Академик Петровский Борис Васильевич: биография, вклад в медицину

Будущий хирург и ученый Петровский Борис Васильевич родился 27 июня 1908 года в Ессентуках. Его отец был врачом – медицинская карьера являлась семейной традицией. Незадолго до революции Петровские переехали в Кисловодск. Там Борис окончил школу, после чего стал работать дезинфектором на местной дезинфекционной станции. Кроме того, он окончил курсы по стенографии, бухгалтерии и санитарному делу.

Образование

Наконец, после длительной подготовки Петровский Б. В. поступил в Московский государственный университет, выбрав медицинский факультет. Диплом МГУ он получил в 1930 году. Во время учебы в вузе студент выбрал в качестве специализации хирургию, из-за чего регулярно посещал анатомический театр, совершенствовал свою технику, а также изучал физиологию. МГУ предлагал самые разные способы проявить себя. Многими из них в годы молодости воспользовался Петровский Борис Васильевич. Достижения, кратко говоря, не ограничивались успехами в медицине. Студент был активным участником общественной жизни, будучи председателем профкома института. Кроме того, он проводил много времени за шахматной доской. Петровский играл с будущим чемпионом мира и гроссмейстером Михаилом Ботвинником. Регулярными были туристические походы и всевозможные комсомольские мероприятия.

С началом старших курсов будущего хирурга перевели на Пироговку. Там училась лучшая советская медицинская интеллигенция. У Петровского начался новый жизненный этап. Он сопровождался переходом от теории к практике. В прошлом остались многословные теории – настало время набираться опыта на настоящих пациентах. Теперь от студента требовалась не только регулярная зубрежка, но и вырабатывание навыка общения с людьми, которых ему предстояло лечить.

Тогда же одним из главных преподавателей будущего академика стал знаменитый Николай Бурденко. Лекции Петровскому читал народный комиссар здравоохранения и профессор Николай Семашко. Он давал студентам самые важные и нужные знания, а сами ученики любили его за виртуозное владение материалом и добросердечный нрав. Семашко на примерах из собственной жизни рассказывал о борьбе со страшными эпидемиями и их профилактике. Он же делился историями о своей большевистской жизни в эмиграции и Ленине, который однажды спас его от ареста. На завершающем этапе пребывания в университете Петровский Борис Васильевич выполнил свою первую самостоятельную операцию.

Начало научной карьеры

После окончания учебы начинающий врач полтора года работал хирургом в Подольской районной больнице. Молодой специалист оказался на перепутье. Он мог заняться организацией здравоохранения, промышленной санитарией, однако окончательно связал свое будущее с хирургией.

В 1932 году Петровский Борис Васильевич начал свою научную карьеру, получив должность научного сотрудника в Московском онкологическом институте. Его руководителем был профессор Петр Герцен. Петровский Б. В. проявил выдающиеся исследовательские способности. Он изучал онкологические феномены и теории лечения рака молочной железы. Также хирург посвятил много времени вопросам трансфузиологии. Свою первую научную статью опубликовал в 1937 году. Она появилась в журнале «Хирург» и была посвящена перспективам хирургических методов лечения онкологических заболеваний.

Тогда же Петровский Борис Васильевич защитил диссертацию на тему переливания крови и стал кандидатом медицинских наук. В 1948 году этот труд в переработанном виде был издан в виде монографии. Но и после этого медик сохранял интерес к теме переливания крови. Он изучал методы трансфузии, а также ее влияние на человеческий организм.

Семья

Еще в Институте онкологии произошла встреча, после которой определил свое семейное будущее Петровский Борис Васильевич. Личная жизнь ученого оказалась связана с Екатериной Тимофеевой – сотрудницей одной из экспериментальных лабораторий. В 1933 году пара сыграла свадьбу, а в 1936-м у них родилась дочь Марина. Мать в это время заканчивала аспирантуру, поэтому семья некоторое время жила с нанятой няней. У Петровского и его супруги свободного времени было настолько мало, что они могли видеться только поздно вечером, когда приходили домой отсыпаться.

Марина была веселым и живым ребенком. На летние отпуска семья уезжала на юг в Кисловодск, где была малая родина Бориса Васильевича. Его дочь и супруга также ездили на отдых в Вязьму, где жили родители Екатерины. В 1937 году в возрасте 49 лет скончалась мать Петровского Лидия Петровна.

На фронте

Петровский Борис Васильевич, биография которого была полна драматических моментов, вскоре после получения звания доцента начал работать в полевых госпиталях Красной армии во время Зимней войны с Финляндией. Оставшись на Карельском перешейке, он прооперировал множество раненых и изувеченных. Этот опыт был крайне важным в условиях приближающегося конфликта с гитлеровской Германией.

Наступившая Великая Отечественная война заставила Петровского на протяжении нескольких лет работать буквально в круглосуточном режиме. Выдающийся врач стал ведущим хирургом эвакуационных госпиталей в действующей армии. Медик провел сотни операций и руководил работой огромного количества подчиненных. В 1944 году он был назначен старшим преподавателем на кафедре факультетской хирургии в ленинградской Военно-медицинской академии. Во время войны была усовершенствована техника переливания крови, которую предложил Б. В. Петровский. Вклад в медицину этого человека велик хотя бы по данной причине. Благодаря ему был проверен метод введения крови в грудную аорту, а также сонную артерию.

Обобщение военного опыта

Военный опыт сделал Бориса Петровского одним из лучших специалистов своей области во всей стране. В октябре 1945 года он стал научным заместителем директора в Институте клинической и экспериментальной хирургии, входившей в состав Академии наук Советского Союза. С наступлением мира возобновилась научная деятельность, которую вел Петровский Борис Васильевич. Достижения ученого легли в основу докторской диссертации, защищенной в 1947 году. Она была посвящена хирургическому лечению огнестрельных ранений сосудистой системы.

Так как Петровский был одним из ключевых отечественных специалистов по этой теме, его назначили ответственным редактором 19-го тома «Опыта советской медицины в Великой Отечественной войне». Этот колоссальный труд был издан по инициативе правительства. У каждого тома был свой редактор – крупный эпидемиолог или клиницист. Конечно, в этот список не мог не попасть и Петровский Борис Васильевич. Врач тщательно подбирал команду авторов, в итоге написавших книгу. Ключевые главы издания достались самому хирургу.

Работа над составлением тома продолжалась четыре года. Часть материала основывалась на личном опыте Петровского – он включил в издание множество фотографий, сделанных в госпиталях во время войны. Вместе со своим коллективом авторов исследователь просмотрел и проанализировал около миллиона уникальных историй болезни. Они были сохранены в Ленинградском военно-медицинском музее. Работая в Северной столице над 19-м томом, Петровский вынужденно находился в разлуке с собственной семьей, не так давно вернувшейся из эвакуации в Москву. Создание книги сводилось к сопоставлению огромного массива данных в перфокартах и таблицах. Также впервые были сформулированы и систематизированы методики проведения сложных операций, автором которых стал Борис Васильевич Петровский. Хирург знал, о чем писал – на фронте он провел их около 800, и все они были связаны с огнестрельными ранениями.

В Венгрии

После войны ученый много преподавал в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Будапешта. В Венгерскую Народную Республику он отправился согласно решению советского правительства. В Будапештском университете Петровский в 1949 – 1951 гг. руководил хирургической клиникой на медицинском факультете. Венгерские власти попросили Москву о помощи. В новое социалистическое государство были отправлены лучшие советские хирурги, которые должны были с нуля подготовить в дружественной стране первое поколение профессионалов этой медицинской области.

Тогда Петровскому впервые после войны пришлось на долгое время покинуть родину. Конечно, он не мог отказаться от предложения правительства, так как понимал всю ответственность поручения и его важность в укреплении отношений Венгрии и Советского Союза. Сам знаменитый хирург в своих воспоминаниях сравнивал вояж в Будапешт с еще одной поездкой на «фронт». Благодаря Петровскому в Венгрии появилась собственная торакальная хирургия, служба травматологии, переливания крови и онкологии. Страна по заслугам оценила труд специалиста. Хирург был награжден государственным орденом «За заслуги», а также избран одним из почетных членов Венгерской академии наук. В 1967 году Будапештский университет сделал Петровского своим почетным доктором.

Однажды в ВНР приехал член политбюро Климент Ворошилов. Он должен был выступить с докладом в Парламенте. Однако советский функционер серьезно заболел. Он был не согласен с диагнозами врачей и уговорил их, чтобы обследование провел Петровский Борис Васильевич. Фото бывшего наркома регулярно печатались в «Правде» - он был одним из самых членов коммунистической партии. Однако Петровский знал его не по газетам, а лично. Еще в 20-е гг. во время его учебы в МГУ Ворошилов часто встречался со студентами. В 1950 году в Венгрии Петровский поставил Клименту Ефремовичу диагноз – парез кишечника.

Академик

После возвращения на родину в 1951 году Борис Васильевич стал работать в Московском медицинском институте имени Пирогова, где он возглавил кафедру факультетной хирургии. На ней преподаватель оставался на протяжении пяти лет. В том же 1951-м Борис Петровский участвовал в двух международных конгрессах – хирургов и анестезиологов.

С 1953 по 1965 гг. он занимал должность главного хирурга в Четвертом Главном управлении Министерства здравоохранения СССР. В 1957-м стал академиком. Петровский Борис Васильевич, биография которого представляет собой пример врача, посвящавшего все свое время делу целой жизни, заслуженно стал директором во Всесоюзном научно-исследовательском институте клинической и экспериментальной хирургии.

Ученый получал многочисленные премии и награды. Так, в 1953 году Академия медицинских наук СССР удостоила его премии имени Бурденко за монографию о хирургических методах лечения рака кардии и пищевода. Помимо этого, ученый настойчиво говорил о необходимости инвестиций в новые области – анестезиологию и реаниматологию. Время показало, что он прав – данные специальности стали важной частью всей медицинской практики. В 1967 году Петровский издал монографию «Лечебный наркоз», в которой обобщил свой опыт использования закиси азота.

Министр здравоохранения СССР

В 1965 году в Советском Союзе была выполнена первая успешная пересадка человеческой почки. Эту операцию провел Петровский Б. В. Биография хирурга была полна достижениями, к которым можно добавить слово «впервые» - так, он первым протезировал митральный клапан сердца с бесшовной механической фиксацией. В том же 1965 году он стал главой министерства здравоохранения СССР, пробыв на этой должности 15 лет - до 1980 года.

Перед тем как оказаться на новом посту, Петровский встретился с Леонидом Брежневым и по тезисам объяснил ему ключевые проблемы отечественной медицины. Советское здравоохранение страдало от низкой материальной базы поликлиник и больниц. Серьезным недостатком была нехватка медикаментов и аппаратуры, из-за чего подчас было невозможно оперировать и предупреждать осложнения, связанные с инфекционным заражением. Именно со всеми этими и многими другими изъянами пришлось бороться новому министру.

За 15 лет пребывания в должности Петровский Б. В. (хирург, ученый и просто хороший организатор) принял участие в создании и реализации всех крупных проектов этой важнейшей индустрии. Особенное внимание министр уделял сотрудничеству с зарубежными странами. Расширение профессиональных контактов позволило внедрить новые технологии, подарить возможность большому количеству специалистов ознакомиться с иностранным опытом, дать импульс развития новым медицинским наукам и т. д. При Борисе Петровском осуществлялся обмен научными знаниями с Финляндией, Францией, США, Швецией, Великобританией, Италией, Японией, Канадой и другими странами. Согласование договоров, программ сотрудничества и других важных документов шло непосредственно через Министерство здравоохранения и его главу.

Благодаря стараниям Бориса Петровского были построены десятки новых многопрофильных, специализированных и научно-исследовательских медицинских учреждений. Министр инициировал создание институтов по изучению гастроэнтерологии, гриппа, пульмонологии, глазных болезней, трансплантации тканей и органов. По всей стране открывались новые поликлиники и больницы. Появились современные планы проектирования зданий этих государственных учреждений здравоохранения. При министерстве была создана специальная комиссия, которая и рассматривала варианты макетов. Были утверждены новые всесоюзные проекты областной, районной, детской, психиатрической больницы, станций скорой помощи, родильных домов, поликлиник, санэпидстанций. Одновременно с этим прошла реформа образования. В медицинских вузах появились новые специальности. Все делалось для того, чтобы огромная страна имела достаточное количество высококвалифицированных кадров.

В 1966 году в СССР впервые праздновался День медицинского работника. Главное торжественное заседание по этому поводу прошло в Колонном зале Дома союзов. Борис Петровский прочитал на этом мероприятии основной доклад, в котором коротко обобщил итоги развития советского здравоохранения, а также перспективы и цели. Интересно, что День медицинского работника стал примером для других специальностей. По аналогии с ним появился профессиональный праздник учителей и т. д.

Научная школа Петровского

В послевоенные годы в Советском Союзе появилось несколько новых теоретических медицинских школ. Это были группы специалистов, развивающих определенное направление врачебной практики. Патриархом одной из таких школ являлся сам Петровский Борис Васильевич. Министр здравоохранения СССР, еще будучи молодым хирургом, работавшим в Онкологическом институте, понял, насколько важно обзавестись собственной командой единомышленников.

Собственная школа была нужна ему для того, чтобы осуществить широкомасштабный замысел: создать новое медицинское направление. Это была реконструктивная хирургия. Она обладала ключевым принципом – ампутировать и вырезать как можно меньше органов и тканей. Сохраняя их, хирурги данной школы прибегали к использованию искусственных имплантатов из металла и пластмассы. С их помощью заменялись ткани, а также пересаживались органы. Петровский, став признанным специалистом, защищал и отстаивал эту идею.

Ученому удалось вырастить целую плеяду профессионалов и адептов своей теоретической школы. Главной площадкой для распространения своих идей Борис Петровский сделал кафедру госпитальной хирургии в Московском медицинском институте имени Сеченова, которую он возглавлял более тридцати лет - с 1956 года. Это место стало одним из самых известных и авторитетных образовательных учреждений своего направления в стране.

Теоретик и практик

В 1960 году Борис Петровский и еще трое его коллег были удостоены Ленинской премии. Хирургов наградили за разработку и применение на практике новых операций на крупных сосудах и сердце. До того как стать министром здравоохранения СССР, Борис Васильевич на собственном примере доказывал, что медики могут открывать и применять новые методики лечения пациентов, чьи недуги прежде казались фатальными. Оказавшись в правительстве, ученый столкнулся с новым вызовом. Теперь он отвечал за медицину в масштабах всей страны. Тот факт, что хирурга неизменно избирали депутатом Верховного Совета VI – X созывов, наглядно демонстрировал эффективность его деятельности.

Еще в 1942 году ученый вступил в ВКП(б). В 1966-м в партии появился новый кандидат в члены ЦК КПСС. Им стал Петровский Б. В. Академик сохранял этот статус до 1981-го. Кроме того, в 1966 – 1981 гг. он был депутатом Верховного Совета СССР. Большую часть жизни знаменитый хирург прожил в Москве, где и скончался в 2004 году в возрасте 96 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Комментарии