Интенциональность - это что такое? Эволюция понятия и значение

Еще философов древности интересовали вопросы о том, что именно движет людьми при совершении тех или иных поступков. Почему один человек направляет свое внимание и чувства на какой-либо объект, а другой – на совершенно противоположный. В те времена считалось, что это просто стихийное субъективное предпочтение индивидуума, вызванное устройством его психики.

Позже появилось несколько версий, ставших основой такого понятия, как интенциональность. Это в переводе с латинского (intentio) означает стремление, или направление. Этот феномен человеческого сознания изучается психологами, философами и языковедами и в наши дни.

Понятие значения

Интенциональность в философии – это постоянное устремление сознания к миру и предметам, его наполняющим, с целью их осознания и придания им значения. Во времена средневековой схоластики, например, существовало различие между реальным предметом и воображаемым.

Интенциональность сознания – это психический феномен, позволяющий человеку находить взаимосвязь между различными аспектами мира, как существующего, так и выдуманного, создавая многочисленное разнообразие восприятия им реальности. Каждому субъекту свойственен собственный набор оценок для окружающих его предметов и явлений, но есть черты, свойственные всем людям – чувства, воображение, восприятие и аналитика.

Различие у каждого индивидуума чувств по отношению к одному и тому же объекту, тем не менее имеет общие черты – это его изучение, а не переживание о нем. Ощущение боли, например, реально и имеет смысл для того, кто ее испытывает. Она же, как предмет познания, не содержит смысла и не вызывает эмоций.

Для философов идеалистов интенциональность – это свойство человеческого сознания создавать собственный мир, наполненный предметами и явлениями, которым оно придает смысл и значение. При этом нет различия между реальной и выдуманной действительностью.

В аналитической философии и феноменологии теория интенциональности – это одно из основных понятий. Благодаря ей устанавливаются особые взаимосвязи между сознанием, языком и окружающим миром. Наблюдение за объектом бывает связано с его лингвистическим обозначением и местом в реальности, а бывает, и нет. Сосредоточенное изучение предмета, сопровождающееся умением логически определять его свойства и связи с миром, также может быть просто актом созерцания.

Доминик Перлер

Этот известный современный философ из Швейцарии родился 17 марта 1965 года. Являясь профессором и преподавателем теоретической философии в Берлинском университете, он стал известен всему миру как писатель Доминик Перлер. «Теории интенциональности в Средние века» - его фундаментальный труд, посвященный развитию философии с 1250 г по 1330 год.

Изучив работы таких философов того времени, как Фома Аквинский, Петр Иоанн Оливи, Дунс Скот, Петр Авреол и Оккам, Перлер сформулировал 5 типов интенциональности:

  • Тип формального тождества был озвучен Фомой Аквинским, который считал, что интенциональность – это способ выражения с помощью интеллекта, который дает формулировку объекту только через сравнение его с подобными объектами или общими для них свойствами. Например, понятие «живое существо» означает дышащий, передвигающийся и действующий субъект, под категорию которого попадает и человек, и животное.

  • Тип активной фокусировки познавательных способностей предложил Петр Иоанн Оливи, францисканский монах, живший в 1248–1298 гг. Он считал, что в процессе познания объекта, тот не влияет на изучающего его субъекта. То есть только нацеленность на изучение предмета или явления способно расширять познания человека о нем.
  • Тип интенционального объекта Дунса Скота, первого разработчика понятия интенция, был связан с направленностью сознания на изучаемый предмет или его познание. При этом бытие конкретной вещи получало присущие только ей черты и определялось, как «эта».
  • Тип интенционального присутствия Петра Авреола обозначает поступок, как намерение совершить действие. Например, грех – это интенция души.
  • Тип естественного знака Оккама подразумевает, что вещам свойственен смысл просто потому, что они существуют.

Таким образом, Перлер («Теории интенциональности в Средние века») разделил это понятие на 5 моделей, каждой из которых свойственен собственный взгляд на восприятие картины мира и входящих в нее вещей и явлений. Именно философские мысли древних мудрецов легли в основу дискуссий современных ученых.

Франц Брентано

Выдвинутые теории интенциональности в Средние века стали объектом изучения последующих поколений ученых. Так, Франц Брентано, австрийский психолог и философ (родился в 1838-м, а умер в 1917 году), будучи католическим священником, в 1872 году ушел из церкви ради звания профессора философии. Вскоре был отлучен от церкви за свои мировоззрения, а в 1880 году лишен научного звания.

Основой философии Брентано является четкое разделение физических и психических феноменов. Он считал, что в первом случае интенциональности в реальности нет, тогда как во втором – это сознание, которое всегда предметно. Оно имеет отношение к вещам, независимо от того, реальны они или нет. Из его концепции в дальнейшем развилось такое направление в науке, как феноменология.

Исходя из своих выводов, Брентано развил теорию истинности. Так, он считал, что осмысление объекта сознанием происходит на трех уровнях:

  • Восприятие, причем как внешнее, через органы чувств, так и внутреннее, на эмоциональном уровне.
  • Воспоминание – субъективные знания о свойствах предмета.
  • Аксиома – общепринятые знания об объекте.

Придя к такому выводу, Брентано высказал мысль о том, что для субъекта истиной является его внутреннее восприятие предмета, тогда как внешнее является мнением многих, которое можно подвергнуть сомнению. Его учение об интенциональности продолжил и развил Эдмунд Гуссерль. Он посещал лекции Брентано в Вене в период с 1884 по 1886 годы.

Интенциональное восприятия

Некогда Брентано «одолжил» идею о направленности мышления на объекты у Аристотеля и средневековых схоластов, о которых позже написал Перлер («Теории интенциональности»). Он считал, что это субъективное отношение к предметам, независимо от того, существуют они в действительности или нет. Так, он писал, что не бывает веры без объекта, в который верят, надежды без того, на что надеются, радости без причины, ее вызывающей.

Взяв у Брентано понятие «интенциональность», Гуссерль наделил его другим смыслом: для него этот термин означает не отношение к объекту, а направленность на него сознания (мышления).

Феноменология – это наука о предметах и явлениях, изученных опытным путем. Гуссерль, ее основатель, считал, что полное мнение об объекте может быть создано только при детальном, всестороннем и многократном его исследовании. Именно он развил понятие, что интенциональность в философии, это взаимоотношение сознания и восприятия.

По его мнению, интенция обладает функциями, которые организуют ту часть сознания, что отвечает за сбор данных об объекте через восприятия и объединяет их в единое целое. То есть предмет изучения как бы не существовал, пока не произошло акта его созерцания.

Эйдетические связи

Гуссерль считал, что сердце (мышление) является органом, отвечающим за познание. В период переживания сердце может направлять внимание сознания на объект, вызывающий тревогу. Таким способом включается интенциональность сознания. Э. Гуссерль отмечал, что только его направленность и фокусировка вызывают или находят этот объект в реальности (мир эйдосов). При этом создается эйдетическая связь, в результате которой в сознании образуется психологический феномен.

Он также совершил разделение между явлениями психического и физического уровня, так как не всегда феномену сознания соответствовал или находился необходимый объект в реальном мире. Например, молодые люди попали на рок-концерт.

Одни воспринимают такую музыку, другие – нет. То есть у кого-то возникла интенция сознания, которая настроила его на восприятие звуков, создав тем самым эйдетическую связь. Ответом на поиски сознания стал приход на концерт.

У остальных интенция не образовалась, так как сознание настроено на поиски другой музыки. Тем временем музыканты продолжают играть, создавая эйдос произведения из входящих в него звуков.

Интенциональное сознание

Если для философов средневековья интенциональность – это свойства объекта, а для Брентано – психологические процессы, свойственные субъекту, то Гуссерль связал это понятие с самим сознанием.

Он считал, что интенция – это любой акт мышления, всегда направленный на предмет, это и есть его свойство. Независимо от того, реален объект для сознания или нет, любой мыслительный процесс всегда направлен на него и связан с ним.

Для Брентано интенциональность была связана с психическими актами, согласно которым познаваемый предмет предполагал его имманентное существование, то есть не выходящее за границы данного опыта (изучения). В отличие от своего учителя, Гуссерль говорит не об объекте, на котором сосредоточено сознание, а об интенциональных актах, которые устанавливают его содержание. Само существование объекта вторично.

По мере того как развивалось понятие «интенциональность сознания», Гуссерль расширял его функции, превращая во всестороннюю аналитику. В его философии интенция не просто характеризует человеческое мышление, но и является силой, благодаря которой осуществляется акт познавания предмета. Например, когда исследуются теоретические акты сознания, устанавливаются новые объекты науки.

Анализируя интенциональную деятельность мышления, можно наблюдать за возникновением интенции переживаний и их структуры. При этом они могут иметь реальную основу, подтвержденную пятью органами чувств, а также духовную подоплеку. Именно дух формирует объект и придает ему смысл. Между ним и чувствами находится «посредник», которому Гуссерль дал определение «ноэма».

Ноэма не зависит от объекта, поэтому сознание может принять на веру существование предмета или явления, которого в реальном мире просто не может быть. Это не имеет значения, так как важны сами процессы, происходящие в человеческом мозге. Например, человек, решивший, что у него серьезное заболевание, так как у него кольнуло в боку, может сделать его реальным, если будет постоянно сосредотачиваться или ожидать проявления очередных симптомов.

Выявление эйдосов

Во все времена философов интересовал вопрос о том, как выявить сущность вещей. Сегодня этот процесс называется методом феноменологической редукции. В его основе лежит транс, открывающий чистое сознание, за пределами которого находится весь остальной мир.

Этим методом задолго до Гуссерля пользовались блаженный Августин (354–430 гг.) и Рене Декарт (1596–1650 гг.). Его привлекло то, что именно в чистоте сознания открывается смысл эйдосов. Для осуществления этого феноменологическая наука предлагает 2 типа транса:

  • В первом важным моментом является полное исключение внешнего мира и его знаний или представлений об изучаемом объекте. Формулировка, которой принято называть данный предмет и те свойства, которые ему «приписаны», являются записью в сознании. Над ней необходимо подняться, чтобы преодолеть. При таком подходе человек отрешается от предмета, как будто его не существует и познает его эйдос. В процесс не должна вмешиваться рутинная, бытовая, религиозная, научная или мифологическая истина о нем и исключено любое суждение. Также не имеет значения реальность данного объекта.
  • По второму типу за пределы сознания «выводится» не только внешний мир, но и «Я» самого субъекта, как части той реальности, в которой он обитает. Таким образом, остается абсолютно чистое сознание, за границей которого остается действительность и одна из его составляющих – душа. При этом происходит познание сущности изучаемого объекта, какова она есть, без включения личного к нему отношения.

Все знания, которые существуют о предмете, являются производными сознания, создавая цельное описание с присущими только ему свойствами.

Сущностные структуры сознания

Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой Гуссерля, который создал метод для выяснения того, что собой представляют феномены. Так, он предложил:

  • Повернуть ум вовнутрь, при котором сознание, обращенное на самое себя, полностью отрекается от суждений и получает знания не из собственного опыта или впечатления, а извне.
  • Использовать непредвзятое внимание. Это позволяет не отрицать, что мира вне сознания не существует, что само по себе уже является суждением и избавляет от эмпирического «Я».
  • Включить пространство чистого сознания, во время которого субъект избавляется от всего внешнего и накопленного им опыта и знаний о мире. В подобном состоянии существуют только формы, не имеющие содержания.
  • Воздержаться от веры в реальность мира и отстраненно наблюдать его эйдос. При этом его сущность проявляется внутри субъекта, как явление и нечто абсолютное.

Разрабатывая свою философию, Гуссерль стремился найти в области чистой субъективности возможность получения результатов с объективно ценными значениями.

Что на самом деле внутри

Интенциональность в лингвистике означает направленность сознания на какой-нибудь объект. Что же на самом деле происходит у него внутри во время процессов познания, дает понять философская концепция Гуссерля.

Может ли термин «чистое сознание» означать его отсутствие, полную пустоту, иметь такое же значение, как и «пустое место»? Как оказалось, оно никогда не отрывается от бытия и не может быть наполнено какими-либо объектами, лишь бы восполнить вакуум. Сознание - всегда образ чего-то.

Даже если освободить его от внешней реальности, оно не перестанет проецировать ее, заменив наружный мир внутренним. На самом деле оно не может быть внутри, так как находится снаружи себя самого. Даже если человека погрузить с помощью транса на самое дно его сознания, оно перестанет им быть и «вышвырнет» его опять наружу к вещам.

Феноменология как средство видеть мир

Как оказалось в процессе развития этого направления в науке, интенциональностью обладает не только сознание (мысли, восприятия), но и его отдельные компоненты, такие как желания, эмоции, интуиция и другие.

По Гуссерлю, восприятие – это всегда воспринимание чего-либо, например, предмета, тогда как суждение – это понимание его содержания. Сознание является основой, внутри которой формируются и сотворяются все виды человеческой активности.

Исходя из этого, сознание, как творца всего вокруг, нельзя разделить или нарушить его целостность. Его нельзя пытаться описать или «приписать» ему какое-то понятие. Согласно концепции Гуссерля, феномен сознания в том, что оно самодостаточно и является тем, что открывает людям бытие.

Комментарии