ВВС Азербайджана: история, описание, интересные факты

Авиация - гордость любого государства. Господство в воздухе облегчает победу на земле. В закавказских республиках приходиться наблюдать явное преимущество ВВС Азербайджана.

Крылья страны

Летопись этого рода войск Вооружённых Сил суверенного государства начинается 8 апреля 1992 года, когда лётчик Вагиф Курбанов, проходивший службу в авиаполке населённого пункта Ситал-Чай, угнал штурмовик Су-25 и благополучно приземлил в одном из райцентров. Со временем количество военных летательных аппаратов увеличилось. Лётный состав в числе прибавил, возрос уровень боевой подготовки. В 1992 году в ВВС Азербайджана первоначально пилотов было по пальцам пересчитать. В наше время насчитываются сотни профессионально подготовленных лётчиков. Военные пилоты обучались и стажировались в других государствах. Качество самолётов тоже усовершенствовалось — на место моделей, которые морально устарели, приобретаются модернизированные с Украины и из России. Пристальный интерес уделяется общественной состоятельности офицеров авиации.

Структура

В состав ВВС Азербайджана входят:

1. Смешанный полк — в столице Баку, лётный городок «Кала» и отдельные эскадрильи:

  • истребительно-бомбардировочная и учебная — н. п. Кюрдамир;
  • истребительная — г. Сумгаит, авиабаза «Насосная»;
  • разведывательная — райцентр Шамхор.

Аэродромы оборудовали бетонными ВПП длиной 2,5 тыс.—3 тыс. метров.

Число летательных аппаратов:

Самолёты
ПредназначениеТипМИГСУ
2929УБ25П25ПД25РБ17242525УБ
ИстребительБомбёр5
Многоцелевой14
Учебно-боевой2
Перехватчик106
БомбардировщикТактический разведчик4
Фронтовой2
Штурмовик-/-16
Уч.-боев.3
Вертолёты "МИ"
2424G2817-1В
Ударный многоцелевой2612
Лёгкий транспортный7
Транспортно-боев.13
20

2. Подразделения ПВО. Располагая радиолокационными станциями, они в состоянии оперативно держать под контролем небесное пространство и отслеживать ближайших соседей в приграничной зоне.

Как всё начиналось

В августе 91-го рухнула страна, а уже в начале сентября Карабах официально объявил о независимости. Благодаря развалу Союза закавказские республики пополнили собственные арсеналы: захватили и украли из выводимых частей российской армии необходимое вооружение и технику.

Часть вооружения получили как подарок. В начале 1992-го Азербайджану достались вертолёты «24-е» - 14 штук и «восьмые» - 9 ед., а Армении - 13 шт. 24-х. ВВС официально получили 14 шт. 24-х и 9 ед. «восьмых». Ещё 3 аппарата «двадцать четвёртых» угнаны в начале февраля 1992-го. 8 мая начались систематические вылеты на бомбёжку Карабаха Су-25 в сопровождении МИ-24. Данную дату считают днём республиканской авиации. Штурмовик летал вплоть до июня, когда ВВС понесли горькую утрату - сбит самолет, вместе с которым и погиб Вагиф Курбанов.

Откуда появились летательные аппараты

В эту пору зарождающиеся военно-воздушные силы Азербайджана круто умножили боевой потенциал. До развала на территории республики располагалось четыре авиаполка. Технику благополучно вывели, но кое-что перепало азербайджанцам в нелётном состоянии и в результате саботажа российских старших офицеров-предателей. На аэродроме ПВО «Насосная» азербайджанцы получили 30 высотных перехватчиков МИГ-25: безнравственное дело грязных рук полковника Владимира Кравцова, позже генерала и командующего ВВС страны.

Подобным образом поступил подполковник Александр Плеш в Далляре, в дальнейшем заработав должность командира эскадрильи. Азербайджанцы легко взяли пять МИГ-25, разведчик-бомбардировщик, одиннадцать Су-24, моноплан-разведчик и 4 Ил-76. В то же время ремонтировались неисправные самолёты на аэродромах, которые бросили, частично закупались новые.

Авиация в войне

Постепенно начали «подтягиваться» и пилоты бывших советских ВВС, не особо обременённые совестью, которые запамятовали о воинской чести и клятве на верность социалистическому Отечеству. Перебежчики составили основу ВВС Азербайджана и начали выполнять боевые вылеты с аэродромов Далляр и Кюрдамир. В ходе военных действий наёмники были сбиты и погибли, или пленены.

Двое разбились при выполнении учебно-боевых полётов. На бомбардировку ходили Су-24 МР, моноплан-разведчик и 25-е, разведчик-бомбардировщик, а СУ-25-е - перехватчики - действовали для отвлечения. Когда закупили МИГ-21 и «Су-двадцать пятые» - эти самолёты стали ходить на бомбардировку. В 93-м приобрели «Сухой-17М3». Временное восстановление техники исполнялось на авиаремонтном заводе в Насосной. У ВВС Азербайджана недостаточно было нужного аэродромного материально-технического оснащения, навигационных комплектов, прицельных комплексов, наземного оборудования.

Боевые потери

С резким усилением сухопутных ПВО в Карабахе, начал увеличиваться тяжёлый урон республиканским ВВС. Летнюю кампанию 1993 года можно назвать катастрофой: семь районов в полной мере захватили армяне; убили только военнослужащих 11 тысяч. Армию истощили и деморализовали. Потери ВВС Азербайджана составили 10 самолётов и 10 винтокрылых машин: восемь МИ-24, два - МИ-8. Командующим авиации республики стал полковник Кравцов с июля 92-го.

Через год его сменил генерал Раиль Рзаев — до убийства в начале 2009-го. Сослуживцы генерала ещё с советских времён по работе в ПВО говорят, что Раиль Рзаев не вмешивался в дела, связанные с наживой, чистый службист. Будучи руководителем, конечно же, он по долгу службы вникал в хозяйственные вопросы, когда этого требовала необходимость. Командира одной из частей ВВС застали на месте преступления при торговле горюче-смазочными материалами, это вызвало небывалый ажиотаж.

Коррупция

В республике по этому поводу разразился скандал вселенского масштаба, в бедах обвинили старшее начальство. Рзаева временно отстранили, даже сымитировали арест командира ВВС Азербайджана. Афера вскоре развалилось, на этом провокация закончилась. Но за такое не убивают. Дело в другом. На заседании суда сослуживец покойного высказал предположение, что трагедия произошла из-за тендера по истребителям в 2007 году.

Перед убийством генерал письменно обращался в Министерство обороны с заявлением, что за ним следят, и просил помощи. Рзаев предупреждал: если не защитят, предаст огласке обстоятельства проведения торгов. Выиграла украинская сторона, а Азербайджан приобрёл 12 МИГ-29 стоимостью 27 млн долларов. Как позже выяснилось, по завышенной цене. Скорее Раиль Рзаев стал жертвой банального «отката».

Ожидаемое

Что такое ВВС Азербайджана сегодня? Истребительная авиация страны не отвечает современным требованиям. Модели МИГ-29 давно нуждаются в обновлении, самолёты соответствуют классификации «4». Государства, которые могут позволить себе перевооружение, приобретают аппараты уровня «4+» и «4++» и только отдельные страны продукцию «5». Вероятный противник, Армения, располагает основательной ПВО, поэтому Азербайджан будет считаться с этим фактором при закупке новой техники. Серьёзным обстоятельством выступает тот факт, что мало кто готов продавать боевые самолёты государству с территориальным военным конфликтом. Азербайджану уже отказали, когда он намеревался приобрести шведские истребители.

Россия тоже не стала продавать МИГ-35 «4++». Возможная причина в том, что азербайджанские ВВС будут доминировать в Закавказье, в противовес России с авиацией на армянском аэродроме. Азербайджанская сторона не прекращает поиски. Вариант - истребитель из Поднебесной Chengdu J-10B, который аналитики рассматривают как «4++». Знатоки утверждают, что аппарат соответствует иностранным аналогам подобного класса.

Боевая авиация применима только на учебных полигонах для тренировки лётного состава. Чтобы добиться результата, не надо проливать кровь мирных жителей. Альтернативы круглому столу для переговоров нет.

Комментарии