть, то их необходимо удалить. Затем требуется загерметизировать все люки и установить на них пломбы, после чего железнодорожная цистерна возвращается отправителю.
Состав могут составлять исключительно цистерны. Но иногда к ним добавлены железнодорожные вагоны. Цистерны после слива из них транспортируемой жидкости должны быть тщательно вымыты. Процедура осуществляется машинным или ручным способом. При этом она может быть произведена обычной водой либо с добавлением специальных моющих средств.