Вагонка уже длительное время остается одним из излюбленных отделочных материалов. Благодаря ей создаются уютные, теплые и оригинальные интерьеры.
Что представляет собой вагонка
Вагонка – длинная строганая доска. Она имеет паз и гребень для монтажа. Материал экологически чистый, поскольку изготавливается из дерева. Характеристики близки к характеристикам дерева: долговечность, простота монтажа, качественная шумоизоляция.
Используется вагонка для отделки внутренних и наружных стен, потолка. Кроме этого, ее можно применять для строительства террасы, беседки, бани. Благодаря хорошему шумопоглощению ею обшивают даже стены в кинотеатрах.
В настоящее время существует несколько видов вагонки:
- Обычная (еще ее называют "евровагонка") - имеет на своей поверхности специальные желобки, которые необходимы для вентиляции.
- Американка - напоминает брус из дерева. Данный вид крепится только в горизонтальном направлении. Используется обычно для внешней отделки зданий.
- Блок-хаус - имитирует круглый брус.
Из чего изготавливают вагонку
Традиционный материал для изготовления вагонки – дерево. Используются различные породы, как хвойные, так и лиственные.
Среди хвойных наиболее распространенная – сосна. Используется также ель, но значительно реже. Связано это с тем, что ель имеет рыхлую структуру.
Все сорта вагонки из сосны подходят для использования внутри помещения и облицовки наружных стен. Но в некоторых помещениях (к примеру, парилка в бане) такой материал применять не рекомендуется. А вот еловая вагонка устойчива к влаге и появлению плесени, поэтому ее можно использовать в местах, где возможно попадание влаги (бани, балконы, открытые террасы).
Из лиственных применяются ольха, ясень, клен, осина, липа. Немного реже орех и дуб.
В последнее время производят также вагонку, изготовленную из других материалов (к примеру, пластика). Такой строительный материал условно называют «вагонкой» за счет наличия системы крепления «паз-гребень».
Сорта вагонки
Вагонку производят в соответствии со стандартами, определенными ГОСТом и ТУ (техническими условиями). Если ГОСТ общий для всех предприятий, то ТУ разрабатывается каждым производителем самостоятельно. Именно поэтому тяжело разделить вагонку на отдельные виды. У каждого производителя они могут быть свои.
От качества выбранного сырья зависит качество готового материала. Поэтому за основу деления вагонки на сорта выбирают такие характеристики, как наличие сучков и смолянистых кармашков, синева сырья, имеющиеся трещины и т.д. В зависимости от этого выделяют следующие сорта вагонки (или классы):
- Сорт «экстра» (еще называют «высший» или «премиум»).
- Первый сорт (класс А).
- Второй сорт (класс В).
- Третий сорт (класс С).
Изделия различных сортов изготавливаются по одной технологии. Их деление происходит уже после сортировки, так как отличаются сорта вагонки только имеющимися внешними дефектами.
Сорт «экстра»
Такая вагонка (сорт "экстра") отличается полным отсутствием каких-либо дефектов. На ней нет ни сучков, ни трещин, ни сколов. Чаще всего данный сорт изготавливают путем сращивания. Связано это с тем, что очень сложно из цельного куска древесины сделать идеальные доски. Их количество очень мало. Данный сорт считается элитным, его используют для отделки интерьеров богатых загородных домов.
Соответственно, наибольшую цену имеет именно такая вагонка - высший сорт. Для ее сохранности производители зачастую упаковывают ее в вакуум. Этим они уменьшают вероятность появления на изделии повреждений (сколов, деформаций) при транспортировке и хранении. В комплект обычно включены специальные крепежи для монтажа. Вагонка премиум-класса не нуждается в подгонке, она прекрасно зафиксируется. Во время установки нужно быть внимательным, чтобы не повредить поверхность материала, которая покрыта защитным лаком. Покрытие из лака еще больше подчеркивает всю красоту древесины.
При покупке необходимо быть внимательным. Во избежание обмана осмотрите визуально материал. Не стоит доверять лишь надписи на этикетке. Бывают случаи, когда сверху упаковки находятся идеальные досочки, а снизу – более низкого качества. Продавцы, уверенные в качестве материала, не будут чинить препятствий для осмотра.
Первый сорт
С вагонкой экстракласса по своим характеристикам сравнима класса А вагонка. 1 сорт у одних производителей зачастую лучше, чем высший у других. Связано это с расхождениями в требованиях технических условий при производстве. Поэтому в таких ситуациях нужно ориентироваться на внешний вид материала.
Отличия первого сорта вагонки - в отсутствии выпадающих сучков и сквозных трещин. Небольшие и обязательно несквозные трещины занимают незначительную часть досок. Характерны также отсутствие синевы, гнили и черных точек.
Сучки, которые имеются на материале, в обязательном порядке должны быть светлыми, здоровыми и не выпадающими. Их размер не превышает 1,5 сантиметра в диаметре. Выпадающие сучки должны быть здоровыми, сросшимися и диаметром не более 0,5 см.
Трещины допускаются до 9,5 см длиной. Они обязательно не сквозные, не пластевые, и выходят в торец доски.
Дефекты изделия данного класса не нужно прятать. Достаточно обработать поверхность декоративным лаком (маслом, воском), который подчеркнет натуральные линии древесины.
Вагонка-лиственница (сорт 1, как и высший), прекрасно подходит для внутренней отделки жилых помещений.
Второй сорт
Такая вагонка (2 сорт) характеризуется наличием видимых дефектов. Имеются вмятины, трещины, сколы. Но их размер не превышает 5 см на 1 метр погонный доски. На поверхности изделия бывает синева (до 10% объема), сучки, смолы, сердцевины. На торцах допустима непрострожка, которая не мешает монтажу.
Сучки не превышают в диаметре двух сантиметров, их количество - до единицы на погонный метр материала. Если сучки черные, то их диаметр не должен превосходить 1,5 см. Гнилые и выпадающие сучки не допускаются.
Допустимы пластевые трещины, выходящие в торец, с длиной, не превышающей трети всей длины доски. Сквозные трещины – не более 30 см по длине. Длина пластевых сквозных трещин - не более 15 см при ширине до 1 мм.
Места с синевой, окраской, засмолкой допускаются по одной на доску, если их размер не превышает 10х20 см.
Большая часть дефектов образуется в процессе производства. Имеющиеся трещины не должны быть сквозными или выходить на торец доски. Возможна гниль до 10% и червоточина (до 3 на один погонный метр). Для данного сорта допустимы любые дефекты, которые не помешают во время монтажа материала.
Имеющиеся недостатки обычно прячут с помощью затирки и окраски в темные тона.
Данный класс вагонки является бюджетным вариантом, подходящим для большей части населения.
Третий сорт
Для определенных черновых работ и отделки подсобных помещений также используется вагонка. 3 сорт – наиболее подходящий вариант. Низкое качество продукции объясняет минимальную стоимость.
При монтаже вагонку данного класса необходимо подгонять и окрашивать, чтобы спрятать серьезные дефекты поверхности. Это могут быть выпадающие сучки, сквозные трещины, сердцевина, остатки коры, сколы. Дефекты материала занимают большую часть поверхности.
Сравнительная таблица вагонки по сортам
Отличительные характеристики, благодаря которым выделяют сорта вагонки, удобнее всего сравнивать с помощью таблицы.
Сорт "Экстра" | 1 сорт | 2 сорт | 3 сорт | |
Наличие сучков | Недопустимы | До 1 здорового, светлого и невыпадающего сучка на 1 погонный метр | Здоровые допустимы. Не более 1 выпадающего (до 1,5 см диаметром) на 1 погонный метр | Допустимы |
Трещины | Недопустимы | Допустимы (не сквозные) | Допустимы (не сквозные) | Допустимы |
Сердцевина | 3-5% | Менее 20% | Допустимы | Допустимы |
Гниль | Недопустимы | Недопустимы | Менее 10% | Допустимы |
Смоляные карманы | Недопустимы | Менее 5 см | Допустимы | Допустимы |
Червоточины | Недопустимы | Недопустимы | Менее 10% | Допустимы |
Ценовые отличия сортов вагонки
Отличия в качестве материала и наличии дефектов приводит к различию и цен на вагонку. Одинаковые на вид досочки могут отличаться по стоимости. Связано это может быть с тем, каким образом был высушен материал. Высохшая обычным путем доска имеет естественную влажность, она тяжелее, но почти наполовину дешевле. Материал, который был высушен в камере (он легче) оценивается дороже.
Так, сосновая вагонка класса А, высушенная в камере, стоит порядка 200-450 рублей за 1м2, а высохшая естественным путем - 130-300 рублей. Сухой материал из сосны сортов В и С будут стоить 180-350 и 140-250 рублей за 1м2 соответственно.
Цена на вагонку из лиственницы примерно такова (за метр квадратный):
- Высший сорт – 1200 рублей и выше.
- Первый сорт – 550-900 рублей.
- Второй сорт – 400-750 рублей.
- Третий сорт - 330-600 рублей.
Вагонка, независимо от сорта, - красивый и экологичный материал, который легко использовать в работе. Но выбирая необходимый материал в магазине, следует соблюдать осторожность. Лучше потратить немного времени на проверку приобретаемой продукции, того, соответствует ли она заявленной сортности. В противном случае можно ошибиться. Это скажется на эстетических особенностях помещения, которое будет выглядеть не совсем так, как было запланировано.