Строительство огромных авианосцев многими военными экспертами воспринимается довольно скептически. Связанно это прежде всего с большими затратами на создание таких судов. По их мнению, за такие деньги (сумма может достигать отметки в несколько миллиардов американских долларов) можно сконструировать десяток лёгких авианосцев, способных взять на борт самолёты, характеризующиеся возможностью вертикального взлёта. Не стоит забывать и том, что потеря в морском сражении крупного корабля будет очень существенной.
Как бы там ни было, большой авианосец имеет ряд преимуществ. К ним следует отнести способность радиолокационного управления и успешного противостояния сразу нескольким лёгким судам, обнаружение объектов противника на значительных расстояниях и другие. Одним из таких кораблей, считающихся настоящей гордостью военно-морского флота США, является «Гарри Трумэн» - авианосец, характеристики и подробное описание которого представлены в данной статье далее.
История появления
Строительство корабля стартовало в 1993 году. Работы производились в штате Вирджиния компанией Newport News Shipbuilding. Авианосец ВМС США «Гарри Трумэн» стал восьмым по счёту кораблём в классе Нимиц. Следует отметить, что к нему относятся крупнейшие на планете военные судна, основным предназначением которых является работа в ударных группах и поражение больших надводных целей. Помимо этого, они способны обеспечивать противовоздушную оборону и привлекаться к выполнению всевозможных военно-воздушных задач. Изначально авианосец носил название USS United States. Однако после спуска корабля на воду, который произошёл 7 сентября 1996 года, правительство страны приняло решение о переименовании его в честь 33 по счёту американского президента – Гарри Трумэна. Торжественная церемония введения судна в состав военно-морского флота государства, которую посетил президент страны Билл Клинтон, состоялась 25 июля 1998 года.
Официальные сведения относительно того, в какую сумму американской государственной казне обошёлся атомный авианосец «Гарри Трумэн», не разглашаются. Вместе с этим, по ориентировочным оценкам экспертов, окончательная стоимость его создания составила порядка 4,5 миллиарда долларов.
Приписка
Местом постоянной дислокации корабля является военно-морская база, расположенная в порту города Норфолка. Позывной сигнал судна в переводе с английского языка означает «одинокий воин». Первый его официальный поход начался 28 ноября 2000 года. Тогда авианосец «Гарри Трумэн» был направлен для осуществления операций в Персидском заливе.
Общее описание
Основные несущие конструкции корабля и его полётная палуба выполнены из броневой стали, в то время как его корпус состоит из стальных сваренных листов. По словам разработчиков, срок эксплуатации судна составляет пятьдесят лет, а время работы атомного топлива – двадцать лет. На корабле насчитывается порядка четырёх тысяч помещений различного предназначения. Размер водоизмещения, которым обладает авианосец США «Гарри Трумэн», составляет 97 тысяч тонн. Максимальная длина судна достигает отметки в 332,8 метра, а ширина – 76,8 метра. Размер осадки равняется 11,3 метра.
Помимо всего прочего, конструкторы оснастили корабль современнейшими мощными радиолокационными комплексами и системой управления. К ним можно отнести станции спутниковой связи, разведки и управления зенитно-ракетным комплексом, системы взаимодействия с цифровыми линиями связи, навигацию «ТАКАН», что позволяет управлять авиационной техникой и передавать ей информацию на расстояние до 150 миль и многое другое.
Авиационная группа
Что касается авиационной группы судна, то в её состав входят не только самолеты, но и вертолёты. В целом корабль теоретически рассчитан на 90 единиц авиационной техники. На самом же деле осуществлять его полную загрузку нет смысла, поскольку это может привести к большим трудностям, связанным с перемещением самолётов и их подготовкой к вылету. Таким образом, как правило, на борту постоянно находятся около 60 летательных аппаратов. Существует здесь также и звено, основным предназначением которого являются спасательные и поисковые операции в том случае, если один из самолетов будет сбит, а лётчик успеет катапультироваться.
Основные технические характеристики
Американский авианосец «Гарри Трумэн» приводится в движение за счёт двух атомных реакторов, а также четырёх дизельных двигателей, развивающих 10 720 лошадиных сил. Суммарная мощность силовых агрегатов корабля достигает отметки в 260 тысяч «лошадок». Крейсерская скорость хода судна составляет 30 узлов, другими словами – около 56 км/ч. Каких-либо ограничений, связанных с дальностью хода, не существует. Более того, автономное плавание корабля может длиться до двадцати лет.
Персонал
В состав основного экипажа входит 3200 человек. Помимо них, на корабле присутствует еще 2480 работников, которые занимаются обслуживанием авиационного крыла. Несмотря на одновременное пребывание на борту такого количества военнослужащих, нельзя сказать что авианосец «Гарри Трумэн» является переполненным, ведь на корабле предусмотрены несколько зон для отдыха, своеобразный бар, тренажёрный зал и многие другие места, где персонал может проводить свободное время.
Самые важные действия
Это судно, как и все остальные крупные авианосцы США, находится под постоянным контролем министерства обороны страны. Более того, даже самые незначительные передвижения корабля в обязательном порядке документируются. За свой сравнительно короткий термин эксплуатации, авианосец «Гарри Трумэн» принимал участие в походах в самые разнообразные уголки планеты.
Как уже было отмечено выше, в ноябре 2000 года произошло дебютное развертывание судна. Тогда корабль вышел из порта приписки и направился в Персидский залив. В том конфликте он стал одной из главных ударных сил своего государства, которое придерживалось тактики бесконтактной войны. «Гарри Трумэн» стал настоящим ядром атакующей группы, в которой принимали участие штурмовики, истребители, подводные лодки, а также крейсеры, на вооружении которых находился ракетный запас «Томагавк». Следует отметить, что большинство военных экспертов очень высоко оценили действия авианосца после окончания военной операции. Преодолев более 44 тысяч морских миль за полгода, судно вернулось в Норфолк.
Второе испытание авианосца началось в декабре 2002 года. После развёртывания в Средиземном море он вернулся на место постоянной дислокации шесть месяцев спустя.
Начиная с октября 2004 года по апрель 2005 года, было проведено третье развёртывание «Гарри Трумэна». Пять лет спустя корабль опять отправился в Персидский залив, откуда вернулся в конце декабря 2010 года.
Начиная с июля 2013 года и на протяжении семи месяцев авианосец патрулировал воды Ближнего Востока, после чего успешно вернулся на базу.
Последний вояж
По словам представителей американского оборонного ведомства, главная цель, которую преследовал авианосец «Гарри Трумэн» в Средиземном море летом 2016 года – это участие в военной операции против "Исламского государства" (группировки, которая запрещена в России). Многие отечественные эксперты предполагают, что этим США также попытались продемонстрировать всему миру свои боевые возможности. 3 июня самолёты, которые поднялись с борта этого корабля, атаковали позиции террористической организации на территории Ирака и Сирии. Следует отметить, что после кампании в Ираке в 2003 году это были первые удары, нанесённые американскими войсками с использованием авианосца.
Интересные факты
Есть информация, что компания Newport News Shipbuilding получила заказ на выполнение масштабной модернизации корабля. Предполагается, что все работы будут завершены в конце текущего года. По неофициальным данным, американское правительство выделило около 52 миллионов долларов на обновление судна. Какие именно агрегаты и узлы подлежат модернизации, по состоянию на сегодняшний день не известно.
В 2003 году авианосец «Гарри Трумэн» принял участие в съёмках киноленты «Слёзы Солнца», где главного персонажа воплотил на экране Брюс Уиллис.
В 1995 году корабль появился в восьмой серии анимационного сериала Neon Genesis Evangelion. Правда, следует отметить, что его название было изменено на Over the Rainbow.