Крупнейшие авиакатастрофы России
К сожалению, авиакатастрофы в России – совсем не редкое явление. За 25 лет существования современного государства самолеты разбивались по самым разным причинам от технической неисправности до ошибок экипажа.
Катастрофа Ту-134 в Иванове (1992)
Пассажирский самолет "Аэрофлота" летел в Иваново из Минеральных Вод. Он разбился, заходя на посадку, рухнув на село, находившееся неподалеку от аэропорта. На земле никто не погиб. В самолете находилось 84 человека – все они стали жертвами катастрофы, случившейся 27 августа 1992 года.
Ту-134А был выпущен в 1977 году и почти весь срок эксплуатации был приписан к аэропорту города Иваново. Несмотря на то что судно уже налетало больше 26 тысяч часов, оно было в хорошем состоянии. Расследование показало, главной причиной падения стало неправильное решение командира экипажа. Он неверно рассчитал заход на посадку. Авиакатастрофы в России часто случаются по ошибке одного человека, и этот случай не является исключением.
При этом халатно работали и диспетчеры аэропорта, которые давали экипажу неполные сведения о нарастающем отклонении от правильного курса. Авиакатастрофы России, как правило, приводят к долгим расследованиям. В случае с Иваново ошибка пилота была вычислена благодаря расшифровке черных ящиков.
Катастрофа А310 под Междуреченском (1994)
Трагедия в небе над Кемеровской областью случилась из-за того, что пилот посадил за штурвал своего малолетнего сына. Этот случай остается уникальным в истории авиаперелетов. Ребенок нечаянно задал самолету неправильный курс. Судно получило крен, из-за которого пилот потерял контроль над машиной.
Из-за преступной халатности капитана-отца погибли все люди, находившиеся на борту (75 человек). Самолет рухнул в сибирском лесу, а обломки оказались раскиданы в радиусе двух километров. Поисковая операция продолжалась несколько дней. Из-за огромной территории страны авиакатастрофы в России часто случаются в труднодоступных регионах.
Самолет принадлежал «Аэрофлоту». После катастрофы были изменены правила эксплуатации, которые касались использования автопилота. Когда ребенка посадили за штурвал, никто не ожидал, что автоматика даст сбой. После падения самолета были ужесточены правила, которые касались разрешения допуска посторонних в кабину пилотов.
Катастрофа Ту-154 под Иркутском (1994)
3 января 1994 года Ту-154 выполнял рейс из Иркутска в Москву. Статистика авиакатастроф в России показывает, что аварийные ситуации редко возникают из-за отказа техники. Однако трагедия с Ту-154 случилась именно по этой причине. Всего через несколько минут после взлета стал неисправным левый двигатель.
Самолет еще не успел улететь далеко от Иркутска. В критической ситуации экипаж решил возвращаться обратно в аэропорт. Однако было уже поздно. Самолет рухнул на молочную ферму. Погибли все 125 человек на борту. Самые крупные авиакатастрофы в России включают в себя и трагедию под Иркутском.
Отказ двигателя случился из-за того, что машина была устаревшей. Техника может служить долгие десятилетия, но для этого необходимы регулярные обновления деталей. В случае с упавшим Ту-154 этого не случалось. Кроме того, комиссия узнала о том, что сломавшийся двигатель уже не раз отказывал в менее критичных ситуациях. После случившегося по всей стране были усилены меры предосторожности. Требования к соответствию техники всем необходимым нормам ужесточились на порядок.
Катастрофа Ту-154 под Хабаровском (1995)
Эта трагедия случилась из-за того, что самолет столкнулся с горой. Погибли все находившиеся на борту люди (98 человек). Авиакатастрофы в России часто случаются из-за возникновения крена. Во время захода на посадку экипаж не заметил возникновения аварийной ситуации. Когда пилот понял, что положение критическое и попытался исправить его, было уже слишком поздно. Машина набрала большую скорость и врезалась в гору Бо-Джауса.
Пилоты не обратили внимания на возникновение крена из-за того, что они были отвлечены подготовкой к посадке в Хабаровске. Спасателям удалось обнаружить обломки благодаря возникшему оползню, который был заметен с высоты полета поисковых самолетов. Авиакатастрофы России всегда имели большой общественный резонанс. На месте гибели пассажиров и экипажа установили памятник.
Катастрофа Ту-154 на Шпицбергене (1996)
Как правило, авиакатастрофы России происходят на ее территории. Однако 29 августа 1996 года трагедия, в которой погибло 130 граждан страны, случилась на территории Норвегии. Чартерный рейс перевозил сотрудников «Артикугля». Самолет летел в Лонгйир – административный центр архипелага Шпицберген. Во время захода на посадку судно врезалось в гору Опера. Это место было совсем недалеко от аэропорта, куда летел Ту-154 (от места назначения его отделяло всего 15 километров).
Гибель 130 человек стала самой значительной в истории перелетов Норвегии. Список "Крупнейшие авиакатастрофы России" также включает в себя падение этого борта. После потери самолета в компании «Артикуголь» решили закрыть полярный поселок, где жили рабочие, большая часть которых разбилась во время аварии.
Катастрофа Ту-154 под Иркутском (2001)
Эта трагедия возглавляет список авиакатастроф в России, случившихся внутри границ государства. Пассажирский рейс летел из Екатеринбурга во Владивосток. Согласно маршруту, судно должно было сделать остановку в Иркутске. Именно здесь самолет свалился в штопор и упал на территории аэропорта.
Сразу после катастрофы было заведено уголовное дело, а также началось расследование с участием авиационных экспертов. Падение самолета произошло 4 июля. В декабре был готов доклад, в котором говорилось о том, что причиной трагедии стала ошибка экипажа. Выяснить это удалось с помощью черных ящиков. Авиакатастрофы последних лет в России часто случались именно в Иркутске. Например, еще через пять лет здесь же упал Airbus.
Катастрофа Ту-154 над Черным морем (2001)
Современные авиакатастрофы в России чаще всего случаются по причине ошибок экипажа или отказа техники. Однако случай над Черным морем сильно отличается от остальных. 4 октября 2001 года Ту-154 рухнул прямо в его воды. Первоначально была выдвинута версия о теракте. Еще не прошло и месяца с того момента, как два самолета были направлены экстремистами прямо на башни-близнецы в Нью-Йорке.
Однако расследование показало, что причины трагедии заключались в другом. В то время как Ту-154 летел в Новосибирск, на Черном море шли военные учения. В них принимали участие российские и украинские войска. Комиссия долго исследовала все, что было связано с учениями. Наконец было заключено, что в самолет попала зенитная ракета, выпущенная украинскими военными в Крыму. До этого события крупнейшие авиакатастрофы России еще никогда не были связаны с подобными эксцессами. Трагедия унесла жизни 78 человек.
Катастрофа A310 в Иркутске (2006)
По статистике, последние авиакатастрофы в России чаще всего случались с самолетами Ту. Однако 9 июля 2006 года в Иркутске разбился Airbus A310. Это случилось во время захода на посадку. Самолет не смог остановиться на полосе и, уже будучи на земле, на большой скорости столкнулся с гаражными постройками.
Самые крупные авиакатастрофы в России, как правило, приводят к гибели всех пассажиров на борту. На этот раз выжило 63 человека, в то время как остальные 125 погибли. Трагедия случилась из-за того, что левый двигатель неожиданно изменил режим работы и буквально выбросил самолет за пределы посадочной полосы. Расследование показало, что виной тому послужила ошибка экипажа. Авиакатастрофы в России за 10 лет чаще всего случались по схожим причинам.
Ошибка члена экипажа (как правило, пилота) может иметь место из-за невнимательности или недостатка опыта. Поэтому профильные вузы регулярно подвергаются проверкам различных комиссий. Специалисты следят за тем, чтобы выпускники, покидая свое учебное заведение, были психологически готовы к различным чрезвычайным ситуациям.
Катастрофа Ту-154 под Донецком (2006)
В 2006 году все жители страны вновь вспоминали самые крупные авиакатастрофы в России. 22 августа над Донецкой областью рухнул Ту-154, приписанный к аэропорту Пулково. На тот день это была самая крупная трагедия в истории российских авиаперевозок. Погибло 170 человек.
Самолет, летевший из Анапы в Санкт-Петербург, вез домой отдыхавших на черноморском побережье. Маршрут пролегал через территорию Украины. Именно над Донецкой областью судно попало под грозу. Экипаж слишком поздно осознал, что самолет оказался в зоне большой турбулентности. Тем не менее, пилот запросил у диспетчеров изменить курс. Однако в тот момент, когда это было сделано, маневр был уже бесполезен. Самолет оказался прямо в облаке, где условия для полета были просто невозможны. В конце концов судно накренилось и начало пикировать к земле.
Экипаж успел отправить сигнал SOS, но пилотам не удалось выправить штопор. Так пополнился список авиакатастроф в России. Сегодня на месте гибели пассажиров и экипажа стоит церковь. Из-за случившегося в России был объявлен день траура.
Катастрофа Boeing-737 в Перми (2008)
14 сентября 2008 года самолет компании «Аэрофлот-Норд» (дочерняя компания «Аэрофлота») выполнял рейс Москва – Пермь. На борту находилось 88 человек, в том числе Герой России генерал Геннадий Трошев. Также в самолете находились чиновники и функционеры федерации самбо (в Перми должно было пройти важное соревнование).
Статистика авиакатастроф в России показывает, что большая их часть происходила во время захода на посадку. Случай в Перми был из этого числа. Самолет разбился в десятке километров от аэропорта. Он рухнул прямо на железнодорожные пути, из-за чего на некоторый срок прекратилось сообщение по Транссибирской магистрали. Расследование показало, что трагедия случилась из-за того, что экипаж, в том числе и командир воздушного судна, потерял ориентировку в пространстве.
Катастрофа A321 над Синайским полуостровом (2015)
Все последние авиакатастрофы в России блекнут перед тем, что случилось в небе над Египтом осенью 2015 года. Самолет направлялся в Санкт-Петербург. На нем домой летели туристы, отдохнувшие на египетских курортах. Судно находилось над Синайским полуостровом, когда на его борту сработало взрывное устройство. Из-за случившегося произошла разгерметизация. Самолет рухнул в пустыне. Погибли все 224 человека, находившиеся на борту.
Авиакатастрофы в России, как правило, приводят к заведению уголовных дел, связанных с халатностью. На этот раз расследованием трагедии занялись в ФСБ. Через несколько недель после случившегося стало известно, что взрыв произошел из-за подложенного взрывного устройства. Ответственность за теракт на себя взяли представители ИГИЛ. Взрывчатка была пронесена из-за ошибки охраны египетского аэропорта. Впрочем, не исключена и версия о том, что кто-то помог террористам. На сегодняшний день расследование еще не закончено.
Авиакатастрофы России всегда сопряжены с немалым количеством жертв. Однако гибель 224 человек стала самой большой в истории страны. Сегодня расследованием заняты как российские, так и египетские спецслужбы.