Правотворческий процесс: понятие и стадии
Правотворчество – это одно из основных направлений деятельности государства. В настоящее время в его понимании имеются два аспекта. Под правотворчеством в узком смысле слова понимается сам процесс создания компетентными органами правовых норм. Это же понятие в широкой трактовке включает в себя целый ряд этапов, от правотворческого замысла до реализации определенной юридической нормы на практике. Другими словами, в него включают процессы подготовки, принятия, опубликования документов и др.
Субъекты правотворческого процесса – это лица и органы, уполномоченные на создание, изменение, приостановление, отмену правовых норм, а также на лишение их юридической силы. Ими являются государственные органы, государство в целом, суды, должностные лица, органы местного самоуправления, народ, трудовые коллективы и т. д.
Определения Р. Лукича и А.С. Пиголкина
Правотворчество, согласно традиционной точке зрения, является деятельностью государства, которая направлена на формирование юридических норм. При этом Р. Лукич определяет его как комплексный процесс, который состоит из операций, являющихся той или иной разновидностью умственной деятельности человека. Каждая из них выполняется различными методами и способами. В данном случае понятие правотворческого процесса рассматривается как некая деятельность человеческого разума, неформализованная юридически. Ведь она направлена, так или иначе, на создание определенных юридических законов.
Правотворческий процесс, согласно определению А.С. Пиголкина, является порядком осуществления действий (юридически значимых) по подготовке, последующему принятию и опубликованию того или иного нормативного акта. Эти действия юридически опосредованы, процессуально оформлены, имеют официальный характер.
Принципы правотворческого процесса
Перечислим основные принципы данного процесса.
- Правотворчество характеризуется демократизмом. Другими словами, оно должно выявлять интересы и волю народа, после чего закреплять их в нормах права.
- Еще один важный принцип – законность. Он предполагает соблюдение компетенции, а также процедуры принятия различных правовых актов.
- Правотворческий процесс характеризуется исполнимостью. Это означает, что должны учитываться организационные, финансовые, кадровые и юридические условия, которые позволят реализоваться принятым правовым актам.
- Научность – еще один неотъемлемый принцип правотворчества. Он предполагает обоснованность актов, а также учет социологических данных, доктрин, прогноза последствий.
- Правотворчество должно характеризоваться профессионализмом. Данный принцип предполагает компетенцию, юридическую и общую грамотность тех, кто является субъектами правотворчества.
- И, наконец, необходимо осуществлять планирование. Это значит, что должно быть четкое распределение по этапам, времени и предмету необходимой работы.
Правообразование и правотворчество
Нормативно-правовой акт в Российской Федерации является основным источником права. Это акт государственных органов, в котором содержатся те или иные юридические нормы.
Правотворческий процесс является составной частью правообразования. Последнее понимается как протяженное по времени формирование юридической нормы. Правообразование начинается анализом конкретной социальной ситуации. Признается необходимость ее урегулирования с помощью права. Заканчивается данный процесс разработкой юридической нормы и ее принятием. Правотворчество является именно последним этапом. Несмотря на существующие различия в определении данного термина, можно с уверенностью говорить о том, что деятельность по созданию, переработке и изданию нормативных актов всегда осуществляют управомоченные органы. Правотворчество является одним из главных элементов регулирования общественных отношений на государственном и региональном уровне.
Составные части правотворчества
Интересующий нас процесс состоит из двух частей. К первой из них ученые причисляют организационные вопросы, которые не относятся к юридически значимым действиям. Примеры можно привести следующие: подготовка проекта того или иного нормативного акта, последующее его обсуждение в соответствующей общественной или государственной организации и т. д. Вторая часть правотворческого процесса опирается именно на правовые начала. Решение о подготовке проекта того или иного нормативного акта является точкой ее отсчета.
Обе эти части тесно связаны между собой, образуя правотворческий процесс. Они представляют в общем контексте целостную процедуру, связанную с подготовкой, обсуждением, принятием и, наконец, опубликованием соответствующего документа. Правотворческий процесс имеет две основные стадии. Вкратце рассмотрим каждую из них.
Стадии правотворчества
Первая из стадий правотворческого процесса предполагает предварительное определение воли государства при создании проекта нормативного акта. На этом этапе все действия имеют подготовительный характер. Правовых последствий они не порождают. Вторая из стадий правотворческого процесса - официальное закрепление воли государства в соответствующих нормах права. Так проект нормативного акта превращается в правовой акт, который является общеобязательным. Внутри данных стадий происходят разного рода операции по созданию нормативных актов. Их специфика зависит от правотворческой иерархии и юридической значимости последних.
Рассмотрим этот вопрос более подробно. Любой процесс, включая и правотворческий, протекает в тех или иных формах и может быть разбит на этапы/стадии. Становление правовой системы является длительным процессом. Оно происходит поступательно, то есть путем создания конкретных нормативных актов. Именно нормативный акт является непосредственным результатом и завершающим звеном правотворческой деятельности. Следовательно, правотворческий процесс можно определить как порядок последовательных операций, которые приводят к появлению нового элемента правовой системы. Именно в этом и заключается его специфика.
Логично было бы из сказанного выше сделать вывод о том, что организационные действия, которые способствуют непосредственной работе над нормативным актом, не нужно включать в правотворческий юридический процесс. В частности, к нему не относится деятельность по анализу, учету и обобщению предложений об улучшении законодательства, различные организационные мероприятия, нацеленные на улучшение деятельности органов, и т. д.
Понятие стадии правотворческого процесса
Несмотря на различные особенности и виды правотворческого процесса, о которых говорят ученые, в нем можно выделить общие принципы и этапы. Определим само понятие "стадия правотворческого процесса". Это самостоятельный этап процедур, нацеленных на формирование воли государства; комплекс тесно взаимосвязанных действий (организационно обособленный), направленных на создание того или иного нормативного акта.
Каждый этап правотворческой деятельности является этапом процесса, цель которого – подготовка нормативного акта, придание ему официального значения. Количество стадий определяется по-разному. Некоторые ученые говорят о следующих: законодательная инициатива, обсуждение соответствующего законопроекта, последующее его принятие и опубликование.
Законодательная инициатива
Внесение законопредложения или законопроекта связано с осуществлением права законодательной инициативы. Необходимо отметить тот факт, что круг субъектов, обладающих данным правом, в одних государствах является широким, тогда как в других он весьма узок. К примеру, в Соединенных Штатах им обладают лишь парламентарии, если не принимать во внимание то, что президент вносит проект бюджета. В других странах, тоже демократически развитых, правительство вносит большинство законопроектов. При этом и парламентарии могут играть немалую роль, в особенности их группы.
В нашей стране законодательная инициатива признается важнейшей функцией правительства. Последнее передает всю ответственность парламенту. Конституция РФ, действующая ныне, лишила генерального прокурора, а также руководителей органов общественных организаций права законодательной инициативы. При этом у каждого депутата в отдельности такое право сохраняется. Многие из них активно его использовали. Это привело к тому, что в российский парламент поступило множество депутатских проектов. Действительно важные просто утонули в этом ворохе.
Обсуждение законопроекта
Рассматривая правотворчество (правотворческий процесс), мы переходим далее к такой его стадии, как обсуждение законопроекта. Оно осуществляется как в комиссиях (постоянных комитетах), так и на пленарных заседаниях тех или иных палат парламента. Обычно на пленарных заседаниях обсуждение законопроекта проходит в три стадии, именуемые чтениями. Во время первого чтения происходит решение принципиально важных вопросов: 1) о необходимости данного закона; 2) о способности предложенной в нем концепции (общей идеи) стать основой его обсуждения и последующего принятия.
В случае если палата принимает отрицательное решение хотя бы по одному из данных вопросов, рассматриваемый законопроект снимается с последующего обсуждения. Если же решение положительное по каждому из них, он принимается в первом чтении, а затем передается в профильную комиссию (комитет) для дальнейшей разработки.
Во втором чтении законопроект обсуждается более тщательно, по существу. На данной стадии подробно рассматривается каждая его статья и часть, вносятся и обсуждаются поправки. После его одобрения во втором чтении законопроект опять передается в комиссию (комитет) для редакционной доработки. Затем, в третьем чтении, он обсуждается в целом. При этом не допускаются новые поправки, кроме редакционных. Однако это не означает того, что данный законопроект при третьем чтении не может быть отклонен. По результатам голосования руководители фракций палаты могут выступить с заявлениями об этом.
Принятие закона
Оно также влючается в процесс правотворческой деятельности. Принятие осуществляется путем голосования, которое может производиться либо в целом по законопроекту, либо сначала по главам и статьям, а затем уже в целом. Голосование бывает открытым и тайным, обычным и поименным. Чаще всего для принятия того или иного законопроекта нужно получить согласие большинства либо присутствующих, либо состава палаты (парламента). Только иногда требуется согласие квалифицированного большинства (при рассмотрении обыкновенных законов).
Специфика принятия закона двухпалатным парламентом
Если парламент состоит из двух палат, данный процесс имеет свои особенности. Законопроект в этом случае считается принятым, если каждая из палат одобрила его в идентичной редакции. Верхняя при этом может не согласиться с принятым нижней вариантом законопроекта. Последняя при разногласии между палатами чаще всего имеет право преодолеть вето другой палаты с помощью повторного голосования. Однако обычно при этом для принятия законопроекта необходимо квалифицированное большинство голосов. Нередко формируются особые согласительные комиссии, которые состоят из равного количества представителей от верхней и нижней палаты. Также они могут заседать совместно, и закон в этом случае принимается путем общего голосования.
Опубликование закона
Опубликование закона - это то, чем завершается правотворческий процесс, понятие и стадии которого мы практически изучили. Обычно оно осуществляется главой государства. Закон публикуется после того, как он был принят парламентом. Обнародование его называется промульгацией. Она предполагает официальное представление данного нормативного акта, его удостоверение, подписание, а также указание о его опубликовании. В странах, в которых глава государства имеет право вето, он может отклонить закон, который в этом случае не вступит в силу. Если он наложил отлагательное вето, то законопроект возвращается в парламент, где рассматривается повторно. Парламент в этом случае может преодолеть вето. Закон вступает в силу либо с момента опубликования, либо с определенного срока.
Итак, мы вкратце рассмотрели правотворческий процесс (понятие и стадии). Как вы видите, существует несколько определений данного понятия. Основные стадии правотворческого процесса также выделяются по-разному. Это зависит от глубины и специфики теоретического подхода.