Классическая наука нового времени

Классический этап развития науки – одна из важнейших эпох в истории. Она приходится на 17-19 столетия. Это эпоха крупнейших открытий и изобретений. Во многом именно благодаря достижениям ученых она рассматривается как классический этап науки. В эту эпоху был заложен образец познания. Рассмотрим далее, какой была наука классического периода.

классическая наука

Стадии

Становление классической науки началось с формирования механистической картины мира. В основе нее была заложена идея о том, что законы физики, механики распространяются не только на природную среду, но и на прочие сферы, в том числе на деятельность общества. Классическая наука формировалась постепенно. Первая стадия приходится на 17-18 столетия. Она связана с открытием Ньютоном закона тяготения и освоения его достижений европейскими учеными. На второй стадии – в конце 18-начале 19 в. – началась дифференциация науки. Она обуславливалась промышленными революциями.

Особенности

Классическая наука обладает следующими специфическими чертами:

  1. В качестве ключевой сферы познания выступала физика. Ученые придерживались мнения, что именно на этой дисциплине базируются все прочие направления, не только естественные, но и гуманитарные. Физика Ньютона рассматривала мир в качестве механизма, совокупности материальных тел, движение которых определяется строгими естественными законами. Такое понимание происходящего распространилось и на социологические процессы.
  2. Мир рассматривался как совокупность сил отталкивания и притяжения. Все процессы, социальные в том числе, классическая наука нового времени представляла как перемещение элементов вещества, лишенных качественных особенностей. Приоритетное значение в методах стали приобретать расчеты, точным измерениям уделяли особое внимание.
  3. Классическая наука нового времени формировалась на собственной основе. Она не находилась под влиянием религиозных установок, а опиралась исключительно на своих выводах.
  4. Классическая философия науки влияла на сложившуюся в эпоху Средневековья систему образования. К существующим университетам стали прибавляться специальные политехнические учебные учреждения. При этом образовательные программы стали формироваться по иной схеме. В ее основе на первое место выводилась механика, затем шли физика и химия, биология и социология.
    классическая философия науки

Эпоха Просвещения

Она приходится на 17-конец 18 столетия. На этой стадии классическая наука находилась под влиянием идей Ньютона. В своем труде он привел доказательства тому, что сила тяжести, выявляемая в земных условиях, - это та же сила, что удерживает планету на орбите и прочие небесные тела. Многие ученые приходили к мысли о всеобщем начале и до Ньютона. Однако заслуга последнего состоит в том, что именно он смог четко сформулировать фундаментальное значение сил тяготения в рамках картины мира. Эта закономерность была базой вплоть до 19 столетия. Закономерность была оспорена Эйнштейном и Бором. Первый, в частности, доказал, что при скорости света и огромных расстояниях, характерных для мегамира, пространство и время, а также непосредственно и масса тел не подчиняются ньютоновским законам. Бор, осуществляя исследования микромира, установил, что на элементарные частицы выведенные ранее законы тоже не распространяются. Их поведение можно предсказывать исключительно в соответствии с теорией вероятности.

Рационалистическое мировоззрение

Это одна из основных черт, которой обладает классическая наука. В эпоху Просвещения в умах ученых утверждалось рационалистическое мировоззрение в противовес религиозному (базировавшемуся на догмах). Считалось, что развитие Вселенной протекает по законам, присущим только ей. Идея такой самодостаточности была обоснована в "Небесной механике" Лапласа. Библию заменила "Энциклопедия ремесел, наук и искусств", созданная Руссо, Вольтером и Дидро.

"Знание – сила"

В эпоху Просвещения наука считалась самым престижным занятием. Ф. Бэкон стал автором известного лозунга "знание – сила". В сознании людей утвердилось мнение о том, что человеческое познание и социальный прогресс обладают огромными возможностями. Это умонастроение получило наименование общественного и познавательного оптимизма. На этой базе сформировались многие социальные утопии. Практически сразу после появления работы Т. Мора, возникли книги Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона. В труде последнего "Новая Атлантида" впервые был изложен проект по государственной организации системы. Основатель классической экономической науки – Петти - сформулировал исходные принципы познания в сфере хозяйственной деятельности. Им были предложены методы расчета национального дохода. Классическая экономическая наука рассматривала богатство, как гибкую категорию. В частности, Петти говорил о том, что доход властителя зависит от количества благ всех подданных. Соответственно, чем они будут богаче, тем больше можно собрать с них налогов.

наука классического периода

Институционализация

Она шла в эпоху Просвещения достаточно активно. Именно на этой стадии стала складываться классическая организация научной системы, которая существует и сегодня. В эпоху Просвещения возникли специальные учреждения, объединявшие профессиональных ученых. Они назывались академиями наук. В 1603 г. возникло первое такое учреждение. Это была Римская академия. В качестве одного из первых ее членов выступал Галилей. Стоит сказать, что вскоре именно академия защищала ученого от нападок церкви. В 1622 аналогичное учреждение было создано в Англии. В 1703 г. руководителем Королевской академии стал Ньютон. В 1714 г. иностранным членом ее стал князь Меншиков, приближенный Петра Первого. В 1666 г. была основана академия наук во Франции. Ее члены выбирались исключительно по согласованию с королем. При этом монарх (в то время это был Людовик XIV) проявлял личный интерес деятельностью академии. Иностранным ее членом был избран в 1714 г. сам Петр Первый. При его поддержке в 1725 г. в России было создано аналогичное учреждение. В качестве первых ее членов были избраны Бернулли (биолог и математик), и Эйлер (математик). Позднее в академию был принят и Ломоносов. В тот же период начал повышаться уровень исследований в университетах. Стали возникать специальные ВУЗы. Например, в 1747 г. в Париже было открыто Горное училище. Аналогичное учреждение в России появилось в 1773 г.

основатель классической экономической науки

Специализация

В качестве еще одного свидетельства повышения уровня организации научной системы выступает возникновение особых направлений познания. Они представляли собой специализированные исследовательские программы. Как считал И. Латкатос, в эту эпоху сформировалось 6 ключевых направлений. По ним проводилось изучение:

  1. Энергии разного вида.
  2. Металлургического производства.
  3. Электричества.
  4. Химических процессов.
  5. Биологии.
  6. Астрономии.

Основные идеи

Несмотря на достаточно активную дифференциацию в течение довольно продолжительного существования классической научной системы, она все же сохраняла определенную приверженность некоторым общим методологическим тенденциям и формам рациональности. Они, собственно, влияли на мировоззренческий статус. Среди таких особенностей можно отметить следующие идеи:

  1. Финальное выражение истины в абсолютном законченном виде, не зависящем от обстоятельств познания. Такая интерпретация обосновывалась как методологическое требование при объяснении и описании идеализированных теоретических категорий (сила, материальная точка и так далее), которые были призваны заменить реальные объекты и их взаимосвязи.
  2. Установка на однозначные причинно-следственные описания событий, процессов. Она исключала учет вероятных и случайных факторов, которые рассматривались в качестве результата неполноты знания, а также субъективных привнесений в содержание.
  3. Вычленение из научного контекста субъективно-личностных элементов, свойственных ему средств и условий осуществления исследовательской деятельности.
  4. Интерпретация предметов познания как простых систем, подчиняющихся требованиям неизменности и статичности ключевых своих характеристик.
    классический этап развития науки

Классическая и неклассическая наука

В конце 19 – в начале 20 столетия приведенные выше идеи получили широкое признание. На их базе сформировалась классическая форма научной рациональности. При этом считалось, что картина мира построена и полностью обоснована. В перспективе же нужно будет только уточнять и конкретизировать некоторые ее компоненты. Однако история распорядилась несколько иначе. Эта эпоха была ознаменована целым рядом открытий, которые никаким образом не вписывались в существовавшую картину реальности. Бор, Томпсон, Беккерель, Дирак, Эйнштейн, Бройль, Планк, Гейзенберг и ряд других ученых революционизировали физику. Они доказали принципиальную несостоятельность утвердившегося механистического естествознания. Усилиями этих ученых были заложены основания для новой квантово-релятивистской реальности. Так наука перешла на новую неклассическую стадию. Эта эпоха продолжалась до 60-х годов 20 столетия. В течение этого периода произошла целая серия революционных изменений в разных сферах знания. В физике формируются квантовая и релятивистская теории, в космологии – теория нестационарной Вселенной. Возникновение генетики обеспечило радикальные перемены в биологическом познании. Теория систем, кибернетика внесли существенный вклад в становление неклассической картины. Все это привело к фронтальному освоению идей в индустриальных технологиях и социальной практике.

классическая неклассическая и постнеклассическая наука

Суть революции

Классическая и неклассическая наука – естественные явления, возникшие в ходе становления и расширения системы. Переход от одной эпохи к другой обуславливался необходимостью формирования новой формы рациональности. В этом смысле предполагалось совершение революции глобального масштаба. Ее суть заключалась в том, что в содержание "тело" познания вводился субъект. Классическая наука изучаемую реальность понимала как объектную. В рамках существовавших концепций познание не зависело от субъекта, условий и средств его деятельности. В неклассической модели в качестве ключевого требования для получения истинного описания реальности выступает учет и экспликация взаимодействий между объектом и средствами, с помощью которых осуществляется его познание. В результате изменилась парадигма науки. Предмет познания рассматривается не как абсолютная объективная реальность, а в качестве определенного ее среза, заданного через призму способов, форм, средств исследования.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

С 60-х годов прошлого столетия начался переход на качественно новую стадию. Наука стала приобретать отчетливые постнеклассические (современные) черты. На этой стадии произошла революция непосредственно в характере познавательной деятельности. Она обуславливалась радикальными изменениями методов и средств получения, обработки, хранения, передачи и оценки знаний. Если рассматривать постнеклассическую науку в плане перемены типа рациональности, то она существенно расширила сферу методологической рефлексии по отношению к ключевым параметрам и структурным компонентам исследовательской деятельности. В отличие от существовавших ранее систем, она требует оценки взаимодействий и опосредований знания не только со спецификой операций и средств исследования субъекта, но и с ценностно-целевыми аспектами, то есть, с социокультурным фоном исторической эпохи как с реальной средой. Неклассическая парадигма предполагала использование методологических регулятивов, представленных в форме относительности к средствам наблюдения, статистического и вероятностного характера знаний дополнительности разнообразных языков описания объектов. Современная модель системы направляет исследователя на оценку феноменов становления, совершенствования, самоорганизации процессов в познаваемой реальности. Она предполагает изучение объектов в исторической перспективе с учетом кооперативных, синергетических эффектов их взаимодействия и сосуществования. Ключевой задачей исследователя стала теоретическая реконструкция явления в максимально расширенном спектре его опосредований и связей. Это обеспечивает воссоздание системный и целостный образ процесса в языке науки.

становление классической науки

Специфика современной модели

Стоит сказать, что описать все ключевые показатели предметного поля постнеклассической науки невозможно. Это обуславливается тем, что она распространяет свои познавательные ресурсы и усилия почти на все области реальности, включая социокультурные системы, природу, духовно-психическую сферу. Постнеклассическая наука изучает процессы космической эволюции, вопросы взаимодействия человека с биосферой, становление передовых технологий от наноэлектроники и до нейрокомпьютеров, идеи глобального эволюционизма и коэволюции и многое другое. Для современной модели характерна междисциплинарная направленность и проблемно-ориентированный поиск. В качестве объектов изучения сегодня выступают уникальные социальные и природные комплексы, в структуре которых присутствует человек.

Заключение

Такое впечатляющее вхождение науки в мир человеческих систем формирует принципиально новые условия. Они выдвигают комплекс достаточно сложных мировоззренческих проблем о ценности и смысле самого познания, перспективах его существования и расширения, взаимодействия с прочими формами культуры. В такой ситуации вполне правомерным будет вопрос и о реальной цене инноваций, вероятных последствиях их введения в систему человеческого общения, духовного и материального производства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.