Французский мыслитель Алексис де Токвиль родился 29 июля 1805 года в Париже в знатной семье. Его прадед был видным монархистом, защищавшим перед Конвентом Людовика XVI и погибшим во время Великой революции. Семья сделала все для того, чтобы Алексис получил качественное гуманитарное образование. В молодости имея в Версале судебную должность, он недолго занимался юридической практикой. Однако гораздо больше Токвиля интересовала общественно-политическая сфера, куда он и подался при первой возникшей возможности.
Взгляды мыслителя
В отличие от деда и отца, Алексис де Токвиль, биография которого представляет собой пример человека, всю жизнь уверенно отставившего демократические идеалы, был далеко не монархистом. Его понятие об идеальном государстве сложилось благодаря близкому знакомству с тогда мало понятными для европейцев США.
В Америке Токвиль оказался в 1831 году. За океан он отправился в рамках командировки, в которой должен был изучить пенитенциарную систему Соединенных Штатов. Также Алексис де Токвиль, эпоха которого в Европе сложилась бы иначе, если бы не пример светолюбивых американцев, хотел поближе познакомиться с истинной демократией бывших английских колоний.
Поездка в США
В Америку француз отправился вместе со своим другом Гюставом де Бомоном. За океаном они провели девять месяцев. Все это время товарищи путешествовали по самым разным городам, общались с местной интеллигенцией, набирались впечатлений о быте и устройстве незнакомого общества.
В тот 1831 год президентом США был демократ Эндрю Джексон. Токвилю повезло – он попал в страну, переживавшую важные для себя системные перемены. К федеральному союзу тринадцати штатов присоединились еще одиннадцать. Два из них (Миссури и Луизиана) располагались уже за великой рекой Миссисипи. Французский гость смог воочию увидеть массовую колонизацию западных земель, куда стремились искатели приключений и новой родины.
В 1831 году население США составляло 13 миллионов и продолжало быстро расти. Все больше людей покидало восточные штаты и перебиралось в западные. Причиной тому послужило развитие капитализма. Восточные промышленные районы отличались плохими условиями труда на заводах, частой безработицей и проблемами жильем. Больше всего времени Алексис де Токвиль провел в Новой Англии. Также он посетил Великие озера, заглянул в Канаду, Теннесси, Огайо, Новый Орлеан. Француз побывал в Вашингтоне, где смог подробно ознакомиться с принципами работы федерального правительства.
Токвиль встретился и познакомился со многими влиятельными и известными американцами: Эндрю Джексоном, Альбертом Галлатеном, Джоном Куинси Адамсом, Джеридом Спарксом и Фрэнсисом Либером. Короткие же разговоры у путешественника были с представителями всех слоев населения. Токвиль и Бомон задавали американцам бесчисленное число вопросов. Их письма друзьям и родственникам свидетельствуют о тщательной подготовке этих бесед.
«Демократия в Америке»
Путешествие Токвиля в США принесло свои плоды – книгу «Демократия в Америке». Сочинение имело успех не только во Франции, но и во всей Европе. Вскоре его перевели на дюжину иностранных языков. Главными выдающимися чертами книги стали беспристрастное отношение автора к своему предмету, его проницательность и глубина знания темы, а также обилие собранного уникального материала. Алексис де Токвиль, «Демократия в Америке» которого не потеряла своей актуальности и сегодня, благодаря ей был заслуженно причислен к сонму лучших политических теоретиков XIX столетия.
В своей книге писатель сопоставил политическую систему США и Франции. Как общественный деятель и будущий член парламента он хотел перенести в свою родную страну все самое лучшее из американского опыта. Основу демократии Токвиль видел в традициях пуритан, стоявших у истоков колоний в Новом Свете. Главным преимуществом американского общества он считал равенство возможностей для всех жителей страны.
Понятие об идеальном государстве
Исследователь противопоставлял французскую чрезмерную централизацию заокеанской децентрализации (являясь последовательным сторонником последней). Именно благодаря ей, считал мыслитель, в Соединенных Штатах не возникло огромных городов, чрезмерных состояний и бросающейся в глаза нищеты. Равные возможности сглаживали социальные конфликты и помогали избежать революции. Интересно, что Токвиль противопоставлял Америке не только Францию, но и Россию, которую он считал оплотом пагубного единовластия.
Федерализм был еще одним признаком идеального государства, считал Алексис де Токвиль. «Демократия в Америке», однако, не только хвалила демократию, но и подчеркивала ее недостатки. Именно Токвиль стал автором знаменитого высказывания «тирания большинства». Этой фразой автор определял порядок, при котором обладавшие властью массы могли неэффективно ею воспользоваться или вовсе делегировать свои полномочия тирану.
Французский мыслитель пришел к выводу, что залогом всех свобод является свобода выбора, а конституционный строй необходим в первую очередь для ограничения и сдерживания государства. Были у него и противоречивые высказывания. Так, Токвиль считал, что в обществе победившего равенства нет места искусству. "Демократию в Америке" читал Александр Пушкин. Русский поэт был ею глубоко впечатлен, о чем он сказал в одном из своих писем Чаадаеву.
Начало политической карьеры
После издания «Демократии в Америке» Алексис де Токвиль отправился в Англию, где его книга пользовалась особенной популярностью. Писателя ждал самый теплый прием читающей публики. В 1841 году мыслитель стал членом Французской академии наук. Также он был избран депутатом, хотя его положение в палате не отличалось чем-то выдающимся.
Не став вопреки своему редкому политическому уму парламентским лидером, Алексис де Токвиль почти не выходил на трибуну, а в основном работал в разных комиссиях. Он не принадлежал к какой-либо партии, хотя в основном голосовал с левых позиций и часто выступал против консервативного премьер-министра Франсуа Гизо.
Алексис де Токвиль регулярно критиковал правительство за свою политику, не учитывавшую интересов всех слоев общества. В своих редких выступлениях политик говорил о неизбежности революции. Она действительно произошла в 1848 году. Хотя Токвиль был сторонником конституционной монархии, он признал новую республику, считая ее в сложившихся обстоятельствах единственным способом сохранить гражданские свободы.
Министр иностранных дел Франции
После революции 1848 года Алексис де Токвиль был избран в Учредительное собрание. В нем он примкнул к правым и начал бороться с социалистами. Особенно упорно мыслитель защищал право собственности. Нападки на него социалистов, считал Токвиль, могли привести к посягательству на свободы жителей страны и чрезмерному расширению государственных функций. Опасаясь деспотизма, он выступал за ограничение президентской власти, учреждение двухпалатного парламента и т. д. Ни одно из этих предложений не было реализовано на практике.
В 1849 году Алексис де Токвиль, биография которого, как политика, отличалась скоротечностью, был назначен министром иностранных дел в правительстве Одилона Барро. Главной своей задачей руководитель дипломатического ведомства видел в сохранении французского влияния в соседней Италии. Как раз тогда на Апениннском полуострове заканчивался длительный процесс создания единого государства. В связи с этим разгорелся конфликт между католической церковью и светскими властями новой Италии.
Алексис де Токвиль, основные идеи которого заключались в сохранении независимой власти папы римского, старался добиться плавных внутренних реформ в Папской области. Достичь этого ему не удалось, так как всего через несколько месяцев после начала работы министра иностранных дел весь кабинет Барро подал в отставку из-за очередного политического скандала, связанного с письмом президента к Нею.
Прекращение общественной деятельности
2 декабря 1851 года во Франции произошел очередной государственный переворот. Президент Луи Наполеон распустил парламент и получил почти монархические полномочия. Через год республика была отменена, а вместо нее было объявлено о создании Второй империи. Алексис де Токвиль, доклады и публикации которого как раз предупреждали об опасности подобного поворота событий, оказался в рядах последних сопротивлявшихся новому государственному строю. За неподчинение властям он был посажен Венсенскую тюрьму. Уже скоро Токвиля выпустили на свободу, однако его окончательно оторвали от политической деятельности.
Писатель воспользовался свалившимся на него свободным временем и занялся историческим исследованием событий великой революции конца XVIII столетия. Переворот 2 декабря напоминал ему переворот 18 брюмера, в результате которого когда-то неограниченную власть получил Наполеон. В сложившейся ситуации мыслитель винил неправильную политическую систему, при которой непривыкший пользоваться политическими свободами народ получал равные права, в том числе и избирательные.
«Старый порядок и революция»
После нескольких лет работы в 1856 году Токвиль издал первый том книги «Старый порядок и революция», ставшей в итоге вторым по важности его трудом (после «Демократии в Америке»). Книга должна была состоять из трех частей, однако смерть остановила писателя во время его работы над второй из них.
Главным объектом исследования Токвиля была свобода личности. Он считал спасительным и правильным принцип невмешательства государства в экономику. Мыслитель не видел народной свободы без векового просвещения и воспитания людей. Без него никакие конституционные учреждения не сработают, считал автор. Он наглядно для читателя проследил действительность этого принципа на примере той самой Великой революции во Франции конца XVIII столетия.
Алексис де Токвиль, умные фразы которого и сейчас используются в публицистике, журналистике или учебниках, считал основой демократии свободу и равенство. При этом народы больше стремятся ко второму, чем к первому. Многие люди, отмечал Токвиль, готовы даже жертвовать свободой ради равенства. При таких настроениях возникают условия для установления деспотии. Равенство может обособить людей, развить в них эгоизм и партикуляризм. Все это отмечал в своей книге Алексис де Токвиль.
Труд «Старый порядок и революция» также включал в себя соображения о страсти общества к наживе. Привыкшие потреблять люди готовы предоставлять правительству все новые полномочия только ради того, чтобы оно сохраняло их спокойствие, порядок и привычный образ жизни. Так власть государства все глубже проникает в общественную жизнь, делая личность менее самостоятельной. Средством этому служит административная централизация, которая искореняет местное самоуправление.
Тирания масс
В тезисах «Старого порядка и революции» была развита уже начатая в первой книге автора теория о демократии. Алексис де Токвиль кратко, но емко излагал идеи, многие из которых легли в основу современной политологической науки. В новом труде писатель продолжил исследование феномена тирании народного большинства. Она становится все отчетливее в том случае, если государству приходится вести войну.
В периоды длительного кровопролития возникает опасность появления полководца, решившего взять власть в стране в свои руки. Таким, к примеру, был Наполеон. При этом уставший от войны народ с радостью отдаст кандидату на статус национального лидера все свои свободы в обмен на обещание стабильности и будущего всеобщего обогащения. Поэтому популистские лозунги всегда пользовались популярностью, даже несмотря на свою объективную несбыточность.
Единственный способ предотвратить деспотизм – это сама свобода. Именно она сближает людей, ослабляя эгоизм и отрывая от материальных интересов. Одного лишь конституционного демократического устройства здесь недостаточно. Идеальное государство должно основываться на широкой децентрализации власти. Поэтому для большой страны наилучшим способом организации является федерация. Так считал Алексис де Токвиль. Понятие об идеальном государстве он выводил исходя из тех исторических ошибок, которые допустила в том числе и его родная Франция, и многие другие страны со всего мира.
Польза децентрализации
Только местное самоуправление способно избавить людей от бюрократической опеки и заставить их заняться собственным политическим воспитанием. Идеальное государство не может обойтись без полностью независимых судов и подсудности администрации в случае ее злоупотреблений. Именно этот институт должен получить право отвергать законы, противоречащие конституции и правам граждан.
Алексис де Токвиль, цитаты которого быстро разбрелись по книгам современников и потомков, также ратовал за полную свободу ассоциаций и печати. При этом гарантией того что государство не покусится на них являются не институты, а нравы и привычки людей. Если у населения будет запрос на свободу, она сохранится. В случае добровольного отказа граждан от своих прав им не поможет ни одна конституция. При этом не стоит забывать, что данная закономерность имеет и обратный конец. Институты влияют на постепенное формирование обычаев и нравов.
Важность творчества Токвиля
Пытаясь понять, как написать книгу и как сделать доклад, Алексис де Токвиль пришел к следующему решению. В произведении об Америке он подробно описал как за океаном стала возможной демократия и что тому поспособствовало. В труде о Франции исследователь остановился на причинах провала попыток установить и упрочить гражданскую свободу.
Старым порядком Алексис де Токвиль фотографически назвал ту систему, которая сложилась в его стране в XVIII веке при слиянии сословного феодального общества и королевского абсолютизма. Правительство сохраняло разделение общества на классы, видя в нем залог собственной сохранности. Население было разграничено на страты, члены которых, как правило, старательно обосабливались от других прослоек. Крестьянин никак не походил на горожанина, а купец на дворянина-помещика. Постепенная демократизация и экономический рост положили этому конец. Революция разрушила старый порядок, основав новый – построенный на равенстве людей между собой.
Интересно, что труд Токвиля был признан современниками первой нейтральной книгой о событиях конца XVIII века во Франции. До него историки издавали исследования, защищавшие ту или иную сторону революционного конфликта.
Именно в силу этой разницы произведение Алексиса де Токвиля, да и вообще все его публикации заслужили признание потомков и сохранились в исторической памяти. Он не пытался оправдать действия монархистов или сторонников республики – он хотел найти истину, опирающуюся на факты. Токвиль скончался 16 апреля 1859 года в Каннах. Его заслуги перед наукой и обществом были оценены изданием полного собрания сочинений, множество раз выдержавшего дополнительные переиздания.