Санкт-Петербург — город, заслуженно названный Северной Венецией.
Он лежит на 42 островах, между которыми струятся девять десятков каналов и речушек. По ним, как по мелким капиллярам, циркулирует бурная жизнь, а 342 моста скрепляют город, словно стальные и чугунные обручи. И хотя у каждого из них собственная история и возраст, но все вместе они являют собой единый архитектурный ансамбль.
Интересным фактом является то, что основатель города Петр Первый строжайше запретил такие конструкции в своем детище, чтобы привить горожанам любовь к морскому делу. Потом все-таки было разрешено строить такие только в качестве временных переправ, но они прижились, из деревянных стали металлическими или каменными.
Разводные мосты
Конечно, процесс поднятия многотонной стальной или каменной глыбы очень зрелищный. Это то, ради чего сотни тысяч туристов едут ежегодно в город на Неве. Белые ночи летом, северное сияние зимой, множество каналов и собственно разводные мосты Санкт-Петербурга, фото с названиями и описанием которых помещены в этой статье, — это то, что создает облик этого величественного города. Без них Питер потерял бы львиную долю своего великолепия.
Но изначально разводные мосты Петербурга возникли, скорее, из насущных потребностей, а не красоты ради. Дело в том, что град на Неве строился как порт, который должен был принимать множество кораблей. Поэтому днем мосты Петербурга служили для соединения частей города, а ночью они поднимались, пропуская высокие суда. Еще в 2008 году 21 из них участвовал в этом великолепном ночном действе, которое сродни волшебной сказке, а сейчас таких только 13.
А чем известны те мосты Петербурга, фото с названиями которых помещено ниже?
Символ города
Дворцовый мост через Неву построен в 1916 году для соединения Адмиралтейского и Васильевского острова, где в то время располагался управленческий (Зимний дворец) и экономический центр города (Главная биржа). Строительство дважды было под угрозой срыва: в 1914-м сначала наводнение рушит одну из опор, а затем Первая мировая война вносит свои коррективы. Мост состоит из 5 пролетов, один из которых разводной. В длину он тянется на 260 м, а ширина составляет 27,8 м, там могут двигаться машины в 6 полос. Вес всей конструкции — 7,7 т.
Мосты Петербурга: Благовещенский
Он претерпел много трансформаций внешнего вида, также менялось и название: во времена Николая Второго стал Николаевским, в 1918 году в угоду новым властям носил имя лейтенанта Шмидта, а в 2007-м все вернулось на круги своя. Этот мост, открытый в 1850-м, был первым постоянным в городе; все предыдущие были временными плашкоутными. В качестве материала использовали тяжелый чугун, а перед Второй мировой, в 1936 году, его заменили более легкой сталью. После реконструкции 2007 года его длина составляет 331 м, а ширина 37 м. Конструкция имеет 8 пролетов. Изначально разводным был крайний из них, который примыкал к правому берегу Невы, сейчас же поднимается центральная часть моста. С 1918-го по 2005-й по нему курсировал трамвай.
Мосты Петербурга: конная эпопея
Аничков мост расположен на Невском проспекте. Своим названием он увековечил фамилию полковника, чей полк строил его. Мост в свое время был первым деревянным во всем городе, а в камень его облачили в конце 18-го века. В первую очередь, он знаменит своей известной скульптурной композицией в 4 ипостасях, которая называется "Покорение коня человеком", изображающей разные стадии этого процесса. Интересно, что вначале было вылито из бронзы только две из них, стоящие на западной части моста, а восточную украшали лишь их гипсовые копии. Но как только скульптор создал бронзовые статуи, их отвезли в Берлин в качестве подарка королю Пруссии. Следующая пара уехала в Сицилию. Тогда скульптор дал жизнь статуям, которые не копируют первые, а продолжают сюжет. Они и украшают Аничков мост до сих пор.
Место влюбленных
Поцелуев мост на фоне Исаакиевского собора над гранитными берегами Мойки — одно из любимейших мест для свиданий (название обязывает, хотя происходит оно, скорее всего, от фамилии владельца близлежащего трактира, который находился там в 18 веке). Вначале он предназначался только для пешеходов, а в 1768 году каменная арочная конструкция стала и транспортной переправой. Далее, в 1908 году, по нему проложили трамвайный маршрут. Этот мост неразводной, и этот факт притягивает сюда новобрачных, которые верят, что поцелуй на этом мосту сулит счастливый брак, который не увенчается разводом.
Первый подвесной
Пантелеймоновская церковь дала название и мосту, лежащему рядом. Он возник во время строительства фонтанов Летнего сада, поскольку нужен был акведук, по которому доставляли бы воду. Он прослужил вплоть до наводнения 1777 года. Через 48 лет на этом же месте строят первый в России подвесной мост, возведенный на сваях. Правда, назвали его Цепным. Его убранство в древнеегипетском стиле было воистину роскошным: украшенные позолоченным орнаментом фризы, карнизы со львами, фонари, розетки. Подвесная конструкция крепко держалась на железных цепях, и мост мог сильно раскачиваться. Это было в диковинку горожанам, и им нравился такой аттракцион. Первую реконструкцию он пережил с 1905 по 1914 год. Тогда же его переименовали в Пантелеймоновский. Также появились фонари, торшеры, чугунные перила, обвитые лентами и украшенные щитами. Приблизительно в таком виде он и стоит до сих пор, радуя своей роскошью в стиле классицизма.
Разнообразие архитектурных форм
С чего же начать, если хочется увидеть воочию самые знаковые мосты Санкт-Петербурга? Фото с названиями через Неву возведенных конструкций можно найти почти в каждом путеводителе по городу. Не менее интересны и те, которые соединяют берега Фонтанки и Мойки. К примеру, мост Петра Великого имеет башни в виде маяков, которые светятся ночью. Троицкий считается одним из красивейших в городе. Некоторые из них название свое получили из-за цвета — Красный, Зеленый, Желтый, Синий, — а ширина последнего достигает почти 100 м. Эрмитажный разводной мост сделан из камня. Большому Обуховскому нет равных по протяженности — 2824 м. Кантемировский является самым молодым из разводных.
И это всего лишь некоторые факты про мосты Санкт-Петербурга. Фотографии, естественно, не могут передать и половины всего величия этих монументальных конструкций, многие из которых ночью распахивают для кораблей свои объятия.