Космодром «Байконур» в 3 часа ночи 23 апреля 1967 года принимал сразу двух известных покорителей космоса: Юрия Гагарина и Владимира Комарова. В эту судьбоносную ночь Юрий как дублер-испытатель, а в первую очередь как друг провожал своего товарища в полет на космическом корабле «Союз-1». Оставалось 35 минут до начала операции, и лифт повез космонавтов на вершину ракеты к кораблю. Гагарин оставался с Владимиром Комаровым до закрытия люков и был последним, кто пожелал ему удачи… и простился с ним.
Секретное предложение
В 1959 году, будучи военным летчиком, Владимира Михайловича вызвало руководство в кабинет, где его встретили двое представительных людей. Один из них был военным врачом, а второй – полковником ВВС. Молодому специалисту предложили секретную работу и сказали лишь о том, что необходимо будет испытывать технику и летать на большой высоте. "Наконец-то", — подумал Владимир Комаров, ведь летать было его мечтой. Поэтому ответ был незамедлительный и положительный.
В этот год шел отбор космонавтов-испытателей, основными требованиями были: рост 1,7 метра, вес до 70 кг и возраст до 30 лет. На тот момент Владимиру было 32 года, но его теоретические знания были необходимы командованию, и он попал в отряд из 20 избранных для секретных испытаний.
Летчикам ежедневно приходилось бегать, тренироваться в термокамере, центрифуге и прыгать с парашютом. Лишь спустя 3 месяца стало понятно, что ребят готовят для отправки в космос.
Первый полет
Из новобранцев планировалось отобрать лишь одного космопроходца, однако после первого полета Юрия Гагарина, который также был отобран в двадцатку лучших, было понятно, что одним человеком операция по освоению космоса не ограничится.
И вот 12 октября 1964 года отправляется в космос первый в мире многоместный корабль «Восход». Планируется экипаж из трех человек: летчика, врача и инженера. Владимира Комарова назначают командиром экипажа. Также принимается решение главным командованием об отправке людей без скафандров, поскольку места на троих в «Восходе» не хватает.
Старт корабля был осуществлен в 7.30 утра, после чего традиционный доклад Комаров передал Н. Хрущеву, а затем вторым звонком в Кремль оповестил о ходе дел Л. Брежнева и Д. Устинова. Однако партийных деятелей не было на месте. И это неспроста, ведь в этот момент готовилась «Малая Октябрьская революция», целью которой было свержение нынешней власти.
Кому докладывать?
С первого полета Гагарина сложилась традиция, согласно которой генеральный секретарь встречал космонавтов на Красной площади для торжественного отчета последних о проделанной операции.
После приземления «Восхода» на борту с Владимиром Комаровым Н. Хрущев уже был отстранен от власти, кому читать подготовленный доклад, неизвестно. Пока кресло генсека оставалось без правителя, экипаж космонавтов не выпускали из Байконура. Целых пять дней специалисты пробыли за закрытыми дверями, поскольку улетели при Н. С. Хрущеве, а вернулись, как позже станет известно, при Л. И. Брежневе.
Когда экипажу дали добро на приезд в Москву, Владимир в момент перелета начинает переписывать доклад и тексты рапортов с заменой официального обращения. Из них теперь исчезают фразы: «Дорогой Никита Сергеевич!»
Полет на «Восходе» полностью меняет жизнь военного летчика: отныне космонавт Владимир Комаров - Герой Советского Союза.
Помощь сопернику
В середине 60-х существовало два космических отряда: военных и гражданских специалистов. Между группами была неприязнь. Как рассказывает Георгий Гречко, который был в составе гражданских космонавтов, во время физических тренировок ребята из военного отряда окружали соперников и выясняли, зачем те пришли в космическую команду. Ведь дело гражданских инженеров строить корабли, а ребятам из военного отряда на них предназначено летать. А было все не так, места в космических кораблях были заняты гражданскими специалистами.
В такой негласной войне нелюбовью к сопернику был пропитан каждый член отряда, кроме доброжелательного Владимира Комарова, который относился к команде военных. После неудачного приземления Георгия Гречко, во время которого у него сломалась нога, встал вопрос о его отчислении. Но Владимир, будучи из противоположного отряда, убедил руководство на время лечения Гречко разрешить читать ему лекции в центре подготовки космонавтов и после полнейшего выздоровления вернуться к тренировкам для полета в космос.
Проблемы со здоровьем
До первого полета в 1963 году в непростой ситуации во время прохождения медицинского осмотра оказался Владимир Комаров. После тренировки на центрифуге кардиограмма летчика показала плохие результаты. А сердце – это куда важнее орган для космонавта, чем сломанная нога. Возникла проблема, решение которой должно было пройти через отчисление ученика.
Тогда весь отряд во главе с Юрием Гагариным отстоял своего друга, и было назначено повторное медицинское обследование. Тогда врачу Адиле Котовской удалось узнать причину такого плохого результата кардиограммы. Все дело в том, что за месяц до центрифуги Владимиру удалили гланды, и перед тренировкой летчик скрыл этот факт.
Второе обследование было положительным для Комарова, и врачи сделали заключение: «С такой кардиограммой только в космос летать».
Молодость Владимира Комарова: биография
В Московской школе № 235 учился с 1-го по 10-й класс Володя. Отец его был дворником и на досуге вместе с сыном клеил макеты самолетов. Это отложило отпечаток на выборе будущей профессии. После окончания школы мальчик поступает в летное училище, окончив которое, отправляется служить в Чечню.
В месте службы Владимир знакомится со своей будущей женой Валентиной Киселевой. Впервые он увидел ее на фотографии, выставленной как удачный снимок в одном фотосалоне. Девушка на тот момент училась в педагогическом университете, а по вечерам работала библиотекарем. Владимир любил читать, и частые посещения библиотеки, где присутствовала милая сердцу Валентина, сыграли свою роль. Вопреки нежеланию родителей Валентины их союза, год ухаживаний переубедил их, и свадьба состоялась. В браке Валентины и Владимира Комарова родилось двое детей: сын Евгений и дочка Ирина.
Последний юбилей
Первый полет принес не только славу Комарову, но и подарок от государства – четырехкомнатную квартиру. После гарнизонного жилья это была просторная обитель с балконом, лоджией и крупногабаритной кухней. Детворе теперь хватало места, чтобы поиграть в прятки, не выходя из дома. Все радовались, кроме Валентины. Что-то нагоняло тоску жене космонавта.
16 марта 1967 года квартира принимала гостей по поводу сорокалетнего юбилея Владимира. Виктор Кукешев, давая интервью, посвященное фильму о памяти героя, сказал, что сорокалетие было отмечено плодотворно. На веселом торжестве никто из гостей не мог подумать, что уже через 1,5 месяца они увидят фото Владимира Комарова с черной ленточкой внизу.
Запуск «Союза-1»
После отправки "Союза-1" на борту с Комаровым зрители КВН узнали, что в космосе сейчас, 23 апреля 1967 года, находятся советские астронавты. Ведь на юмористическую сцену страны был вынесен плакат с этой информацией. Зал аплодировал стоя. А уже 24 апреля никаких отчетов и рапортов из космоса не доносилось. Валентина ждала своего героя. Тревожным сигналом для жены стало внезапное отключение домашнего телефона. Хотя она знала, что у военных летчиков телефон всегда находился в рабочем состоянии. Но подъехавшая черная волга к подъезду Комаровых окончательно убила надежду в Валентине увидеть своего любимого. Генерал-полковнику, прибывшему оповестить о трагедии семью космонавта, даже не пришлось говорить вступительных речей. Валентина лишь спросила у него о действительности информации.
26 апреля 1967 года состоялись похороны Героя Советского Союза. Космонавт Владимир Комаров был увековечен в Кремлевской стене. Там и ныне находится урна с его прахом.
Причины неудачного полета
Полет корабля «Союз-1» все время переносили, поскольку каждый раз находились неполадки, которые нуждались в ликвидации. Но конструкторов торопили высшие руководители, чтобы быстрее запустить корабль и приурочить достижение к 50-й годовщине Октябрьской революции. Тем более что к тому моменту вторая сверхдержава - США добилась больших успехов в освоении космоса.
По технике безопасности требовался запуск беспилотных летательных аппаратов. «Союз-1» все три беспилотных испытания провалил, тем не менее на борту с Комаровым был отправлен в космос. После выведения корабля на орбиту начались неприятности: не раскрылась одна солнечная батарея, а это недостаток энергии и, как следствие, отказ от автоматического управления. Владимир запустил двигатель на торможение, начал готовить аппарат к посадке. В центре управления все вздохнули, но поступило сообщение, что под Орском погиб Владимир Комаров. Фото обгоревших останков облетело сейчас весь мир, но тогда было слишком много виновных в гибели, и геройский поступок со смертельным исходом не был освещен ни в одной газете. Причиной гибели объявили скрутившиеся стропы парашюта, из-за которых корабль начал стремительное падение. Затем комиссией было найдено около 200 недочетов «Союза-1». Их со временем устранили, и по сей день корабль летает без эксцессов.