БТР-3 (бронетранспортер "Гардиан"): обзор, описание, характеристики и особенности

В современных условиях позволить себе покупку новой бронетехники могут далеко не все страны. Да и состоятельные государства уже давно не приобретают партии из нескольких сот штук, ограничиваясь заказами на 40-50-70 единиц техники. Оттого и требования к производителю чрезвычайно высоки. Украинский БТР-3 входит в число тех моделей, у которых есть покупатели даже в нынешних непростых экономических реалиях.

Начало разработки

бтр 3
Конструирование новой техники началось еще в 2000 году. Первая машина создавалась не в инициативном порядке, а для конкурса, на котором проводился выбор боевой техники для морской пехоты ОАЭ. Не стоит считать, что БТР-3 является чем-то действительно новым, так как делали его на базе старого БТР-80. Точнее, на базе БТР-94, являющегося логичным развитием «восьмидесятой» модели. Разрабатывалась эта машина на Харьковском машиностроительном заводе. Конструирование новой модели закончилось в 2002 году.

В этом процессе участвовали четыре крупных оборонных концерна из ОАЭ, Германии, США и самой Украины. Производством комплектующих занимаются около десятка украинских компаний. Проект получился своеобразным «интернационалом».

Производство

Производство корпусов нового БТР-3 ведется не с нуля, а путем переделки старых БТР-70 и БТР-80, огромное количество которых даром досталось Украине после развала Советского Союза. Сборку нового броневика ведут на Киевском бронетанковом заводе. Специалисты предполагают, что эксплуатационные затраты на одну «тройку» составляют не более пяти тысяч гривен в месяц, что в несколько раз меньше расходов на содержание одного БТР-4.

Устранение недочетов конструкции

бронетранспортер бтр 3
По состоянию на 2015 год сообщалось, что в стране освоили производство не менее чем 90 % комплектующих к новой технике. Это позволило снизить зависимость от поставок и сделать выпуск бронетранспортеров более рентабельным.

В недавнем прошлом руководство Киевского завода сообщало, что с момента начала производства и по то время в конструкцию машины уже успели внести почти 800 различных изменений, которые исправляли выявленные в ходе эксплуатации недостатки. Кроме того, удалось заметно повысить технологичность производства, всего лишь добившись правильного расположения сварных швов. В прошлом же году были начаты интенсивные работы по изучению возможности установки в бронетранспортер немецких двигателей MAN.

Сообщается, что в начале ноября 2015 года Таиланд добился подписания договора, согласно которому он может самостоятельно производить БТР-3 и его комплектующие на своей территории. Неясно, правда, как тайцы собираются изготавливать корпусы. То ли у них будет открыто собственное литейное производство корпусов для БТР-3, то ли они намерены закупать старые БТР-70/80 у украинцев.

Конструктивные особенности

Учитывая происхождение машины, не приходится удивляться ее компоновке с передним расположением отсека управления. Десантное и боевое отделения находятся в средней части бронетранспортера, а моторное – в задней. Такую схему расположения отсеков бронетранспортер БТР-3 напрямую позаимствовал у своих "предков".

 бтр 3 технические характеристики
Как и они, данная модель способна своим ходом форсировать водные преграды. Для движения в этом случае используется водометный двигатель, смонтированный на корме. Многое сделано для удобства механика-водителя. Так, ему для начала форсирования озера или реки не нужно покидать рабочего места: щитки для отражения воды и помпы для откачки ее избытков включаются прямо из кабины.

Таким образом, в штатном экипаже должны числиться только два человека: непосредственно механик-водитель и оператор боевого модуля. В десантный отсек помещается не менее восьми бойцов в полной амуниции, которые могут заходить в машину и покидать ее через двустворчатые люки, прорезанные в нижней части каждого борта. Использована классическая схема: нижняя часть такой двери формирует удобный уступ, а вторая перегородка, откидываясь по ходу движения, прикрывает десант от возможного обстрела из индивидуального стрелкового оружия. Для нештатных ситуаций предусмотрены люки на крыше броневика.

Имеется штатная установка для кондиционирования воздуха, а также автоматическая система пожаротушения в моторно-трансмиссионном отсеке.

Степень защищенности

А вот этот момент наиболее интересен для рассмотрения. Дело в том, что украинская сторона позиционирует этот броневик как наиболее защищенный, сравнивая его едва ли не с полноценным танком. Насколько оправдан такой подход и как в действительности БТР-3, технические характеристики которого мы рассматриваем, способен противостоять различным средствам поражения?

бтр 3 дозор
Это первый броневик украинского производства, в конструкции которого была использована дифференцированная броня: стальная защищает экипаж от поражающего действия пуль, а кевларовый подбой предназначен для торможения и удержания осколков. Как мы и говорили, корпус собирается из старых БТР советского производства путем наваривания дополнительных броневых листов из катанной листовой стали. За исключением кормового все они установлены с рациональными углами наклона, которые повышают вероятность рикошета и обеспечивают повышенную защищенность экипажа машины.

Корпус БТР-3, чертежи которого практически во всем повторяют характерные черты БТР-80, отличается заметной плавностью обводов. Как сообщают украинские конструкторы, сделано это было ради облегчения преодоления водных преград. Опять-таки есть сведения о том, что по желанию заказчика может быть смонтировано десантное отделение с высотой 150 мм, что облегчает вход и выход бойцов, а также эвакуацию раненых с поля боя.

Характеристики подвижности

Для упрощения управления и снижения нагрузки на механика-водителя конструктивно предусмотрен мощный гидравлический усилитель руля. Четыре (!) передних колеса рулевые, что значительно улучшает маневренность и проходимость машины. Имеется централизованная система индикации о давлении в шинах и механизм управления им, что позволяет быстро, не выходя из машины, отрегулировать его показатели. Это особенно удобно, если с ходу требуется преодолевать участки топкой и заболоченной местности.

Силовая установка и трансмиссия

бтр 3 чертежи
В настоящее время на БТР-3 «Дозор» устанавливается немецкий мотор Deutz BF6M1015, выдающий мощность до 326 л. с. Машина оснащается полностью автоматической трансмиссией Allison MD3066. Есть более бюджетный вариант, когда бронетранспортер получает мотор УТД-20, развивающий мощность порядка 300 л. с. Но он не слишком востребован ни в самой стране, ни у зарубежных заказчиков, так как подвижность подобной техники до удовлетворительной не дотягивает.

На самую последнюю и новую модель устанавливается движок MTU 6R106TD21, внутренний объем - 7,2 л. Этот мотор уже может выдавать мощность до 325 л. с. И в этот раз производители решили монтировать полностью автоматическую трансмиссию Allison 3200SP. Сообщается, что к началу 2015 года был готов (теоретически) прототип полностью украинской АКПП. Скорее всего, если этот проект и будет реализован в нынешних экономических реалиях, то речь идет только о лицензионном производстве зарубежной модели.

Характеристики ходовой части

БТР-3Е1 оснащён пулестойкими французскими шинами Michelin[9]. Шины диагональные, бескамерные, переменного давления и размерностью 365/90 R18 или 335/80 R20.

Чем вооружен новый бронетранспортер

Специально для этой техники был разработан боевой модуль КБА-105 «Шквал», основной ударной силой которого является современная 30-мм пушка модели ЗТМ-1. С ней в паре работает 7,62-мм пулемёт КТ-7,62. Что может сделать экипаж БТР-3 (современный бронетранспортер как-никак) при встрече с танком противника? Для этой цели машина оснащена двумя пусковыми контейнерами ПТУР 9М114М «Конкурс-М». Для нападения на пехоту или отражения ее атак может быть использован 30-мм автоматический гранатомет.

производство корпусов для бтр 3

За управление огнем и стабилизацию основного орудия отвечает комплекс ОТП-20, в конструкцию которого включен новейший стабилизатор орудия СВУ-500. Его использование позволило значительно повысить точность стрельбы даже на дальних дистанциях.

Другой вариант боевого модуля

Есть вариант оснащения броневика боевым модулем БМ-3М «Штурм». Он отличается стабилизацией всего блока вооружения сразу в двух плоскостях. Разработана была эта система под непосредственным руководством М. Д. Борисюка. Как и в прошлом случае, основой модуля является автоматическая 30-мм пушка модели ЗТМ-1 (боезапас – 350 снарядов), а также 7,62-мм пулемет КТ с боеприпасом в 2000 патронов. С правой стороны модуля установлен стартовый контейнер «Барьер» с четырьмя противотанковыми ракетами, а слева имеется 30-мм КБА-117 (автоматический гранатомет).

Как и в прошлом случае, за наведение на цель и точность стрельбы отвечает комплекс ОТП-20, который полностью интегрирован в схемы управления ПТРК «Барьер». В роли стабилизатора вооружения выступает СВУ-500. Так как стабилизация осуществляется одновременно в двух плоскостях, БТР-3 «Гардиан» (бронетранспортер) может вести результативный огонь сходу, не тратя времени на остановку и прицеливание. На башне также имеются небольшие мортирки (81-мм), предназначенные для выброса дымовых шашек «Туча».

СУО и прицельные приспособления

Какое используется средство управления огнем (СУО)? Марка оборудования - «Трек-М». Производится на Черниговском радиотехническом заводе. В задачи данной системы входит своевременное обнаружение наземных целей и вертолетов с низкой высотой полета, осуществление прицеливания, а также дистанционное управление всем комплексом боевой машины.

бтр 3 современный бронетранспортер
У командира есть отдельное устройство (с теми же функциями) «Панорама-2П». Также он может осуществлять дублированное управление вооружением за счет специального выносного пульта. Широкоформатная панорамная камера, входящая в состав обоих боевых модулей, может подниматься на высоту до полуметра, обеспечивая командиру и наводчику максимально возможный обзор. Эта система также производится на Черниговском радиотехническом заводе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.