Одним из замечательных представителей Серебряного века был многогранно одаренный и весьма оригинальный (его называли самым чудаковатым русским начала XX в.) человек — Максимилиан Волошин (1877-1932). Он очень органично вписывался в тот прекрасный период русской литературы, к которому так подходят слова поэтессы А. Ахматовой: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…», хотя сам М. Волошин не принадлежал ни к одному из направлений, главенствующих тогда в русском искусстве.
Талантливый человек талантлив во всем
В мае 1877 года в Киеве, в семье коллежского советника (чин VI класса, соответствующий армейскому полковнику) А. М. Кириенко-Волошина и Е. О. Глазер родился сын. Сразу после появления ребенка на свет мать, впитавшая в себя свободные нравы того времени, бросила мужа, умершего через три года, и никогда больше о нем не вспоминала. Маленького Макса она воспитывала сама сообразно своему сумасбродному нраву. И, наверное, была права, если появился в России в результате ее воспитания энциклопедист Максимилиан Волошин, квалифицированный и талантливый переводчик, замечательный, своеобразный поэт и поразительный художник. Кроме того, он был интересным литературным критиком. И, в подтверждение всему сказанному, как будто бы сама природа создала на Карадаге профиль бородатого человека, на которого со временем стал невероятно похож Максимилиан Волошин.
Необычная судьба
И судьба его была удачлива. Этот веселый человек, дурашливый мистификатор, в принципе, до конца своих дней жил, как и где хотел, писал, что хотел, правда, не публиковался. А позднее только за хранение его стихов люди могли бесследно исчезнуть. У него даже имение, состоявшее из двух 2-этажных особняков и просторного флигеля, большевики не отобрали. А в Коктебель, вплоть до самой кончины этого «лохматого Зевса», в летние периоды наезжали сотни друзей и друзья его друзей. Имение Волошина было чем-то вроде бесплатного санатория, дома творчества для поэтов, писателей и художников.
Переломный год
Максимилиан Волошин учился в гимназиях – феодосийской и двух московских, в Московском университете (на юридическом отделении), и везде постигал науки неважно. А потом, спустя годы, говорил, что десять лет, проведенных в учебных заведениях, не обогатили его ни одной мыслью, и что годы это выброшенные. Однако он посещал интересующие его курсы лекций в Сорбонне и проходил обучение в мастерских художников Парижа.
В 1900 году, который м. Волошин считает годом своего становления, он был выслан из Москвы в Среднюю Азию за участие в студенческих волнениях. Именно здесь он принимает решение посвятить себя искусству и литературе, для чего, по его мнению, ему было необходимо «уйти на Запад».
Из недоучек – в энциклопедисты
Максимилиан Волошин, биография которого вплоть до 1912 года будет тесно связана с Парижем, изъездил всю Европу и побывал в Египте. За эти годы недоучившийся студент превратился в эрудита – он странствовал по городам, проводя много времени в библиотеках, впитывая в себя, как губка, культуру древних и средневековых цивилизаций. Он активно занимался переводами, открывая французам русских поэтов, а соотечественникам – французских. Его критические статьи интенсивно публиковались в популярных российских изданиях, и к моменту возвращения в Коктебель у него уже было литературное имя.
Талантливый мистификатор
Но в 1913 году этот абсолютно свободный человек, взгляды которого всегда отличались от взглядов окружающих (да и кредо матери был девиз: расти кем угодно, только не похожим на остальных) совершил два поступка, результатом которых стал объявленный ему бойкот. Первой историей была талантливая мистификация с поэтессой Елизаветой Дмитриевой. Они издали цикл стихотворений под псевдонимом Черубина де Габриак. Стихи пользовались бешеной популярностью. Но и разоблачение было тяжелым, в результате, отстаивая честь женщины, М. Волошин стрелялся на дуэли с Н. Гумилевым. Секундантом у Максимилиана Александровича был граф А. Толстой.
Вразрез с общественным мнением
Вторая история рассорила Волошина со многими литературными приятелями. Он в феврале-месяце прочитал лекцию в Политехническом музее, в которой осмелился высказать свое, отличное ото всех мнение по поводу причины нападения маньяка на картину И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». В 1914 году выходит книга его очерков «Лики творчества», ставшая очень популярной. А в 1910 году увидел свет первый сборник его стихов, до этого его поэзию не публиковал ни М. Горький, ни В. Иванов.
Участок в Крыму
Некоторые исследователи считают, что и в наши дни совершенно не оценен ни масштаб личности, ни творческое наследие художника, поэта и литературного критика по имени Волошин Максимилиан. Коктебель неразрывно связан с его именем. Идея поселиться там принадлежала его матери. Еще в в1893 году (Максу тогда было 16 лет) она одной из первых купила здесь участок земли у моря, считая, что только воздух, природа и многовековая история Крыма, в которой оставили свой след столько разных культур, подходит ее бесценному Максимилиану, в котором смешано столько разных кровей.
Легендарный дом
С момента возвращения из-за границы поэт и художник почти все время живет в своем имении, которое постепенно становится своеобразным центром культурной мысли России. Хотя, по слухам, здесь не только мыслили. В тяжелейшие годы Гражданской войны дом Максимилиана Волошина был приютом для всех его друзей, невзирая на их «окраску» – красных он спасал от белых, а белых от красных. Он не уехал в эмиграцию, хотя его друг А. К. Толстой в 1918 году (в1923 году вернувшийся в советскую Россию) умолял его бежать за границу. Волошин не бросил Родину.
Певец Киммерии
Находясь в Коктебеле, М. Волошин много рисовал — по свидетельству современников, две акварели в день. Многие из его работ сопровождаются прекрасными стихами. Он был влюблен в свою Киммерию (у древних греков – «Северные страны»), писал о ней и рисовал ее. Максимилиан Волошин картины свои писал циклами. Некоторые из них принимали участие в выставках художников «Мира искусства». Но они долгое время не были знакомы широкому зрителю, хотя сейчас прекрасные подборки, сопровождаемые стихами, можно найти в широком доступе. Хранятся многие произведения мастера в музее его имени и в Феодосии, в музее Айвазовского.
Хранительница наследия
Музей Максимилиана Волошина в его доме в Коктебеле открылся в 1984 году. Своему существованию он обязан вдове Максимилиана Александровича М. С. Волошиной (в девичестве Заболоцкой), которая вплоть до 1976 года не просто проживала в бывшем поместье, а бережно хранила и собирала все, что было связано с ее горячо любимым мужем. Она знала, что когда-нибудь жители России оценят наследие великого художника и поэта по достоинству.
В музее происходит вручение ежегодной Международной премии Максимилиана Волошина за лучшую поэтическую книгу, дни ее вручения названы Волошинским сентябрем. Похоронен поэт и художник рядом — на горе Кучук-Янышар. Под одной плитой покоится с ним рядом и его жена.