Идеи, которые проповедовал Иван Ильин, философ Божьей милостью, нынче переживают ренессанс. Самые первые государственные люди стали его цитировать и возлагать цветы на его могилу. Тем более это странно, потому что русский философ Иван Ильин обычно бывал причислен к теориям национал-социализма и неофашизма. Что же происходит на самом деле?
Славянофильство
Иван Ильин - философ исконно русский, высланный в 1922 году на "философском" же пароходе вон из России как абсолютно не приемлющий политический режим, установившийся на его родине. Славянофильство из него не выгнала ни эмиграция, ни болезненная ностальгия, - Россию он любил всем сердцем. Революцию же всегда воспринимал как болезнь страны, которая рано или поздно пройдёт, и тогда наступит возрождение. Иван Ильин, русский философ, о России думал постоянно, всю жизнь ждал часа её выздоровления и по-своему пытался его приблизить.
Философские высказывания равны творчеству: это не внешнее умение, а внутренняя жизнь души. И сама философия всегда больше значит, чем жизнь, поскольку ею жизнь завершается. Однако жизнь является предметом философии и её источником, поэтому она главнее. Хорошие, правильные вопросы - ничуть не меньшее искусство, чем верные ответы. Вот поиском и постановкой этих главных вопросов Иван Ильин, философ и славянофил, занимался всю жизнь.
Национализм
Чтение книг, особенно поэтических, Иван Александрович считал равным ясновидению в его художественной ипостаси, и, судя по кругу чтения, многое мог рассказать о совсем незнакомом человеке. Философ сравнивал читателя с букетом цветов, собранных во время чтения, и считал, что человек непременно должен стать именно тем, что он вычитал из книг.
Сохранить собственную "русскость", то есть национальность в самом прямом значении этого слова, почти невозможно, по мнению Ильина, если не полюбить стихи русских поэтов, которые одновременно и национальные пророки, и национальные музыканты. Русский, влюблённый в стихи, не сможет денационализироваться, даже если обстоятельства будут этого требовать.
Антикоммунизм
Иван Ильин - философ христианской морали. Он считал асоциальным социализм, а о коммунизме говорил с непримиримой злобой: социализм террористичен, тоталитарен и завистлив, а коммунизм выходит из него беззастенчиво, открыто, свирепо. Однако он не мог не знать, что русская интеллигенция всегда тяготела (да и сейчас тяготеет) к социализму очень сильно, он ей близок, как близки идеи Парижской Коммуны (свобода, равенство, братство социализма, а вовсе не терроризм), и ни одного строя сильнее социализма интеллигенция никогда не желала.
Ильин отвечает на такие вопросы как классический теоретик, исследовавший религию и культуру: интеллигенция находится под влиянием рассудочного "западного" просвещения, она почти вовсе утратила присущую русскому народу христианскую веру, но двумя руками держится за христианскую мораль. Именно её правила и прописаны для социального строя, но не факт, что они смогут сохраниться в основах реальной жизни при социализме.
Фашизм
Воззрения Ильина относительно фашизма поистине ставят в тупик не только коллег по цеху, но и обыкновенных здраво мыслящих людей. Он был из России изгнан, жил в Германии, у истоков национал-социализма, преподавал в институте, хоть и Русском, но состоящем в общей Лиге Обера - антикоммунистической организации, которая противодействовала любым дипломатическим отношениям с Советским Союзом, пугала красным террором и способствовала деятельности всех антикоммунистических сил. Более того, всюду проходит информация, что философ Ильин Иван Александрович приложил многие усилия к созданию этой одиозной организации, будучи одним из её создателей. Продержалась она, кстати, до 1950 года - такая вот живучая получилась.
В Лигу Обера входили все существовавшие на тот момент фашистские организации, даже НСДАП и партия Муссолини. Ильин считал фашизм движением достаточно здоровым, полезным и даже необходимым, поскольку он возник в результате реакции на большевизм как правая государственно-охранительная сила. Высказывание русского философа Ильина о полезности фашизма не может не породить негативных эмоций у любого человека, бывшего хоть сколько-нибудь времени советским. Вскипает ярость благородная, и Зоя Космодемьянская - перед глазами.
Неомонархизм
Ильин-философ о России писал очень много, особенно сокрушаясь о том, что русский народ разучился иметь царя. По его мнению, Россия может жить только при единовластии, в любом другом случае наступает хаос. К республиканскому строю свою Родину он считал не приспособленной. Революция для России, по мнению Ильина, представляет опасность смертельную, философ видит в ней только бесчестие. Он полон намерений бороться до конца и, в принципе, любыми методами, судя по сотрудничеству с фашистскими организациями. Приспосабливаться к перемене строя он не хотел и презирал тех, кто вернулся в Россию.
Уже в тридцатых годах в институтских лекциях Ильин предрекал с большой долей радости войну между Германией и Советским Союзом. Позиция его определилась чётко и навсегда. Ранее, сравнивая Россию с больной матерью, он вопрошал читателя: возможно ли уйти от её постели с уверенностью, что она сама виновна в своей болезни? И отвечает: конечно, возможно уйти. Но за лекарствами и за врачом. Ильин сделал свой выбор. Врачей-белогвардейцев "больная мать" победила быстро, пока философы сидели у её изголовья. А Гитлер хоть и оказался врачом-убийцей, но тоже был побеждён.
Империализм
Россию И. А. Ильин, русский философ, рассматривал как единое целое, и в этом был абсолютно прав. Эту страну нельзя расчленить безошибочно и безболезненно для всего остального мира. В статье "Что сулит миру расчленение России" он уверенно говорит о том, что она не простое нагромождение обширных территорий и разномастных племён. Россия - живой организм. Тем, кто сокрушался о свободе наций и политической самостоятельности, Ильин отвечал, что прецедента совпадения государственного деления народов и племенного никогда и нигде пока ещё не случилось. В истории можно наблюдать убедительные доказательства этому утверждению: в мире множество малых народов, которые не способны к самоопределению и государственной самостоятельности.
По словам философа, Россия не занималась принудительным крещением и всеобщим обрусением, тем не менее прекрасно существовала много веков как могучая империя. При этом Ильин называет коммунистический интернационализм денационализацией и коммунистической уравниловкой, не поставив себе вопрос о причинах появления революции посреди "прекрасного существования". Интересен и тот факт, что мировая закулиса о расчленении России мечтает, оказывается, очень и очень давно.
Национал-социализм
А вот тут не срослось. То ли Ильин, философ не слишком покладистый, отшатнулся от приоткрывшейся личины фашизма (хотя это вряд ли, судя по его дальнейшей деятельности, взгляды никак не изменились), то ли германский национал-социализм, имевший в своей главной программе множество пунктов относительно не-немцев, не увидел в Ильине достаточно ревностного приверженца фашистских взглядов, но в 1938 году русским философом и политиком вплотную заинтересовалось гестапо.
Помимо лекций в Русском институте о русских же писателях, об основах правосознания и культуре опять-таки русской, о будущем возрождении России - без советского режима, о религии вообще и о русской церкви в частности, Ильин занимался организацией врангелевского РОВС (Русского Обще-Воинского Союза) с начала двадцатых годов прошлого века и был до конца его идейным вдохновителем. Также достаточно хорошо Ильин знал лидеров НТС - Народно-трудового союза российских солидаристов (тоже та ещё компания!) - и достаточно плотно сотрудничал с ними, хотя ни в одну из партий он до конца жизни так и не вступил. Тем не менее вся его деятельность была полностью направлена против Советского Союза.
Надпартийность
Философия и политика обычно не кажутся людям достаточно близкими и тем более тесно связанными между собой занятиями, однако у Ильина они занимали центральное место и в творчестве, и в общественной деятельности. С лекциями на политические темы он объездил всю Европу: был в Австрии, Югославии, Чехии, Бельгии, Швейцарии, Латвии, Германии - более двухсот выступлений в течение десяти лет до 1938 года.
Публиковался во всей эмигрантской прессе: "Возрождение", "Русский инвалид", "Новое время", "Новый путь", "Россия и славянство", "Россия" - все издания и не перечислить. "Русский колокол" он издавал сам. И всегда против Третьего Интернационала. Тем не менее, активничая в политической жизни предфашистской и уже вовсю гитлеровской Европы, Ильин дорожил своей внепартийностью. Возможно, поэтому гестапо сочло его недостаточно лояльным к национал-социализму. Его публикации были арестованы, преподавание запрещено, как и любые выступления в общественных местах.
В подполье
Германию удалось покинуть, хотя выезд семье Ильиных был запрещён нацистскими властями. Источник заработков был перекрыт полностью в связи с запретом любого вида деятельности, которыми владел Ильин. Новым местом жительства была избрана Швейцария, богатая страна, так и не вступившая в войну. Визы были получены с помощью друзей и знакомых, и в 1938 году философ поселяется на окраине Цюриха, в Цолликоне. Публиковать свои антикоммунистические работы Иван Ильин не перестал, просто они выходили без подписи, анонимно.
Двести пятнадцать публикаций достигли, таким образом, одного только белогвардейского РОВСа. Впоследствии из этих статей составилась книга "Наши задачи", но издавал её уже не Ильин. Философ, книги которого вдруг вернулись в Россию и достаточно плотно изучаются, многих изданий не дождался. Основные его работы, в том числе и популярная - "Поющее сердце", увидели свет в 1956-1958 годах, после его смерти. В самом конце жизни, в 1953-м, было издано произведение, которое он писал более тридцати лет, - "Аксиомы религиозного опыта".
Память возвращается
Недавно в Россию были перевезены и перезахоронены тела Ильина, Шмелёва и Деникина. Все надгробия устанавливались на личные деньги Президента В. В. Путина. Надгробная торжественная речь о Деникине прозвучала впервые, а вот философа Ильина главные люди страны цитируют в последнее время очень часто. Даже в Посланиях Федеральному собранию президента содержатся довольно пространные цитаты. Ссылки на Ильина звучали из уст генпрокурора Устинова и заместителя главы Администрации Кремля Суркова. И, конечно, как борца за православие Ильина очень уважает РПЦ.