Наверняка многие родители сталкиваются с такой проблемой - сын или дочь наотрез отказываются питаться в школьной столовой. Но что делать в этом случае? Неужели спокойно закрыть глаза на то, что ребенок 7-8 часов проводит фактически голодным? Нет.
Ребенок не ест в школьной столовой: в чем причина
Причины могут быть самыми разными - от "не хочу есть лук" до "моя мама вкуснее готовит". Некоторые дети просто предпочитают домашнюю еду, к которой они привыкли, и все "столовские изыски" не вызывают у них аппетита.
Проблема часто и в том, что дети недовольны качеством и ассортиментом блюд, предложенных в столовых. Не тот вкус, не такое оформление еды - школьники любят придираться ко всему. Но что делать? Решать ситуацию и искать выходы. Нужно проявить комплексный подход - от улучшения качества школьного питания до воспитания у детей. И заниматься этим должна не только школа, но и родители.
Чем сейчас кормят в школьных столовых: все ли так плохо
Давайте с главного: сейчас в школах России питание вполне нормальное. Следят за тем, чтобы оно было здоровым и сбалансированным - того требует Роспотребнадзор.
В частности, на завтрак детям предлагают каши, творожные и яичные блюда, овощи и фрукты - продукты, богатые энергией, витаминами и микроэлементами, которые нужны для гармоничного роста. Обед, в свою очередь, включает в себя овощные закуски, первые блюда, гарниры, мясные или рыбные блюда, а также компоты, кисели и фрукты. Важно, что пищу чаще всего подают в тушеном, отваренном или запеченном виде, без добавления жареных и копченых продуктов. Из школьного меню давно исключили блюда с повышенным содержанием сахара, соли и жиров вроде макарон по-флотски, сырокопченых колбас и яичницы. Может, как раз в этом дело - обычному ребенку не хватает изюминки во вкусе?
Питание хорошее, а детям не нравится
Вернее, не все дети от него в восторге. Даже несмотря на то, что в современных школах организовано здоровое и сбалансированное питание, многие ученики по-прежнему жалуются на качество и вкус школьных блюд - более 83% недовольны школьным меню.
И причины этого не только в личных предпочтениях детей, но и в реальных проблемах организации школьного питания. Так, по мнению экспертов, в некоторых образовательных учреждениях дети получают низкокачественную и невкусную пищу по одной причине - нет единых федеральных стандартов. Кроме того, нередко блюда подаются остывшими, что детям не нравится, и это объяснимо.
Представители Общественной палаты и Государственной Думы также обращают внимание на то, что при формировании школьного меню не всегда учитывается мнение специалистов по детскому питанию и диетологов. Важно не только контролировать калорийность и полезность продуктов, но и следить за правильностью их приготовления и подачи. Еда должна быть не только здоровой, но и аппетитной для любого ребенка.
Можно ли что-то изменить
В целом да. Но заниматься этим должна не только школа, но и семья. И дело не в строгом наказе, мол, ешь, что дают! Попробуйте изменить домашний рацион - максимально приблизьте его к тому, какой предлагает столовая в школе, где учится ребенок. Ваша задача - развить у своего школьника интерес к здоровой пище.
Важно объяснить важность регулярного и сбалансированного питания для роста, развития и успеваемости. Скажите, как важно питаться в нужное время. Пусть с такой позиции с ребенком поговорят учителя, школьный врач.
И конечно же, можно поучаствовать в родительском комитете - начать взаимодействие с администрацией школы, чтобы хоть как-то помочь улучшить организацию питания и сделать школьные обеды более интересными, привлекательными для учеников. Может, вы как опытная в хозяйстве мама подскажете, чем хорошим и вкусным можно накормить детей во время обеда?
А может, лучше изменить систему обедов в школах?
Просто скорректировать меню не выход. Решить проблему может передача организации питания на региональный уровень. В какой-то степени это позволит сгладить разницу в качестве услуг в сфере питания между разными школами и выровнять стандарты. Сейчас многие эксперты и вовсе предлагают отказаться от системы аукционов при закупке продуктов в пользу двухэтапных открытых конкурсов - пусть основным критерием станет не только низкая цена, но и соответствие продукции требованиям.
Есть эксперты, которые уверены: проблемы питания в школах часто всплывают на поверхность из-за недостаточной ответственности на региональном и муниципальном уровнях. Чаще всего все обязанности возлагаются на директора школы, у которого попросту нет полномочий и ресурсов для решения этого вопроса. В любом случае распределять зоны ответственности между разными уровнями власти надо, а кроме этого выделять средства и закреплять обязанности за профильными специалистами.
Таким образом, эффективная трансформация системы школьного питания требует комплексного подхода, включающего совершенствование нормативной базы, привлечение экспертов, вовлечение родителей и перераспределение ответственности между органами власти.
Новый проект в сфере общественного питания
Ребенок не хочет есть в школьной столовой - это проблема ребенка? Нет! Она давно вышла за пределы "капризов", решить ее пытаются на всех уровнях. Уже есть конкретные предложения и даже целые проекты. Один из них представил Борис Макаренко, суперфиналист "Лидеров России". Инициатива может стать важным шагом в совершенствовании системы общественного питания в детских и дошкольных учреждениях.
Программно-аппаратный комплекс, разработанный Борисом Макаренко, направлен на повышение контроля и эффективности ключевых процессов в сфере питания в школах и детсадах. Разработка представляет собой усовершенствованные умные весы, которые позволяют не только фиксировать температуру, вес и внешний вид готовых блюд, но и отслеживать соответствие их стандартам качества. Аппарат поможет браковать нестандартные и "неправильные" порции.
Еще одна особенность проекта в том, что он предусматривает интеграцию первого модуля в систему "Меркурий". Это позволит отслеживать жизненный цикл полуфабрикатов - от момента приемки сырья до выдачи готовых блюд. С таким подходом можно будет минимизировать риски использования просроченных или некачественных ингредиентов.
Также Макаренко разработал модуль для фиксации количества сырых продуктов и готовых блюд. Он поможет сократить объемы пищевых отходов, вывозимых на свалки. Стоит отметить, это очень актуально с точки зрения экологии и рационального использования ресурсов.
Инновационный проект суперфиналиста "Лидеров России" уже вызвал интерес у губернатора Омской области Виталия Хоценко. Он отметил перспективность разработки для предприятий общественного питания. Безусловно, это говорит о практической значимости и высоком потенциале идеи. Не исключено, что вскоре она будет внедрена в детских и дошкольных учреждениях на территории всей страны.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание