Тема о месте человека в природе, о степени его близости к ней может быть очень выгодно подана и с точки зрения демонстрации знаний ученика, и с точки зрения возможностей для его творческой и интеллектуальной реализации. Несмотря на ее прозаическую "штампованность", сочинение на тему "Люди и природа" может быть написано очень глубоко и интересно – независимо от профессиональных приоритетов автора, его склонностей и образа жизни.
Место человека в мире – базовая проблема всех наук и искусств. Именно осмыслению этого вопроса в конечном счете посвящены исследования и художественные произведения.
Из-за того, что вопросов в этой теме больше, чем ответов, сочинение может смотреться привлекательно, если автор постарается не разработать ее в одном из ракурсов, а подать по возможности широко. Другой вариант - остановка на одном из конкретных вопросов после их перечисления – также возможен. Все зависит от компетентности ученика, его жизненного опыта и склонностей к рассуждению на ту или иную тему.
Начать сочинение можно именно с общего охвата возможных ракурсов взгляда на вопрос, а далее рассказать о том, что волнует людей, какие проблемы, связанные с природой и местом в ней человека, были и остаются актуальными, какие глобальные задачи актуальны для новейшей истории.
В этой статье предлагаются возможные вопросы, задающие направление рассуждений автора сочинения.
Научные знания
Насколько много известно человечеству о природе, о ее законах? Что такое научные знания? Что человечеству известно о природе с древности? Какие примеры характерных заблуждений об устройстве мира можно привести? Насколько человек продвинулся в знаниях о природе за последние столетия? Каковы примеры научных открытий?
Почему люди во все времена стремятся не только к научным, но и к религиозным знаниям?
Многие из этих вопросов школьникам предлагалось изучить еще в курсе «Природоведение». Тема «Человек и природа» так или иначе рассматривается в учебниках по естественным наукам.
Происхождение и история человека
Что известно о происхождении человека? Что такое человеческий язык? Насколько сейчас зависимы люди от условий климата и от стихийных бедствий? Есть ли глобальные отличия в умении бороться со стихией у современных людей по сравнению с другими эпохами? Каковы примеры этого? Каковы возможности современной медицины? Что ей подвластно, а перед чем она бессильна?
Как знания обо всем этом влияют на определение места человека в мире?
Экономика и природа
Школьное сочинение на тему «Люди и природа» предполагает также освещение или постановку хозяйственных и экономических вопросов.
В чем отличие современного использования природы от древнего? Какова тенденция применения природных богатств?
Экология и человек
Конечно, сочинение на тему «Люди и природа» не может не поднимать такого актуального и такого понятного для школьника вопроса о загрязнении окружающей среды.
Что такое экология? В чем суть экологических проблем? Перед лицом каких угроз сейчас находится Земля? Какие примеры реальных и потенциальных экологических катастроф можно привести? Как экологические проблемы влияют на судьбу человечества и как касаются жизни каждой современной семьи? Над какими вопросами человечеству стоит задуматься? В рамках каких наук ведутся исследования по улучшению природных условий? На ком лежит ответственность за экологию и жизнь Земли? Что может сделать каждый?
Взаимоотношения с животными
Тема взаимоотношения человека и природы не может не затрагивать темы животных.
Чем человек отличается от животных? Насколько радикальны эти различия? Где проходит граница между животным и человеком? Справедливо ли, что в современном русском языке слово «животное» часто употребляется в негативном значении, в качестве ругательства? Какие ракурсы взгляда могут быть на этот вопрос? Какие преимущества дают человеку его отличия? Для чего он их использует? В чем близость человека к животному? Хорошо это или плохо?
Кто от кого зависит в диаде "человек - животное"? В каких отношениях находятся люди и их «меньшие братья»? Кто из них ближе к природе? Почему? Как относится к этому автор сочинения?
Как человек использует животных? Какие типы взаимоотношений можно назвать? Что такое дикие и домашние животные?
Каково место животных в современном городе? Какова тенденция: привлечение их к людям или вытеснение их из жизни?
Близость к природе и мировоззрение
Сочинение на тему «Люди и природа» может быть богато рассуждениями ученика о близости человека и природы.
Что такое близость к природе? Что она предполагает? К чему обязывает? Каковы ее приметы? Какими наблюдениями можно поделиться о тех, кто старается быть ближе к природе? Что такое «слияние с природой»? Что этому мешает? Какие действия каждого человека могут быть на это направлены? Зачем?
Каково мнение автора сочинения о необходимости близости к природе? Каков его опыт, каковы воспоминания об этом? Когда он ощущает себя близким к природе? Что для этого необходимо? Необходимо ли то же самое другим людям?
Образ жизни
Один из самых простых ракурсов освещения темы - образ жизни человека и его отношения с природой, об этом говорят и многочисленные примеры сочинений. «Человек и природа» - тема не только философская, но и очень личная. Для школьника любого уровня подготовки будет относительно несложно рассказать о том, как образ жизни влияет на отношения с природой.
Какой образ жизни предполагает приближение к природе? Почему? Что можно сказать об образе жизни автора?
Какие профессии ведут человека к пониманию природы? Почему? Хотел бы автор заниматься одной из этих профессий?
Какова роль природы в формировании человека? Его семьи? Его взаимоотношений с близкими людьми? В воспитании людей? В освоении профессии? В его здоровье? Какие примеры из своей жизни может привести автор, раскрывая этот вопрос?
Произведения живописи и литературы
Сочинение будет неполным без рассмотрения того, как в известных художественных текстах освещается или актуализируется тема «Человек и природа». Произведения школьной программы и их изучение, так или иначе, подразумевают беседы на эти темы.
Какие имена писателей, поэтов и художников ассоциируются у автора с вопросами взаимоотношений человека и природы? Почему? В каких произведениях и у каких авторов эта тема звучит особенно остро? Как освещается она у А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова? В чем особенности звучания этой темы у И. С Тургенева? Почему в художественных текстах описания природы занимают такое важное место? Почему человеку свойственно осмысливать происходящее, сравнивая события, характеры и отношения с природными явлениями?
Какие поэтические или прозаические строки из русской классики автор мог бы назвать в качестве своего кредо отношений с природой?
Как можно видеть из спектра вопросов, список которых, конечно же, можно продолжать и продолжать, итоговое сочинение «Человек и природа» позволяет реализовать возможности авторов с разным уровнем знаний по предметам, так как тема может быть по-разному конкретизирована и раскрыта. Для учеников с хорошей эрудицией в области истории и естественных наук это отличная возможность показать свои знания и умение ими оперировать. Для гуманитариев это прекрасная тема для философских размышлений над собственным опытом и художественными произведениями. Для тех учеников, которые пока не испытывают определенных пристрастий к той или иной области знаний, тема взаимоотношений человека и природы дает возможность компенсировать недостаток знаний общими сведениями и сделать акцент на размышлениях над своим жизненным опытом.