"Растратчики" (мюзикл): отзывы, актеры, авторы

Музыкальная комедия, или мюзикл, уже давно стала привычной для нас частью культурно-развлекательной программы. Несмотря на то что этот жанр зарождался в Америке, он очень приглянулся всему миру. Современное искусство уже немыслимо без оригинальных, с точки зрения постановки, декораций и привлеченных актеров, музыкальных спектаклей. «Растратчики» - мюзикл, отзывы о котором сплошь состоят из прилагательных превосходной степени, - впервые был показан в ноябре 2012 года.

растратчики мюзикл отзывы

О мюзикле

Сам по себе жанр музыкальной комедии уникален. Порой критики говорят, что это возрожденная оперетта. Какая-то часть правды в этом есть. Но есть некоторые отличия:

1. У мюзикла никогда не было собственной драматургии. Все либретто переписываются с классических оперетт или драматических произведений.

2. Музыкальная часть постановок изобилует джазовыми приемами, отступает от канонов классической оперетты.

3. Зачастую спектакли строятся на эпатаже, ошеломлении зрителя.

4. Хореография мюзикла принципиально отличается от салонных танцев оперетты.

В общем, мюзиклы намного сложнее и реалистичнее классических легких опереточных постановок. Это, пожалуй, самое важное отличие – спектакль может представлять собой комедию, драму, фантасмагорию или трагедию. А оперетта – легкое комедийное произведение.

Старая песня на новый лад

В 1926 году писатель Валентин Катаев написал повесть, которую через пару лет переделал в сценарий для драматического театра - спектакль «Растратчики». Театр мюзикла взялся за это произведение, и свету явилось отличное зрелище. Будем откровенны: не каждому современному зрителю знакомо имя Валентина Катаева. Первыми приходят на ум книги «Белеет парус одинокий» и «Сын полка», а уж его сатирические произведения точно читали не все. А зря!

спектакль растратчики театр мюзикла

Впервые пьеса была инсценирована режиссером МХАТа Горчаковым. Эти подмостки были удостоены такой чести, потому что в 1925 году правительство объявило о борьбе с хищениями и растратами на производствах всех отраслей народного хозяйства. Катаев заодно высмеял и мещанство - безвкусное стремление к «красивой» жизни.

Нужно еще отметить, что «Растратчики» (мюзикл, отзывы о котором напечатали все СМИ сразу после премьеры) написаны по материалам рабкоров, отсылавших свои работы в сатирические журналы. Так что можно с полной ответственностью заявить: сюжет основан на реальных событиях.

Поиски инвесторов

Несмотря на свой солидный возраст (около 90 лет), пьеса остается актуальной по сей день. В одном из интервью Максим Леонидов, автор музыки к мюзиклу, сказал, что «тема этого анекдота» не просто не устарела, а с каждым днем становится все востребованней, судя по новостным программам и заголовкам печатных СМИ.

Со слов автора либретто и режиссера-постановщика современной версии Александра Шаврина, мюзикл «Растратчики» (билеты по традиции Бродвея на премьерный спектакль продавались за полцены) буквально отпугивал потенциальных инвесторов. Банкиры, не задумываясь ни на секунду, отказывались, услышав название будущей постановки. Вероятно, ассоциации с этим словом настолько сильны, что финансировать подобный проект никто не хотел.

растратчики мюзикл продолжительность

О чем же пьеса

О чем же таком страшном рассказывают «Растратчики»? Мюзикл, отзывы о котором не зацикливаются на очевидной теме спектакля, переносит нас во времена НЭПа. Новая экономическая политика – это развитие кооператорской и предпринимательской деятельности, веселая жизнь, стремление окружить себя «богатством» и «заграничными» вещами, легкие танцы и гламур.

Именно в это время господин Прохоров Филипп Степанович, главный герой спектакля, «прихватизировал» казну предприятия. И конечно же, растратил ее. Будучи главным бухгалтером, Филипп Степанович не мог самостоятельно провернуть свою аферу. Поэтому на сцене появляется его компаньон – кассир Ванечка.

С украденными деньгами они пускаются в бега, ищут красивую жизнь, путешествуя по стране, и оказываются в центре событий множества необычных историй. Стремление пробраться в высшее общество (по законам НЭПа, состоявшее из дворян бывшей империи) и погулять в трактирах перекликается с веселыми гуляньями простолюдинов с родины Ванечки. Конечно, не обошлось без торжества правосудия – расхитителей в конце концов поймали и осудили на пять лет каждого.

Приключения, лирическая история, веселье – все это настолько отвечает требованиям жанра, что просто невозможно пропустить мюзикл «Растратчики». Актеры, в основном молодые и еще не именитые, судя по отзывам, великолепно вжились в образы, сумели передать феерию времени и фантасмагорию приключений.

мюзикл растратчики билеты

А мораль-то, какова мораль!

Мы многое перенимаем из западной культуры; не находя подходящих терминов в своем языке, придаем особое значение иностранным. Так и здесь. Месседж мюзикла очень правильный – счастье рядом, стоит только оглянуться вокруг; безумные богатства и сумасшедшие приключения - не самая важная составляющая нашей жизни. А погоня за ними зачастую оборачивается невероятными проблемами и слезами.

А ведь то, что нам нужно, мы не ценим – любовь хорошего человека, например. И это дороже всего. Понимание такой простой истины приходит во время бесконечных бегов и приключений наших героев.

Дебют

Для написания музыки к своему спектаклю Александр Шаврин привлек известного исполнителя и сочинителя бит-хитов Максима Леонидова. Какими же получились «Растратчики»? Мюзикл (отзывы зрителей в этом вопросе единогласны) отлично передает эпоху 20-х годов 20 века. Здесь есть и стилевое разнообразие, и диссонансы времени (и музыки), и бесшабашность цыганских гуляний, и городской романс, и, конечно, советский симфонизм начала века. Надо отметить, что в роли автора музыки к полноценному спектаклю Максим Леонидов выступил впервые. Сам Максим назвал этот мюзикл «раем для композитора»: легкие куплеты, «блатные» песни и романсы – это далеко не весь арсенал музыкантов-исполнителей.

Максим Леонидов

Во время кастинга оказалось, что подобрать поющего драматического актера солидного возраста очень сложно. Центральная ария Филиппа Степановича требует не просто вокальных данных, а профессиональных навыков пения. Поэтому композитор стал и исполнителем главной роли. Периодически на смену ему приходит Алексей Кортнев.

В остальных же ролях, как уже отмечалось, нет громких звездных имен. В постановке задействованы молодые, но уже довольно известные Ксения Ларина и Анна Гученкова, Артем Лысков и Станислав Беляев.

Декорации

Рассказывая о спектакле «Растратчики» (мюзикл продолжительностью 2,5 часа), нельзя обойти вниманием и декорации. Смена задника происходит аж 29 раз! Искусство времен НЭПа настолько разнообразно и свободно, что художники-декораторы не смогли удержаться. Эксперименты, присущие той эпохе, мы наблюдаем и на сцене: сюрреализм, кубизм, авангард… Художник Ольга Шагалина (отзывы довольных зрителей подтверждают это в полной мере) сделала все ярко и красочно, броско и необычно.

мюзикл растратчики актеры

Эпоха провозглашения свободы

Помимо прочего, начало 20 века знаменательно еще и свободой, которую осознала, а главное – получила, женщина. Поэтому нам и нравится мода тех лет – легкость, кокетливость, подчеркнутая женственность в каждой детали туалета. Струящиеся ткани, легкие драпировки, рюшики, чулочки, шляпки….

Конечно, создатели спектакля не смогли оставить в стороне этот момент. Женская массовка выглядит отличным водевилем, который еще больше захватывает дух и без того изумленного и увлеченного зрителя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.