Арпеджио - это что такое? Основные разновидности и приемы исполнения

Все те, кто занимается обучением игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, в обязательном порядке изучают прием в виде определенной последовательности нот, называемый термином «арпеджио». Но и многие обычные слушатели, далекие от понимания основных канонов музыки, с этим понятием тоже сталкиваются. Арпеджио – это один из самых интересных приемов, применяемых в музыкальном аккомпанементе, который добавляет музыке некой чувственности. Далее будут рассмотрены основные аспекты, связанные с этим приемом игры.

Арпеджио - это что такое?

Для начала посмотрим на официальную трактовку. Если исходить из определений, представленных в теории музыки, арпеджио – это разбиение аккорда на звуки, которые извлекаются не вместе, как если бы звучал цельный аккорд, а играются последовательно один за другим, быстро сменяя друг друга. Это создает эффект своеобразного перелива. И необязательно, чтобы ноты, входящие в состав такой последовательности, образовывали какой-то аккорд (он может быть произвольным).

арпеджио это

Считается, что арпеджио – это музыкальный прием, который впервые был применен итальянским композитором Доменико Альберти, использовавшим арпеджированные последовательности для аккомпанирования басовой партии. А название такой техники происходит от слова «arpo», означающего музыкальный инструмент арфу или процесс игры на нем. А ведь так оно и есть – на арфе струнные переливы в виде быстрого последовательного перехода по определенному количеству нот встречаются наиболее часто.

Обозначение на нотном стане

При записи нот в музыкальной партитуре для обозначения арпеджио могут использоваться несколько обозначений. В самом простом случае, если длительность нот позволяет, арпеджио можно записать на нотном стане исключительно в виде их последовательности.

арпеджио ноты

Однако чаще всего указывается полный аккорд, перед которым стоит вертикальная волнистая линия или полукруглый знак, который обычно применяется для залигованных нот. В случае когда предполагается исполнение арпеджио из составляющих нот нескольких аккордов, может указываться сам аккорд, а сверху над ним – латинское обозначение приема (arpeggio).

Арпеджио на фортепиано как развитие техники игры

Для пианистов арпеджио можно назвать не только приемом, вносящим новые краски в исполнение музыкального произведения, но и одной из основных методик развития техники игры, беглости пальцев и т.д.

арпеджио на фортепиано

В качестве простейшего примера посмотрим до-мажорное арпеджио. Ноты в классическом восходящем варианте имеют последовательность в виде до-ми-соль-до (через октаву) и далее. Нисходящий прием подразумевает обратную последовательность. Таким образом, нетрудно сделать вывод о том, что арпеджио условно можно разделить на восходящие и нисходящие.

Но на фортепиано играть можно двумя руками. При этом и арпеджио в любой последовательности может звучать с интервалом в октаву или две. Кроме того, отдельно выделяют и расходящиеся арпеджио, которые при достижении определенного положения на клавиатуре (чаще всего первая-вторая октава) начинают исполняться в разных направлениях (левой рукой вниз, правой вверх). При этом сначала играется восходящая последовательность, в середине – расходящаяся, далее сходящаяся до того же положения на клавиатуре, затем – снова восходящая, наконец – нисходящая до того же места, снова расходящаяся и сходящаяся, а в конце – нисходящая до точки начала.

Гитарные арпеджио

Но арпеджио тем и хороши, что укладываться в рамки какого-то одного аккорда и четкой последовательности взятия нот не нужно. Лучше всего это демонстрируют арпеджио на гитаре, которые чаще всего принято называть перебором. А вот о таком приеме слышали все.

Интересно, что гитарные арпеджио могут выступать не только в качестве аккомпанемента, но и как солирующие партии, что достаточно часто можно услышать в испанской музыке. В современном мире такой прием часто используется рок-гитаристами. Особенно сильно это заметно у таких грандов, как Yngwie Malmsteen, Steve Vai и многих других.

Любой человек, только начинающий свое обучение игре на гитаре самостоятельно, ведь в первую очередь пытается научиться именно перебору и бою. А арпеджио даже в самом простом исполнение при одном используемом фиксированном аккорде развивает технику пальцев правой руки.

арпеджио на гитаре

В случае исполнения более сложных последовательностей подключаются и пальцы левой руки. Иногда применяется ударная техника, называемая тэппингом (tapping). А это уже не только техника передвижения пальцев по грифу.

Заключение

Остается добавить, что ценность такого приема недооценивать нельзя. Мало того что он добавляет неповторимые краски в сами музыкальные произведения, так еще и очень сильно развивает технику их исполнения на любом музыкальном инструменте. Неудивительно, что в музыкальных учебных заведениях освоению арпеджио уделяется первостепенное значение наряду с гаммами. Ну, а о музыкальной значимости этого приема говорить не приходится и вовсе. Это, как говорится, не обсуждается.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Ноктюрн Ф.Шопена №13 (Op.48, №1), начало средней части Poco piǔ lento...
Копировать ссылку
0
Вот что бывает, когда статью пишет не музыкант, а копипастер:)
Копировать ссылку
1
"Неудивительно, что в музыкальных учебных заведениях освоению арпеджио уделяется первостепенное значение"

Значение, даже первостепенное, не уделяется, а придаётся.
"Уделяется" внимание. Труден русский язык, однако.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.