Российский производитель АвтоВАЗ – это не только "Гранта", "Калина", "Веста" и прочие серийные модели. В линейке есть еще несколько автомобилей, о которых мало кто знает, потому что в серию они не пошли. Несмотря на то что их не собирают на конвейерах и не продают в столичных автосалонах, эти машины известны любителям автомобилей – просто это не массовый продукт. Об одной из таких машин стоит рассказать. Это "Лада Родстер" (фото будет представлено далее в нашей статье), созданная в Тольятти, и "Крым", разработанная студентами МГТУ им. Баумана.
Данный отечественный концепт сумел привлечь особенное внимание на автошоу MIMS 2000 в столице. Автомобиль был разработан и построен под руководством дизайнера Сергей Нужного. Это модель является живым примером опыта Нужного в автодизайне. На этой модели были отработаны не только смелые дизайнерские идеи и решения, но также применялись технологии изготовления опытных экземпляров из полиэфирной смолы. Метод не подойдет для массового производства, но вот для мелкой серии подходит хорошо. Кстати, "Лада Родстер" построена на базе "Калины", однако не той, которую все хорошо знают. Тогда это была только перспективная "Калина". Работы над этим концептуальным авто начались в 2000 году.
Из истории отечественного родстера
В работах по проектированию данного концепт-кара было занято всего пять человек – это Сергей Нужный, который являлся главным дизайнером и руководителем этого проекта, конструктор Михаил Пономарев и трое рабочих. Силами этого небольшого коллектива буквально за семь месяцев, практически с нуля была создана "Лада Родстер".
Особенности реализации
Компоновка будущего автомобиля продумывалась очень тщательно. Сразу же было видно, что базовую платформу необходимо будет уменьшить на 150 мм. Как только были утверждены эскизы и техническое оснащение, команда начала превращать автомобиль на бумаге в реальный.
Работы велись по методике Сбарро. В этой методике исключается создание макета. Все операции проводятся прямо на живом объекте. Такой подход позволяет сэкономить время и финансы. При этом, если есть хорошая ходовая основа, то и прототип получит отличные ходовые качества. Что касается объема носителя, то он наращивается с помощью легко обрабатываемого материала, за счет которого образуются поверхности. Что-то удаляется или же перемещается.
Как рождался дизайн
Приборная панель автомобиля "Лада Родстер" взята снова-таки от ВАЗ-1118. Рамка лобового стекла перекочевала от ВАЗ-2110. Основу для безрамной двери взяли с модели Alfa-Romeo GTV. Головная оптика построена на базе элементов авто "Фольксваген Гольф" четвертого поколения. В образе автомобиля нужно было обязательно сохранить черты "Лады Калины". Дело в том, что концепт – это не просто машина. Она должна была послужить рекламой ВАЗ-1118 и всех остальных моделей.
На первых порах созданный на базе авто "Лада Калина" родстер чем-то напоминал Huindai Accent образца начала 90-х. Однако позже в руководстве АвтоВАЗа решили изменить дизайн "Калины". У создателей концепт-кара появилась свобода творчества. В итоге удалось полностью избежать копирования базовой версии. Команда предложила публике нечто новое, но в то же время похоже на "Калину".
По мере того, как автомобиль становился более законченным, а вместе с тем дата проведения Московского Автосалона становилась все ближе и ближе, на АвтоВАЗе решили, что могут показать еще одно концептуальное авто. Отзывы свидетельствуют, что "Лада Родстер" на презентации получилась немного сырой. Если бы моделью начали заниматься основательно, разработчикам бы удалось доработать ходовые характеристики и интерьер.
Ключевая идея
Главная идея – это крыша. Она должна полностью укладываться на багажник. Эта фишка была непопулярной – мировые автопроизводители делали крышу немного иначе. Это решение, которое предложил Нужный, позволило сохранить объем багажника – идея на сегодняшний день аналогов не имеет. Автомобиль можно сравнить с автоматом Калашникова – машина получилась простая и поэтому обрела такую популярность.
Технические данные
Интересные у автомобиля "Лада Родстер" технические характеристики. За счет небольшого веса, а именно 1150 кг, автомобиль получился более быстрым и динамичным. Машина оснащена двухлитровым 16-клапанным силовым агрегатом. Мощности двигателя хватало, чтобы разогнать авто до 100 км за 9 секунд. Мотор развивает 105 л. с при 5400 об/мин. С двигателем работает секвентальная трансмиссия – она тоже положительно повлияла на результат.
"Крым"
И если "Родстер" от АвтоВАЗа создан профессионалами, то родстер "Крым" на базе "Лада Калина" создан исключительно руками студентов и преподавателей МГТУ им. Баумана. Первые данные о том, что ведется разработка этого авто, стали появляется в начале 2015 года.
Созданием заднеприводного концепта занимались выпускники и аспиранты университета. Руководителем проекта стал профессор Дмитрий Онищенко. Первый опытный экземпляр уже был представлен в Москве в конце 2015 года. От эскизов, нарисованных на бумажном носителе, до реализованного концепта прошло меньше одного года. В качестве базового шасси использовали платформу "Лады Калины" второго поколения. У серийной модели позаимствовали практически все узлы и элементы."Крым" внутри
Всем знаком ничем не выдающийся интерьер "Калины 2". А вот "Лада Крым" - родстер, сходств у которого с детищем от АвтоВАЗа внутри практически не осталось. Начинка концепт-кара выглядит очень интересно.
Салон отделан алькантарой ярко-оранжевого цвета. Имеется спортивный руль. Все это привлекает внимание – уж очень неестественный дизайн для отечественного автомобиля. От "Калины" концепту досталась передняя панель, правда, ее переработали. Все остальные интерьерные детали и элементы были созданы в университете.
Особенности конструкции
В качестве несущей конструкции была изготовлена пространственная рама из труб. Но она осталась только в первом прототипе. Вторая версия родстера будет создана на основе коробчатой конструкции из листовых материалов, дополнительно усиленную ребрами жесткости. В качестве дуг безопасности тоже применены круглые трубы. Детали кузова созданы из композитного волокна, стекловолокна, а также углеволокна. Также применялась полиэфирная и эпоксидная смола. Матрицы создавались на основе полноразмерного макета автомобиля.
Стекла – собственной разработки. Крыша и ее механизм также создан бауманцами. Верхняя часть делалась на основе трех жестких элементов, которые соединены между собой силовыми узлами и тягами для складывания. Своими руками парни создали и оптические приборы. Корпуса изготавливались полностью вручную. Стекла – тоже оригинальные. Система подвески – самостоятельно созданный проект, кроме некоторых комплектующих от второго поколения "Калины". Полностью переделаны геометрические характеристики и кинематика подвески.
Этот родстер от базовой "Калины" отличается продольными и поперечными углами наклона оси поворота колеса, а также другими незначительными деталями. Задняя подвеска – та же, что и передняя от заводской "Калины", правда, с другой геометрией. Перенастроены амортизаторы и пружины.
Габариты
Длина автомобиля – 3848 мм, ширина составляет 1679 мм. Колесная база равна 2470 мм. Высота – всего 1195 мм.
Силовая часть
В качестве силового агрегата бауманцы решили использовать мотор ВАЗ-2127. Мощность его составляет 106 л. с., а крутящей момент равен 148 Нм. Трансмиссия – ВАЗ-2181. И агрегат, и коробка – серийные. В будущем планируется оснастить родстер "Крым" на базе "Лады" турбонагнетателем и предлагать различные варианты мощности вплоть до 200 сил.
Заключение
Вот такие экземпляры могут делать отечественные умельцы. Как видите, агрегаты получаются очень красивыми и интересными. И пусть в качестве платформы использована "Калина". Как свидетельствуют отзывы владельцев, это доступные запчасти и ремонтопригодность. А если купить одну их этих машин, то в потоке вы не будете обделены вниманием. Авто достойно уважения!