Проектирование торговых центров: особенности, нормы и рекомендации
Над созданием современных торговых центров работают целые группы специалистов разного профиля. Основные работы затрагивают реализацию технической части будущего комплекса, однако успешное функционирование торговых точек невозможно без планирования покупательских потоков и продуманной организации комфортных зон отдыха. Соответственно, не обойтись и без помощи дизайнеров с маркетологами, которые внесут свои коррективы. Также проектирование торговых центров невозможно без продуманного коммуникационного обеспечения. Тщательные расчеты инженеров и специалистов по энергоснабжению обеспечат стабильную работу центра даже в случаях сбоев на центральных линиях.
Нормы и требования к размещению торговых центров
При выборе места расположения торгового комплекса необходимо ориентироваться на несколько критериев. Центр должен находиться в районе, максимально доступном для жилой зоны – в среднем это расстояние составляет 500 м, поскольку в промежуточной площади предусматриваются и объекты инфраструктуры. Если проектирование торговых центров предусматривается в условиях плотной застройки, это может доставить проблемы с пешеходным и транспортным трафиком. Особенно это касается крупных комплексов, в которых будут также рассчитываться и возможности для обслуживания личных автомобилей клиентов.
В обязательном порядке предусматривается возможность проезда для пожарных машин. Так, вдоль фасадной части зона проезда должна составлять для одноэтажных зданий 5 м, а для многоэтажек – 8 м. Отдельно продумывается обустройство пешеходной зоны. Изначально проектирование торговых центров должно предусматривать создание зон отдыха вне помещений, зеленые насаждения на территории комплекса, объекты малых архитектурных форм и т. д.
Подготовка к разработке проекта
Перед непосредственным проектированием заказчик должен определиться с концепцией будущего объекта. В дальнейшем сопровождение и разработку плана возьмут на себя специалисты разных областей, но подготовительный этап является важнейшим именно с точки зрения формулировки главной идеи. В то же время проектирование торговых центров не должно базироваться на общих и абстрактных концепциях. Заказчик формулирует направления, в рамках которых будет осуществляться работа, но также определяет главные параметры центра. Например, в качестве исходных данных проектировщик получает информацию о площадях помещений, этажности, минимальном инфраструктурном обеспечении, стиле дизайнерского исполнения обстановки и отделки.
Кроме того, составление перечня услуг, которые будет оказывать торговый центр, поможет разработчикам в дальнейшем выбрать оптимальные средства обустройства комплекса или его отдельных компонентов. Например, если при проектировании торгового центра запланирована постройка музыкальной студии, то будет не лишним рассчитать в строительных и отделочных материалах оптимальную шумоизоляцию. Но, к сожалению, до разработки проекта продумать все допустимые варианты использования торговых площадей можно далеко не в каждом случае.
Логистика торговых и покупательских потоков
Современный торговый центр может быть успешным только в случае хорошо продуманной и правильно реализованной логистики. Это в первую очередь относится к принципам организации покупательских потоков и каналов, по которым будет обеспечиваться обслуживание магазинов. Что касается первого аспекта, то эффективная организация потоков достигается за счет рационального распределения входов и выходов из магазинов, использования лифтов, лестниц, траволаторов и т. д. Если при проектировании торгового центра запланирована постройка эскалатора, то следует по возможности освободить точки подходов и выходов к данному объекту. Как минимум проектировщики создают широкие отступы в таких зонах, чтобы клиенты не мешали друг другу при переходах. Отдельного внимания заслуживает и организация транспортных потоков на территории комплекса. В сегодняшних условиях нет шансов выжить торговому центру, у которого нет собственной парковочной зоны. Но и ее наличие вовсе не гарантирует повышение привлекательности объекта, если была неправильно рассчитана схема заезда, выезда и расположения автомобилей. Это же относится и к потокам пешеходов, которые за исключением жителей близлежащих районов будут пользоваться общественным транспортом.
Основные параметры комплекса
Это главная часть работы проектировщиков, инженеров, архитекторов и технологов. Результатом работы на этой стадии должно стать базовое техническое решение, в котором будут обозначены ключевые параметры комплекса. Готовый план должен включать схемы с помещениями, указанием площадей и описанием технологического обеспечения. Также для строителей составляется пакет документации с требованиями к исполнению конструкционных элементов. В разработке этой части учитываются нормы проектирования торговых центров в плане соответствия строительного сооружения технологическим нагрузкам. В частности, инженеры могут брать в расчет характеристики ригелей, колонн, оборудования, техники для складирования и других объектов, которые повышают нагрузку на фундамент и несущий каркас.
Проект планировки
Для компактного размещения функциональных объектов с возможностью дальнейшей их модернизации применяется концепция гибкой планировки. Она дает возможность внедрения новых технических средств инфраструктурного и коммуникационного комплекса. В соответствии с идеей гибкой планировки магазины разрабатываются по унифицированным схемам, с точки зрения размещения и эксплуатации. Также проектирование магазинов и торговых центров практически в каждом случае ориентируется на экономию пространства. Достигается это за счет наращивания этажности и рационального использования подземной площади. При этом тесное размещение магазинов на одном этаже определяет и повышение требований к обеспечению средств пожарной безопасности.
Особенности проектирования развлекательной части
Базовые аспекты проектирования торгово-развлекательных комплексов предусматривают тщательные расчеты в создании схем и планов конструкционной части, однако немаловажное значение имеет и создание условий для комфортного и интересного проведения досуга в самом центре. По статистике, 70 % площадей в торговых центрах занято именно магазинами, а остальная часть отводится для операторов развлекательных зон. В силу очевидных причин разработка планов таких площадей имеет свои нюансы. Так, если в проектировании торгового центра запланирована зона отдыха, то изначально должна рассчитываться специальная отделка с повышенными изоляционными качествами. Функционально-техническое наполнение подобных зон может иметь разный характер в зависимости от направленности, в которой будет эксплуатироваться помещение или отдельная часть комплекса. Общим же правилом для развлекательных зон любого типа является создание оригинального дизайна, который может выражаться в виде нестандартной отделки, формах архитектурных объектов, предметах мебели и средствах декоративного оформления.
Разработка плана энергоснабжения
Создание проектного решения по энергоснабжению входит в общий пакет документов с планами инженерного обеспечения. В процессе проектирования специалистами формируются оптимальные схемы распределения проводки по всем помещениям и залам с учетом особенностей их эксплуатации. Далее проектирование электроснабжения торгового центра предусматривает выбор оборудования, установок и агрегатов, которые практически позволят реализовать подготовленный план. На этом этапе технологи ориентируются также на применение вторичных энергоресурсов и прогрессивных энергосберегающих приборов, которые позволят минимизировать расходы на содержание объекта.
Критерии оценки проекта
Нередко торговые центры получают негативные отклики от клиентов, на основе которых в будущем формируется негативное мнение и об авторах проекта. Однако далеко не всегда имеет место связь между качеством проекта и привлекательностью реализованного комплекса. Объясняется это тем, что при эксплуатации впечатление формируется и другими аспектами, не зависящими от качества изначального технического решения. Даже если строительство и проектирование торговых центров осуществляется высококлассными специалистами с богатым опытом работы в данной сфере, результат их работы может быть омрачен неправильной ценовой политикой магазинов, нарушениями в логистических процессах и другими эксплуатационными факторами. Сам же проект, как правило, оценивается по возможностям, которые он предоставляет эксплуатирующим заказчикам. От того, как владельцы распоряжаются вложенным в центр потенциалом, зависит и успешность комплекса.
Заключение
Современный торговый центр является объектом в части планирования и строительства. Реализация таких проектов предусматривает вовлечение в процесс множества ресурсов и технологических приемов. Особенно это демонстрирует проектирование торгово-развлекательных центров, которые кроме рыночной площадки выступают культурно-досуговым объектом. То есть, с одной стороны, перед авторами проекта стоит задача обеспечить эффективность торгово-технологических процессов, а с другой – цель создания комфортных условий для проведения досуга посетителей. Наиболее успешными оказываются те комплексы, в проектах которых был найден баланс между этими двумя аспектами разработки.