Ещё совсем недавно епархия Крымская и Симферопольская включала в себя всю территорию Крыма, однако решением Священного синода Украинской православной церкви Московского патриархата с ноября 2008 года её территория значительно уменьшилась. Из неё были выведены и получили самостоятельный статус Раздольненская и Джанкойская епархии. Несколько позже епархия Крымская была ещё более сокращена, так как от неё отделились территории, получившие названия Керченской и Феодосийской епархий.
Появление христианства в Крыму
Весьма интересна история христианизации этого обширного черноморского полуострова. Как явствует из Священного Писания, там, где в наши дни находится Крымская епархия Московского патриархата, некогда проповедовал Слово Божие апостол Андрей Первозванный, а позже несли свет просвещения святые братья Кирилл и Мефодий. Когда в 96 году в Крым был сослан святитель Климент Римский, то, по его свидетельству, христианские общины там включали в себя более 2 тыс. человек.
Свет христовой веры неугасимо сиял над полуостровом даже в периоды тяжёлых исторических коллизий, например, захват его северной части татаро-монголами, происшедший в XIII веке, или аннексии южного побережья генуэзцами, вторгшимися столетие спустя. Когда же в 1784 году территория Крымского ханства была присоединена к России, то она вошла в состав Херсонской и Славянской епархии, кафедра которой находилась тогда в Полтаве.
Дальнейшее развитие духовной жизни полуострова
В 1859 году, по высочайшему указу императора Александра II, была учреждена самостоятельная Крымская православная епархия, выделенная из состава Херсонской. Этот административный акт как нельзя более благотворно повлиял на религиозную жизнь всего края. Достаточно сказать, что только в течение последующих десяти лет на полуострове появилось около ста новых приходов, заметно активизировалась монастырская жизнь, и было открыто несколько духовных учебных заведений. Особую роль в деле религиозного образования сыграл г. Симферополь, где в тот период появилась известная на всю страну и возрождённая в наши дни Таврическая духовная семинария.
Упадок и последующее возрождение епархии
После захвата власти большевиками по всей стране была развёрнута масштабная антирелигиозная кампания. В Крыму она началась в 1920 году, сразу после поражения армии П .Н. Врангеля и была развёрнута столь интенсивно, что уже к концу десятилетия на территории полуострова оставалось лишь несколько десятков действующих приходов, которым также угрожало закрытие. Как это ни печально признать, но целый ряд храмов смог возобновить свою работу лишь в период фашистской оккупации.
Епархия Крымская и Симферопольская получила импульс к своему возрождению в конце 80-х годов, когда по всей стране стали набирать силу демократические процессы. В тот период она простиралась на всю территорию полуострова, а продолжалось это вплоть до 2008 года, после чего, как сказано выше, из её состава были выделены две самостоятельные епархии.
В настоящее время епархия Крымская и Симферопольская объединяет монастыри и приходы, расположенные на территории Ялты, Алушты, Симферополя, Севастополя и Евпатории. Включает она в себя также такие районы: Сакский, Белогорский, Бахчисарайский и Симферопольский. Её центром является г. Симферополь, а кафедральным собором, находящийся в нём, Петропавловский собор. Возглавляет епархию с 1992 года митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец).
Организация паломнических поездок
В наши дни в Крымской епархии, возрождённой после долгих десятилетий тотального атеизма, вновь набрала прежнюю силу религиозная жизнь. Среди многих отделов епархиального управления особое место занимает паломническая служба. Её сотрудниками организуются поездки, в программу которых входит посещение храмов, монастырей и различных древнехристианских памятников, которыми столь богат этот благодатный край.
Кроме того, предлагаемые маршруты поездок дают возможность сочетать посещение святых мест с отдыхом у моря в самых живописных уголках полуострова. Паломническая служба принимает предварительные заказы как отдельных граждан, так и многочисленных групп. В этом случая отправной точкой поездки может стать любой город Крыма. Всю необходимую информацию желающие имеют возможность получить на епархиальном интернет-сайте.
Строительство главного собора епархии
Петропавловский кафедральный собор, представляющий собой значительную историческую и художественную ценность, заслуживает особого внимания. Согласно архивным данным, он был заложен в 1866 году на месте деревянной и, пришедшей в крайнюю ветхость, церкви святых Елены и Константина. Автором проекта и руководителем работ стал симферопольский архитектор К.П. Лазарев.
Строительство и отделка собора заняли около четырёх лет, после чего он был торжественно освящён, и в нём начались регулярные богослужения. Следует отметить, что ещё задолго до этого, в 1668 году, при храме уже было открыто два училища – мужское и женское. Они просуществовали вплоть до начала большевистских гонений на церковь.
Дальнейшая отделка и благоустройство собора
В 1890 году на деньги, собранные из пожертвований местных жителей, собор обнесли ажурной чугунной оградой, и благоустроили прилегающую к нему площадь, ставшую местом различных городских мероприятий. В том же году был издан указ, согласно которому застройка окружающего района разрешалась лишь зданиями, размер которых не превышал высоту собора.
В самом начале нового XX века в отделку храма внесли существенные изменения. На пожертвования церковного старосты были наняты мастера-живописцы, осуществившие роспись купола изображением фигуры Бога Саваофа в окружении Небесных Сил, а в нижней части барабана, поместившие двенадцать медальонов с ликами святых апостолов. Дополнял картину растительный орнамент, покрывавший стены.
Период варварства и запустения
В 1924 году новые власти закрыли собор, а заодно и переименовали ведущую к нему Петропавловскую улицу, дав ей название Октябрьской. Вскоре началось и его переоборудование, а точнее, варварское разрушение. Были полностью уничтожены купол и соборная колокольня, а внутреннее помещение стало использоваться в качестве склада, вследствие чего был сооружен бетонный пандус для въезда в него грузовиков. Старожилы города вспоминают, тот жалкий вид, который имела в советский период эта, некогда почитаемая всеми святыня – без купола, с ободранными грязными стенами и выросшем на крыше деревом.
Возвращение «на круги своя»
Возрождение храма, как и всей епархии в целом, началось в годы перестройки. Благодаря трудам архитектора О. И. Сергеевой, в архивах Священного синода удалось обнаружить те самые чертежи, по которым некогда возводились утраченные элементы собора – купол и колокольня. Эта находка позволила реставраторам восстановить их с предельной точностью.
По завершении работ храм был заново освящён, и в его стенах возобновились богослужения. В 2003 году Петропавловскому собору был придан статус кафедрального. Надо заметить, что новые веяния коснулись также и прилегающего к нему района – в 2008 году решением городских властей соборной площади и ведущей к ней улице были возвращены их исторические названия. Отныне они именуются Петропавловскими.