В современном мире ко всем сферам жизни предъявляются все более высокие требования, удовлетворяющие запросам нынешнего поколения: динамичного, развитого, разностороннего. Это касается как техники, технологий, так и культуры с искусством. Вот и классическому балету на смену пришел современный. Что он собой представляет, и как сочетается с традиционным, рассмотрим в статье.
![классический балет](http://fb.ru/misc/i/gallery/43949/2207086.jpg)
В общих чертах
Балет – классический танец, составляющий основу хореографии. Традиционная его форма всегда была востребована в искусстве, но в современных условиях он представляется публике в новой, более свободной интерпретации. Раньше режиссер доносил до зрителя мысли, эмоции и настроение постановки с помощью привычных плавных, четких, нежных движений, заменяющих речь. Классический танец строится с помощью широко всем известных фигур, передающих настроение действующих героев. В современном балете способ передачи эмоций определяется художником-постановщиком самостоятельно. Нередко он на 90% состоит из контемпа, когда танцоры заимствуют элементы из других стилей.
Классическая форма балета с каждым днем становится современнее, это видно даже по одежде балерин: на смену традиционным пачкам приходят более простые наряды. Конечно, это не относится к классическим постановкам.
Происхождение
Название «балет» - это перевод с латыни слова «танцую». Местом рождения этого вида искусства стала Италия 16 века, известная своими первыми танцевальными сценками. Чуть позже к придворному балету приобщилась Франция, хотя по сравнению с современным искусством это были жалкие попытки. Окончание 18 века обозначилось сменой балетных костюмов на более короткие и воздушные, и появлением первой профессиональной обуви балерин – пуантов. Этот период стал началом расцвета балетного искусства, характеризующийся:
- появлением первых его ценителей, регулярно посещающих постановки;
- написанием знаменитыми композиторами (Бетховен, Делиб, Минкус) романтической музыки для балетных спектаклей;
- появлением первых полноценных балетных постановок.
![классический русский балет [](http://fb.ru/misc/i/gallery/43949/2207089.jpg)
Появление балета в России
Впервые об этом танце узнали в России в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году после премьеры первого балетного спектакля. Русский балет формировался под влиянием французского балетмейстера-хореографа Шарля-Луи Дидло, связавшего танец с пантомимой и сделавшего ведущими сольные женские партии. Большую роль в становлении классического русского балета в 19 веке сыграл Мариус Петипа. Легендарным отечественным балетмейстером стал Михаил Фокин, в корне реформировавший спектакли за счет изменения традиционного построения балета и рисунков в танце.
Настоящей революцией в мире балетной музыки стало появление композитора П.И.Чайковского, который сочетал в ней непрерывное симфоническое развитие с глубоким образным содержанием и драматической выразительностью. В созданных им «Лебедином озере», «Спящей красавице» и «Щелкунчике» музыка получила способность раскрывать внутреннее течение действия и воплощать характеры героев.
Современный отечественный балет
Одной из основных отечественных трупп сегодня является «Классический Русский балет» Москвы, созданный в 2004 году. Этот молодой танцевальный коллектив творит уже семь лет, на протяжении которых высоко зарекомендовал себя с профессиональной точки зрения. Он собрал лучших представителей российских балетных школ (Московская академия хореографии, Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), талантливой перспективной молодежи и зрелых заслуженных мастеров танца. Художественное руководство театром лежит на плечах одного из ведущих солистов Хасана Усманова.
![театр классического балета](http://fb.ru/misc/i/gallery/43949/2207094.jpg)
География выступлений классического балета Москвы не ограничивается только столичной сценой, их постановки видели многие города России и страны дальнего и ближнего зарубежья (Финляндия, Япония, Испания, Израиль, Австрия, Германия, Греция).
Репертуар труппы
Список балетных спектаклей московского коллектива состоит в основном из великих произведений золотого фонда русского балета. Конечно, репертуар театра не может обойтись без шедевров П. И. Чайковского: «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика». Кроме этого, в активе труппы балеты: «Золушка», «Жизель», «Кармен», «Ромео и Джульетта» и другие.
Классический балет «Щелкунчик»
Отдельное внимание хотелось бы уделить именно этой сказке о вечной любви, неизменно популярной как в России, так и в странах Европы в период новогодних праздников. Ведь атмосфера волшебной чарующей музыки Чайковского в сочетании со снегом, елкой и волшебством под Рождество способна заставить даже самых серьезных взрослых хоть на миг почувствовать себя детьми. Одна из ярчайших сцен этого спектакля – Вальс Снежинок (в постановке Льва Иванова) – является жемчужиной искусства, ведь в каждой детали и фигуре отображаются музыкальные фразы Чайковского.
![классический танец балет](http://fb.ru/misc/i/gallery/43949/2207097.jpg)
Государственный академический театр классического балета
Поистине, «динозавром» балетного искусства России является этот большой коллектив, которым руководят Наталья Касаткина и Владимир Василев. Его любят зрители многих стран и нескольких поколений. На протяжении почти пятидесяти лет выдающимися балетмейстерами создается интересный репертуар, состоящий из оригинальных версий известных «детищ» классического балета. Их бережная историческая реконструкция с оригинальными произведениями самих хореографов в основе, смогли уместить на одной балетной сцене классическую и современную музыку.
Коллектив театра состоит из прекрасных танцоров, курируемых замечательными педагогами-репетиторами, в прошлом – ведущими солистами Большого театра. Из его стен вышли высокопрофессиональные артисты балета нескольких поколений, которые затем получали международные награды и побеждали во многих авторитетных балетных конкурсах, громко заявив о себе не только на российской, но и на мировой сцене.
Руководство
Не зря этот коллектив часто называют классическим балетом Касаткиной и Василева. Это не просто фамилии двух народных артистов – бывших выпускников Московского хореографического училища и ведущих солистов Большого театра в течение 20 лет. Это имена балетмейстеров, которые уже почти полвека руководят Государственным академическим балетным театром.
![классический балет касаткиной](http://fb.ru/misc/i/gallery/43949/2207103.jpg)
В балетном искусстве они во многом стали первыми:
- в постановке спектаклей на авангардистскую музыку;
- в постановке на российской сцене эпохального балета полузапрещенного композитора Стравинского «Весна священная»;
- в создании авторского и экспериментального балетного театра;
- в сотрудничестве с известным зарубежным хореографом П. Лакотта, специализирующимся на реставрации старинных спектаклей, для возрождения балета «Натали, или швейцарская молочница» (комп. А. Гировец);
- в экспериментах с непростыми и оригинальными музыкально-хореографическими жанрами, которые вылились в вокально-хореографическую симфонию композитора А. Петрова «Пушкин. Размышление о поэте».
Классический балет Касаткиной и Василева является гармоничным сочетанием наследия и современных веяний. Это касается как репертуара, так и хореографического языка их спектаклей. В активе этих балетмейстеров – постановка ряда классических произведений: «Жизели», «Дона Кихота» и всех трех балетов П. И. Чайковского. При этом воплощение классики всегда носит свое авторское видение, которое одному зрителю нравится больше, другому – меньше. Но творческая трактовка материала, безусловно, является главной в искусстве.
«Фабрика звезд»
С подмостков театра классического балета вышло множество артистов, которые потом стали международными лауреатами и мировыми знаменитостями. Воспитанники Касаткиной и Василева привезли с различных конкурсов 19 золотых медалей и еще больше – серебра и бронзы. Именно здесь загорелась звезда И. Мухамедова, В. Малахова, Г. Степаненко, С. Исаева, А. Горбацевич, Т. Палий и многих других. Все это свидетельствует о высоком профессионализме коллектива театра и педагогическом мастерстве его руководителей.
![классический русский балет москвы](http://fb.ru/misc/i/gallery/43949/2207104.jpg)
Деятельность коллектива
Сегодня репертуар театра насчитывает 18 балетных спектаклей, включающих как знаменитые классические произведения, так и современные постановки. Так, балет «Сотворение мира» рассказывает библейскую историю Адама и Евы, в основе которой – рисунки Жана Эффеля. Композитор Андрей Петров в постановке соединил принципы серьезной симфонической музыки с легкой, включающей джаз и симфоджаз. За 30 лет существования этого балетного спектакля его всегда сопровождали аншлаги и восторженные отзывы прессы.
Заслуживает отдельного упоминания и балет-притча «Чудесный мандарин», впервые показанная на сцене театра Классического балета в 1996 году. В его основу легла одноименная пантомима венгерского композитора Б. Бартока, имевшая сложную судьбу. При жизни автора балет на его родине так и не поставили, а попытка сделать это Большим театром при постановке Л. Лавровского (1961 г.) имела провальный опыт.
Касаткина и Василев впервые показали в России «Чудесный мандарин», использовав в постановке музыку балета целиком, а не только сюиту Б. Бартока, как это делалось ранее. Такое событие стало истинным подарком для поклонников творчества венгерского композитора.
![классический балет щелкунчик](http://fb.ru/misc/i/gallery/43949/2207106.jpg)
В активе театра классического балета все спектакли достойны внимания и восхищения, петь им оды нет необходимости. Лучше один раз придти и посмотреть, чтобы потом возвращаться снова и снова.