Замечательный артист, педагог и хореограф Леонид Лавровский вписал яркие страницы в историю современного танцевального искусства. С его именем связано становление балета в Советском Союзе и триумфальные гастроли звезд советского балета за рубежом. Выдающийся хореограф, талантливый организатор и красивый человек – таким запомнился он современникам.
Балетмейстер Леонид Лавровский: биография, фото
Есть люди, при упоминании имени которых память немедленно вызывает ассоциации с каким-либо явлением или событием. Эти имена неразрывно связаны с высоким служением своему делу. В галерее лиц, которые принесли мировую известность российскому балету, невозможно пройти мимо портрета талантливого и увлеченного человека – балетмейстера Леонида Михайловича Лавровского.
Детство
Леонид Михайлович Иванов (это настоящая фамилия балетмейстера) появился на свет 5 июня 1905 года в Санкт-Петербурге. Семья была небогатой, рабочей. Однако отец будущего хореографа очень любил музыку и однажды совершил неожиданный поступок. Он уволился с работы и поступил на службу в хор Мариинского театра. Неизвестно, как без этого решительного поступка отца могла сложиться творческая судьба будущего великого хореографа. Но с этого времени маленький Леня стал много времени проводить за театральными кулисами. Он начал познавать мир театра изнутри.
Театральное искусство увлекло талантливого юношу. Он поступил в Ленинградский хореографический техникум, который окончил в 1922 году. За время учебы у замечательного педагога Владимира Пономарева выяснилось, что у парня есть талант и артистизм начинающего танцовщика. Постепенно стало формироваться его художественное видение профессии. В это же время Иванов решает взять творческий псевдоним. Видимо, собственная фамилия кажется ему слишком простой, и хореографический техникум оканчивает уже артист Леонид Лавровский.
В начале пути
После завершения учебы в техникуме Л. Лавровский был зачислен в штат балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета на положение первого солиста. Впереди был классический репертуар и проверенные временем спектакли, где он исполнит партии в «Жизели», «Лебедином озере», «Спящей красавице». Молодой артист много работает, но любит и красиво провести время после спектакля. Однако уже с этих лет у артиста сформировалось очень хорошее качество характера: даже после бурно проведенной ночи он никогда не позволял себе опоздать в театр или пропустить репетицию. В это же время Леонид Лавровский в первый раз женится. Его избранницей стала балерина Екатерина Гейденрейх.
Шумные и веселые застолья в кругу знакомых не стали препятствием для дальнейшей учебы и самообразования. Леонид много читает, берет уроки фортепиано и истории музыки, ходит на выставки. Постепенно малообразованный юноша из рабочей семьи превращается в эрудированного, начитанного человека. Элегантный внешний вид и врожденная интеллигентность довершают формирование будущего великого балетмейстера.
Однако в театре все шло не слишком гладко. В спину уже дышали молодые и талантливые танцовщики. Лавровскому стало казаться, что его зажимают, не дают танцевать. Медленно тлеющий конфликт с худруком балетной труппы А. Вагановой только ухудшал его моральное состояние. В 1936 году, не выдержав напряжения, сложившегося в театре, Л. Лавровский увольняется. Однако в статусе безработного артист находился недолго. Буквально через неделю он принял предложение возглавить балет Ленинградского малого оперного театра. В этой должности Л. Лавровский работал до 1937 года.
Первые постановки
Одновременно с участием в балетных спектаклях Леонид Михайлович начинает свою постановочную деятельность. В Ленинградском хореографическом училище он осуществил постановку «Грустного вальса» на музыку Я. Сибелиуса (1927) и «Времен года» (П. И. Чайковский, 1928). На музыку Р. Шумана были поставлены «Шуманиана» и «Симфонические этюды» (1929). Нельзя сказать, что постановочная деятельность Л. Лавровского всегда была успешной. Концертная программа в стиле М. Фокина (1932) провалилась и была признана упаднической и потакающей буржуазным вкусам.
Неудачи не останавливали постановщика. Новое время диктовало, что искусство должно быть доступно и понятно широкой аудитории рабочих и крестьян. Для Ленинградского хореографического училища Леонид Лавровский ставит два балета, «Фадетту» и «Катерину». На этот раз он попал точно в цель. Оба спектакля были признаны удачными, а молодой балетмейстер смело берется за новые постановки по произведениям Н. А. Римского-Корсакова, А. Адана, А. Рубинштейна и многих других.
В это же время происходит еще одно событие. Леонид Лавровский, личная жизнь которого с Е. Гейденрейх не сложилась, женится во второй раз. Елена Чикваидзе, которая участвовала в постановке балета «Кавказский пленник» на музыку Б. Асафьева, стала его избранницей. В 1941 году у них родился сын – Лавровский Михаил Леонидович, биография которого тоже неразрывно связалась с искусством балета.
Театр имени Кирова
А тем временем в Мариинском театре не утихали страсти. Деспотичный и властный характер А. Вагановой довел ситуацию в балетной труппе до точки высшего накала страстей. Руководителю ставили в упрек отсутствие новых спектаклей в репертуаре, зажим молодых исполнителей, авторитарность в принятии важных творческих решений, старорежимность и деспотизм. Припомнили ей и уход из театра Л. Лавровского. Трудно сказать, насколько все эти обвинения были справедливы. Но закончилось все тем, что кресло худрука балета опустело. 31 декабря 1937 года Леонид Лавровский, балетмейстер и артист балета, был назначен на должность руководителя балета Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Этот пост он занимал до 1944 года.
С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта» (1940)
В 1940 году Л. Лавровским начата работа над балетом «Ромео и Джульетта» на музыку С. С. Прокофьева. Масштабный спектакль рождался непросто. К этому времени в мировом балете не сложилось традиций постановки произведений У. Шекспира. Его творчество трактовалось балетмейстерами по-разному, поэтому отсутствовали установленные каноны, на которые мог бы опереться постановщик в своей работе. Но перед Л. Лавровским была еще одна трудность. Как ни странно, но этой преградой была гениальная музыка С. С. Прокофьева. Сложная ритмическая канва, непривычные композиционные приемы. Музыкальное полотно, сотканное из различных тем, которые переплетались и создавали тончайшее кружево авторского восприятия бессмертной трагедии. Первоначально артисты просто не могли понять замысел композитора.
Л. Лавровский был терпелив и настойчив. Но и музыкальная партитура изменялась для того, чтобы сделать спектакль ярче и острее. Постепенно труппа преодолела музыкальное сопротивление. Постановка «Ромео и Джульетты» была благосклонно принята публикой и критикой. Отмечали необычность музыки С. Прокофьева, радовались успеху балетмейстера Л. Лавровского, хвалили декорации. Безусловным триумфатором этого спектакля стала Галина Уланова. Премьера балета в Москве оказалась более яркой. Спектакль был признан лучшим балетом современности. Это во многом предопределило дальнейшую жизнь постановщика. В 1944 году Л. Лавровский был назначен руководителем балета главной сцены Советского Союза.
Москва, Большой театр
Л. Лавровский понимал, что все, что он делал до этого времени, – это только прелюдия к работе в главном театре страны. Первым делом он стал деятельно и талантливо восстанавливать классический балетный репертуар. К 100-летию балета «Жизель» Л. Лавровский делает свою редакцию спектакля. Обновленная «Жизель» с Г. Улановой была признана одной из лучших постановок этого балета и стала образцом для многих поколений балетмейстеров. Затем были созданы новые редакции балетов «Раймонда» и «Шопениана».
Еще одна масштабная работа Л. Лавровского – это воссоздание «Ромео и Джульетты» на подмостках Большого театра. Постановку невозможно было механически перенести на новую сцену. Она стала масштабнее и значительнее. Сместились акценты и усилились конфликты. Грандиозные массовые сцены и новые декорации довершили преобразование авторской концепции Л. Лавровского. Новая редакция известного балета оказалась очень удачной. Л. Лавровский получил Сталинскую премию, а спектакль на десятилетия стал визитной карточкой Большого театра.
20 лет: успехи и поражения
Л. Лавровский считал, что не может быть танца ради самого танца. Смыслом его деятельности стала задача раскрытия новых талантов и продвижения новых имен на сцене. Балет Большого театра за время его работы подарил успешный дебют многим талантливым танцовщикам и хореографам. Сам руководитель тоже не сидит без дела. Его очередная постановка – «Красный цветок». Это новая редакция балета «Красный мак» композитора Р. Глиэра. Незамысловатая история китайской танцовщицы и советских моряков о солидарности людей разных стран и разного цвета кожи. Зрители любили этот спектакль, а артисты с удовольствием в нем танцевали. За эту постановку Л. Лавровский был удостоен еще одной Сталинской премии.
Балетная сцена «Вальпургиева ночь» в «Фаусте» Ш. Гуно – маленький хореографический шедевр, вписанный в полотно классической оперы. Танцевать в этой сцене стремились все ведущие артисты балета. Любители классического танца ходили на оперу для того, чтобы увидеть своих кумиров в настоящем бриллианте хореографического искусства.
Однако следующая большая работа Л. Лавровского потерпела фиаско. Это был «Сказ о каменном цветке» по мотивам произведений П. Бажова. Казалось, что музыка С. Прокофьева, талант Г. Улановой и опыт Л. Лавровского – это был мощный творческий инструмент, способный создать еще одно грандиозное балетное произведение. На деле все вышло иначе. В 1953 году, не завершив работу над партитурой, умер С. Прокофьев. Через год постановка была все-таки завершена, но она получилась слишком натуралистичной, лишенной балетной поэтики и легкости. В январе 1956 года Л. Лавровский был уволен с должности руководителя балетной труппы Большого театра.
Зарубежные гастроли
Сегодня невозможно себе представить, что было время, когда о русском балете мир не знал. Великие имена, знаменитые спектакли и постановки советских хореографов находились для западной публики за тем же железным занавесом, что и весь Советский Союз. Прорыв этой пропасти с помощью балетного искусства был делом политическим. Первую гастрольную поездку артистов балета в Лондон (1956) было поручено возглавить находящемуся на творческой пенсии Л. Лавровскому. Четыре спектакля в репертуаре советских артистов, из которых два были в постановке Л. Лавровского, произвели ошеломляющее культурное впечатление на искушенную английскую публику. Гастроли были триумфальными. Однако по их окончании хореограф вновь остался не у дел.
Спустя два года ситуация повторилась. Гастроли во Францию – и вновь Л. Лавровский становится во главе гастрольного коллектива. А после возвращения он снова был отлучен от любимого театра. Только в 1959 г. Л. Лавровский возвратился в Большой театр. Впереди предстояла еще одна сложная и ответственная зарубежная поездка – гастроли в США.
Продолжение династии
В 1961 году в труппу Большого театра был принят еще один Лавровский – Михаил Леонидович. Жены знаменитого балетмейстера, а к этому времени он был женат уже в третий раз, больше не подарили ему наследников. Но единственный сын стал продолжателем дела отца и гордо нес на сцене знаменитую фамилию Лавровский. Михаил Леонидович прошел через все ступени карьеры артиста балета. Отец не делал для него исключений. Блестящие балетные способности сына старший Лавровский рассматривал исключительно как повод для повышенных требований и более строгих правил.
После одной из премьер он написал сыну несколько строк: «Тебе все открыто, и все зависит от тебя!» Так напутствовал сына Лавровский. Михаил Леонидович фото с этим автографом отца пронес через всю жизнь.
Память сердца
После увольнения из театра в июле 1964 года Л. Лавровский начинает работать в Московском хореографическом училище. В 1965 году Леонид Михайлович удостоен почетного звания Народного артиста СССР. Он много работает и ставит концертные номера для студентов. Многие из них до нашего времени сохранились в репертуаре прославленного училища.
«Память сердца» – так назывался последний поставленный прославленным балетмейстером концертный номер. Леонид Лавровский умер в Париже, куда приехал на гастроли вместе со студентами хореографического училища. Это произошло 27 ноября 1967 года.