Современный и классический балет

В современном мире ко всем сферам жизни предъявляются все более высокие требования, удовлетворяющие запросам нынешнего поколения: динамичного, развитого, разностороннего. Это касается как техники, технологий, так и культуры с искусством. Вот и классическому балету на смену пришел современный. Что он собой представляет, и как сочетается с традиционным, рассмотрим в статье.

классический балет

В общих чертах

Балет – классический танец, составляющий основу хореографии. Традиционная его форма всегда была востребована в искусстве, но в современных условиях он представляется публике в новой, более свободной интерпретации. Раньше режиссер доносил до зрителя мысли, эмоции и настроение постановки с помощью привычных плавных, четких, нежных движений, заменяющих речь. Классический танец строится с помощью широко всем известных фигур, передающих настроение действующих героев. В современном балете способ передачи эмоций определяется художником-постановщиком самостоятельно. Нередко он на 90% состоит из контемпа, когда танцоры заимствуют элементы из других стилей.

Классическая форма балета с каждым днем становится современнее, это видно даже по одежде балерин: на смену традиционным пачкам приходят более простые наряды. Конечно, это не относится к классическим постановкам.

Происхождение

Название «балет» - это перевод с латыни слова «танцую». Местом рождения этого вида искусства стала Италия 16 века, известная своими первыми танцевальными сценками. Чуть позже к придворному балету приобщилась Франция, хотя по сравнению с современным искусством это были жалкие попытки. Окончание 18 века обозначилось сменой балетных костюмов на более короткие и воздушные, и появлением первой профессиональной обуви балерин – пуантов. Этот период стал началом расцвета балетного искусства, характеризующийся:

  • появлением первых его ценителей, регулярно посещающих постановки;
  • написанием знаменитыми композиторами (Бетховен, Делиб, Минкус) романтической музыки для балетных спектаклей;
  • появлением первых полноценных балетных постановок.

классический русский балет [

Появление балета в России

Впервые об этом танце узнали в России в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году после премьеры первого балетного спектакля. Русский балет формировался под влиянием французского балетмейстера-хореографа Шарля-Луи Дидло, связавшего танец с пантомимой и сделавшего ведущими сольные женские партии. Большую роль в становлении классического русского балета в 19 веке сыграл Мариус Петипа. Легендарным отечественным балетмейстером стал Михаил Фокин, в корне реформировавший спектакли за счет изменения традиционного построения балета и рисунков в танце.

Настоящей революцией в мире балетной музыки стало появление композитора П.И.Чайковского, который сочетал в ней непрерывное симфоническое развитие с глубоким образным содержанием и драматической выразительностью. В созданных им «Лебедином озере», «Спящей красавице» и «Щелкунчике» музыка получила способность раскрывать внутреннее течение действия и воплощать характеры героев.

Современный отечественный балет

Одной из основных отечественных трупп сегодня является «Классический Русский балет» Москвы, созданный в 2004 году. Этот молодой танцевальный коллектив творит уже семь лет, на протяжении которых высоко зарекомендовал себя с профессиональной точки зрения. Он собрал лучших представителей российских балетных школ (Московская академия хореографии, Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), талантливой перспективной молодежи и зрелых заслуженных мастеров танца. Художественное руководство театром лежит на плечах одного из ведущих солистов Хасана Усманова.

театр классического балета

География выступлений классического балета Москвы не ограничивается только столичной сценой, их постановки видели многие города России и страны дальнего и ближнего зарубежья (Финляндия, Япония, Испания, Израиль, Австрия, Германия, Греция).

Репертуар труппы

Список балетных спектаклей московского коллектива состоит в основном из великих произведений золотого фонда русского балета. Конечно, репертуар театра не может обойтись без шедевров П. И. Чайковского: «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика». Кроме этого, в активе труппы балеты: «Золушка», «Жизель», «Кармен», «Ромео и Джульетта» и другие.

Классический балет «Щелкунчик»

Отдельное внимание хотелось бы уделить именно этой сказке о вечной любви, неизменно популярной как в России, так и в странах Европы в период новогодних праздников. Ведь атмосфера волшебной чарующей музыки Чайковского в сочетании со снегом, елкой и волшебством под Рождество способна заставить даже самых серьезных взрослых хоть на миг почувствовать себя детьми. Одна из ярчайших сцен этого спектакля – Вальс Снежинок (в постановке Льва Иванова) – является жемчужиной искусства, ведь в каждой детали и фигуре отображаются музыкальные фразы Чайковского.

классический танец балет

Государственный академический театр классического балета

Поистине, «динозавром» балетного искусства России является этот большой коллектив, которым руководят Наталья Касаткина и Владимир Василев. Его любят зрители многих стран и нескольких поколений. На протяжении почти пятидесяти лет выдающимися балетмейстерами создается интересный репертуар, состоящий из оригинальных версий известных «детищ» классического балета. Их бережная историческая реконструкция с оригинальными произведениями самих хореографов в основе, смогли уместить на одной балетной сцене классическую и современную музыку.

Коллектив театра состоит из прекрасных танцоров, курируемых замечательными педагогами-репетиторами, в прошлом – ведущими солистами Большого театра. Из его стен вышли высокопрофессиональные артисты балета нескольких поколений, которые затем получали международные награды и побеждали во многих авторитетных балетных конкурсах, громко заявив о себе не только на российской, но и на мировой сцене.

Руководство

Не зря этот коллектив часто называют классическим балетом Касаткиной и Василева. Это не просто фамилии двух народных артистов – бывших выпускников Московского хореографического училища и ведущих солистов Большого театра в течение 20 лет. Это имена балетмейстеров, которые уже почти полвека руководят Государственным академическим балетным театром.

 классический балет касаткиной

В балетном искусстве они во многом стали первыми:

  • в постановке спектаклей на авангардистскую музыку;
  • в постановке на российской сцене эпохального балета полузапрещенного композитора Стравинского «Весна священная»;
  • в создании авторского и экспериментального балетного театра;
  • в сотрудничестве с известным зарубежным хореографом П. Лакотта, специализирующимся на реставрации старинных спектаклей, для возрождения балета «Натали, или швейцарская молочница» (комп. А. Гировец);
  • в экспериментах с непростыми и оригинальными музыкально-хореографическими жанрами, которые вылились в вокально-хореографическую симфонию композитора А. Петрова «Пушкин. Размышление о поэте».

Классический балет Касаткиной и Василева является гармоничным сочетанием наследия и современных веяний. Это касается как репертуара, так и хореографического языка их спектаклей. В активе этих балетмейстеров – постановка ряда классических произведений: «Жизели», «Дона Кихота» и всех трех балетов П. И. Чайковского. При этом воплощение классики всегда носит свое авторское видение, которое одному зрителю нравится больше, другому – меньше. Но творческая трактовка материала, безусловно, является главной в искусстве.

«Фабрика звезд»

С подмостков театра классического балета вышло множество артистов, которые потом стали международными лауреатами и мировыми знаменитостями. Воспитанники Касаткиной и Василева привезли с различных конкурсов 19 золотых медалей и еще больше – серебра и бронзы. Именно здесь загорелась звезда И. Мухамедова, В. Малахова, Г. Степаненко, С. Исаева, А. Горбацевич, Т. Палий и многих других. Все это свидетельствует о высоком профессионализме коллектива театра и педагогическом мастерстве его руководителей.

классический русский балет москвы

Деятельность коллектива

Сегодня репертуар театра насчитывает 18 балетных спектаклей, включающих как знаменитые классические произведения, так и современные постановки. Так, балет «Сотворение мира» рассказывает библейскую историю Адама и Евы, в основе которой – рисунки Жана Эффеля. Композитор Андрей Петров в постановке соединил принципы серьезной симфонической музыки с легкой, включающей джаз и симфоджаз. За 30 лет существования этого балетного спектакля его всегда сопровождали аншлаги и восторженные отзывы прессы.

Заслуживает отдельного упоминания и балет-притча «Чудесный мандарин», впервые показанная на сцене театра Классического балета в 1996 году. В его основу легла одноименная пантомима венгерского композитора Б. Бартока, имевшая сложную судьбу. При жизни автора балет на его родине так и не поставили, а попытка сделать это Большим театром при постановке Л. Лавровского (1961 г.) имела провальный опыт.

Касаткина и Василев впервые показали в России «Чудесный мандарин», использовав в постановке музыку балета целиком, а не только сюиту Б. Бартока, как это делалось ранее. Такое событие стало истинным подарком для поклонников творчества венгерского композитора.

классический балет щелкунчик

В активе театра классического балета все спектакли достойны внимания и восхищения, петь им оды нет необходимости. Лучше один раз придти и посмотреть, чтобы потом возвращаться снова и снова.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.