Вопрос о том, что такое художественный пересказ, позволяет лучше понять суть содержания художественного произведения. Школьники, готовя рассказ текста той или иной книги собственными словами, часто не знают, с чего начать и как правильно его построить. При этом важно помнить, что главное – донести основную мысль произведения, идею автора и подчеркнуть ее конкретными примерами из текста. Данная форма закрепления материала идеально подходит для того, чтобы завершить урок по творчеству писателя или поэта.
Вступление
При объяснении учащимся, что такое художественный пересказ, необходимо указать, что он может начинаться не с сюжета и композиции книги, а с краткого обзора творчества автора и истории создания рассматриваемого произведения. Это поможет школьникам лучше понять задумку писателя и объяснить его интерес к поставленной в книге проблеме.
Вначале ученики должны пересказать завязку сюжета, которая, как правило, включает небольшую характеристику основных действующих лиц, указания места и времени происходящих событий, а также того ключевого момента, который служит толчком к развитию действия. При составлении плана школьникам поможет понимание термина, что такое художественный пересказ. Ведь без ясного осознания правил построения композиции они не смогут уловить смысл повествования.
Развитие действия
Эта часть, пожалуй, наиболее сложна для учеников по сравнению со вступлением и кульминацией: первое, как правило, не вызывает затруднений, поскольку автор сначала дает максимально подробную характеристику действующим лицам, а самый напряженный момент в истории всегда остается в центре внимания.
А постепенное, медленное раскрытие персонажей, поэтапное развитие главной мысли может вызвать серьезные затруднения у учащихся тем, что не все могут в спокойном размеренном повествовании увидеть интригу и рассмотреть авторский замысел. Поэтому когда учитель объясняет школьникам, что такое художественный пересказ, он должен сделать упор на эту часть рассказа, которая у некоторых выпадает из поля зрения.
Кульминация
Данный компонент не вызывает у учеников никаких затруднений. Это и неудивительно: ведь наиболее напряженный момент автор описывает с особенной выразительностью, делая на него ударение и акцентируя внимание читателей на одной-двух сценах, в которых характеры героев раскрываются наиболее полно. Правильный пересказ текста должен вслед за начальным этапом произведения и после озвучивания завязки делать акцент на кульминации.
Однако при этом не следует увлекаться буквальным рассказом произошедших событий по отдельным фактам, иначе он будет выглядеть как простое повторение материала. Когда ученик доходит до основного момента в произведении, он должен раскрыть ту мысль, которую осветил писатель в своей истории. Только тогда можно будет говорить о творческом переосмыслении книги.
Развязка
Пересказ текста должен заканчиваться небольшим описанием финала произведения. В данном случае необходимо объяснить учащимся, чтобы они не увлеклись буквальным воспроизведением концовки книги, но постарались обозначить авторскую идею. Но самое главное – это научить школьников высказать собственное мнение относительно развязки, которая в произведениях классической литературы оставляет место для размышлений. Когда школьники получают задание подготовить художественный пересказ, они должны уяснить, что в их задачу кроме освещения книжных событий входит определение собственной позиции по той проблеме, которую поднимает автор. Они могут либо согласиться с ним, либо опровергнуть его точку зрения, но самое важное – чтобы умели аргументированно обосновать собственное мнение.
Урок в начальном звене
Педагоги учат этому детей с младших классов на примере наиболее простых, несложных для восприятия произведений. Как правило, они берут работы прославленных детских писателей (Носова, Драгунского, Барто и других), а также тех авторов, которые писали специальные небольшие рассказы для маленьких читателей (Пушкин, Толстой, Чехов, Достоевский и другие).
Когда ученики младших классов готовят художественный пересказ сказки, они, как правило, без труда находят все упомянутые элементы композиции, так как именно в произведениях данного жанра их легче всего выявить, обнаружить и проанализровать.