Однажды компания "Хонда" задалась целью построить мотоцикл "для всего и для всех". Для дальних дорог и ночных гонок по мегаполису, для тех, кто только сел в седло, и тех, кто успел откатать многие тысячи миль, а может быть, даже осчастливил собственным портретом какое-нибудь маститое мотоиздание.
Так появился знаменитый Honda Transalp. Производитель еще в 1986 году, когда только состоялось анонсирование новой модели, уверил своих сгорающих от нетерпения фанатов, что новый байк "сможет всё и проедет где угодно".
Насколько именитому создателю удалось воплотить мечту в жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, подробно рассмотрим весь модельный ряд Transalp, проанализируем сильные и слабые стороны моделей, и, конечно, обратимся к опыту тех, кому посчастливилось поездить на этом легендарном байке.
Видовая принадлежность
Мотоцикл Honda Transalp сочетает в дизайне, ТТХ и функционале черты эндуро и туриста. Есть у него и кое-что от семейства спортов, во всяком случае скорость он выдерживает неплохо. Его главное назначение - езда по хорошей дороге на большие расстояния. Однако и пересеченка ему очень даже по зубам. "Трансальп" - это не вездеход, болото и реку вброд он вряд ли преодолеет. Но с холмистой местностью, степью, проселочной дорогой, лужами и грязью по колено Honda Transalp справится легко. Это дает ему законные права на достойное место в классе туристических эндуро.
Владельцы "Трансальпа"
Кто чаще всего делает выбор в пользу этой марки? Кто они - люди, выбирающие этот резвый хондовский характер, заключенный под обтекаемый пластик?
Многие эксперты сходятся во мнении, что Honda Transalp, характеристики которого обуславливают его принадлежность к классу тур-эндуро, редко становится первым байком. Чаще всего он становится вторым, а то и третьим транспортом. Проще говоря, покупатели "Трансальпов" - это любители погонять по городу, жаждущие просторов и новых приключений; это мотодальнобойщики, которых уже не устраивает вальяжность круизеров; это вчерашние стритфайтеры, мечтающие о просторах дальних дорог; это бывшие спортсмены, желающие пересесть с резвых эндуро на что-то более классическое и универсальное. Каждый находит в философии "Трансальпа" что-то свое.
А вот новички на эту модель редко обращают внимание. Это не мудрено, в роли парты для учебы ПДД и оттачивания навыков вождения мотоцикл Honda Transalp действительно трудно представить. Не то чтобы на нем было слишком сложно ездить, просто до него, как и до большинства тур-эндуро, нужно дорасти и набраться опыта.
Кстати, отзывы тех, кто уже совершил "трансальпийский переход", единодушны: байкеры утверждают, что посадка на нем настолько комфортна, что период адаптации хоть после спорта, хоть после чоппера, минимален. Это же касается не только положения тела пилота, но и управляемости. Послушный "Трансальп" быстро приноравливается к новому владельцу и на дороге ведет себя послушно.
Начало пути
Впервые о намерении запустить в производство "трансальпийскую" линейку Honda заявила в 1986 году. Событие должно было быть приурочено к очередному этапу ралли "Париж - Даккар". Кстати, это не случайно - семейство изначально разрабатывалось под мототуризм по Европе.
Первый "Трансальп" сошел с конвейера в 1987 году. Под его пластиковой кожей билось мощное V-образное сердце объемом в 600 см3. Он выпускался в цвете "серебристый металлик" с отделкой красными и синими полосами. Если сравнить фотографии первого мотоцикла Honda Transalp с его более поздними версиями, можно заметить некоторые изменения в дизайне. Изначально очертания байка были более угловатыми и резкими, лобовая фара имела почти квадратную категоричную форму.
Расширение модельного ряда
Сперва байк серийно производился в Японии - на родине концерна Honda. В 1997 году производство было перемещено в Италию, и это еще более привязало семейство к европейскому рынку.
С 1987 по 1999 "Хонда" производила еще и малолитражку - мотоцикл с двигателем 400 кубиков. Эта облегченная модель из всей линейки считалась самой легкой в управлении. Ее нередко выбирали те, кто только открыл для себя мир мототуризма, но еще не имеет необходимого опыта в езде на большие дистанции и преодолении преград.
В 2000 году в семействе случилось пополнение - Honda Transalp 650. Увеличение объема двигателя на 50 кубиков позволило немного повысить мощность - до 52 л. с. Его сборка тоже происходила на заводе в Италии. Модель выпускалась до 2008 года. От предшествующей ее отличала лаконичная обтекаемая форма и новая тормозная система с двумя дисками на переднем колесе. В 2005 году было проведено сразу несколько мероприятий по рестайлингу. Однако мотоцикл Honda XL 650 Transalp претерпел не так уж много изменений. В основном они коснулись дизайна.
В 2008 году производство "шестьсот пятидесятки" было прекращено. На смену ей пришел новый Honda 750 Transalp. Эта модель сильно отличалась от всех предшественников. Она была инжекторной, более мощной и более выносливой. Немало изменился и внешний облик байка: плавные линии облицовки, массивные выхлопные трубы, уменьшенный диаметр переднего колеса, визуально делающий его не таким прозрачным и легким, как это было ранее.
Особенности моделей "Трансальп"
Каждый мотоцикл в модельном ряде "Трансальп" имеет собственный стиль и отличительные черты. Во многом сходные по ТТХ модели все равно сильно отличаются друг от друга.
Мотоциклы японской сборки имеют лишь один дисковый тормоз на переднем колесе, итальянской - два. Модель 750, хоть и более других в линейке похожа на раллийную, на самом деле менее всех пригодна к бездорожью. Если вам придет в голову поэндурить на этом байке, готовьтесь к тому, что все выбоины и кочки вы хорошо прочувствуете. По сравнению с этой моделью, Honda Transalp 650 имеет намного больше шансов вызвать у вас восторг на тропе меж холмов.
Второе поколение мотоциклов Honda Transalp заметно прогрессивнее первого. В передней части у них имеется новая фара и необычные поворотники. Приятным бонусом стало появление багажного отсека под сиденьем. Кроме того, вместо устаревшего бензокрана появился полноценный топливный датчик. А вот тормозная система, размеры и ходовая ни капли не изменились, ну разве что заднее колесо немного сужено, и регулировка преднатяга появилась.
Стоит упомянуть и о свете. Штатная прямоугольная фара светила довольно далеко, что сказывалось и на пассивной безопасности - мотоцикл в темноте заметен издали. Хотя тут, наверное, большую роль играл звук. На новых "Трансальпах" установлены округлые фары с рассеивателями, хорошо освещающие еще и пространство дороги непосредственно перед мотоциклом.
А что говорит народ?
Если вы только планируете покупку мотоцикла Honda Transalp, отзывы владельцев помогут найти ответы на многие вопросы. Обычно они сводятся к следующему:
- мотоцикл имеет мягкий ход, не "массирует пятки" даже на брусчатке;
- отличная тормозная система, два диска - это все-таки не один;
- экономный расход топлива (хотя если слишком разогнать обороты, "Трансальп" сожрет и 10 литров на сотню);
- послушность в руках хозяина, отличная управляемость;
- широкая дилерская сеть Honda, доступность запчастей, огромное количество допов.
Кастомайзинг и тюнинг
Если штатная комплектация не устраивает вас по каким-то объективным причинам, вы всегда будете иметь возможность подогнать байк под себя. Для этого существует достаточно внушительное количество фирменных сервисных центров и налаженный трафик поставки аксессуаров. Стоит упомянуть, что мотоцикл Honda Transalp, технические характеристики которого так и манят в дальний путь, мог бы быть укомплектован кофрами. Но на нем нет даже креплений для них - всё нужно докупать отдельно. Благо дело, "Хонда" дает такую возможность.
Некоторые мотодальнобойщики меняют штатное ветровое стекло. По их отзывам, с увеличенным намного комфортнее ездить на больших скоростях.
Где раздобыть "Трансальп" и как дорого это обойдется?
Фирменные салоны и представительства "Хонда" располагаются во многих крупных городах России и стран СНГ. Даже если желаемой модели в продаже не окажется, есть шанс заказать ее по каталогам. Стоимость нового мотоцикла Honda Transalp вряд ли окажется меньше 200 тысяч рублей.
Немало предложений и на вторичном рынке. В первую очередь цена будет зависеть от модели байка, степени его износа, года выпуска, количества предыдущих владельцев и многих других факторов. Обращайте внимание на документы и не ленитесь провести перед покупкой тест-драйв.