Избегающее расстройство личности известно науке еще и как «уклоняющееся». До одного процента всего взрослого населения планеты подвержены этой патологии. Наибольшее внимание его изучению уделяет американская медицина. Если у пациента повышена склонность к тревоге, агорафобии, социофобии, можно подозревать, что у него избегающее расстройство личности. Этими терминами обозначают боязнь открытых пространств и взаимодействия с людьми.
Избегающее расстройство личности: симптомы
Для людей, которым свойственно это психическое нарушение, характерны следующие особенности:
- застенчивость крайней степени;
- повышенная чувствительность к критике общества или к ситуации отказа;
- заниженная самооценка;
- ощущение собственной неполноценности;
- стремление к близким отношениям с окружающими людьми, чему препятствует сложность создания привязанностей, отношений (возможное исключение – близкие родственники, но нередко проблемы наблюдаются даже с отношениями внутри семьи);
- пациент с ИРЛ стремится по возможности исключать взаимодействие в социальной сфере, причем это касается не только случайных знакомств, но и необходимых рабочих контактов или, скажем, общения в школе, университете.
Психотерапия как метод помощи
Если у человека предполагается избегающее расстройство личности, симптомы патологии принято компенсировать психотерапевтическими практиками. При этом нужно учитывать, что больные обычно пугливы и отличаются исключительной стеснительностью, поэтому для них сложны самые простые социальные взаимодействия. Коммуникация внутри социума для таких людей – серьезное препятствие. Вследствие этого невозможно прибегать к одному из наиболее эффективных методов современной психотерапии – групповому взаимодействию.
Избегающее тревожное расстройство личности поддается лечению, если прибегать к теории когнитивно-поведенческой группы. Это обусловлено тем, что методология хорошо проявляет себя в работе с застенчивыми людьми. Она направлена на развитие новых социальных навыков и умений, что оказывает существенное влияние на поведение человека, упрощая его функционирование как элемента социума.
А что с лекарствами?
Традиционная медицина предполагает, что практически любое психическое заболевание поддается лечению медикаментозными средствами. Тем не менее уклоняющееся расстройство личности рекомендовано лечить, по возможности откладывая этап приема лекарств.
В целом медикаменты показывают неплохой результат, благодаря чему используются часто. Но помощь со стороны препаратов лишь временная, сопряжена с многочисленными побочными эффектами, сохраняется, пока длится курс, и вызывает привыкание.
Как опознать?
Психическое расстройство личности обычно заметно даже невооруженным взглядом. Человек буквально «зациклен» на своих недостатках, думает о них слишком много, нередко поднимает эту тему в разговоре. В то же время такой индивидуум стремится по возможности избегать взаимодействия с другими людьми и идет на контакт лишь в том случае, когда подсознательно ощущает уверенность, что его не отвергнут.
Отторжение, любые потери при психических расстройствах настолько болезненны, что больному предпочтительнее оставаться в одиночестве, нежели рисковать своим нестабильным состоянием, пытаясь построить контакт с окружающими.
Симптоматика заболевания
Психическое расстройство личности можно диагностировать по следующим признакам:
- сильное желание близких взаимоотношений с другими людьми, чему препятствует излишняя застенчивость;
- стремление по возможности исключить любые физические контакты;
- неприязнь, неприятие себя, отвращение;
- недоверчивость;
- самоизоляция, стремление полностью исключить отношения с социумом (хикикомори);
- робость, скромность, доходящие до крайности;
- ощущение принадлежности к людям «второго сорта», «низшего уровня»;
- неспособность нормально работать, накапливать профессионализм, совершенствоваться;
- повышенная самокритика, в первую очередь в вопросах социальных взаимодействий;
- застенчивость, смущенность;
- одиночество;
- осознанное исключение интимных связей;
- зависимость (психическая, химическая).
Информации все еще недостаточно
В рамках определения наличия заболевания проводят тест на расстройство личности. Поскольку заболевание было выделено врачами как самостоятельное относительно недавно, методы диагностирования и лечения и по сей день находятся в стадии разработки. Большая часть применяемых в наши дни – это экспериментальные технологии.
Эмоциональное расстройство личности во многом близко к психопатии (конкретно - к сенситивному подвиду). Согласно действующей в России классификации, такое заболевание и сегодня не считают нужным выделять как самостоятельное, а лишь относят его к шизоидному расстройству личности, причисляют к астеническому. Многое будет зависеть от лечащего врача и его собственных взглядов на медицину, психиатрию.
До сих пор не ведется никакого четкого учета людей, страдающих этим типом расстройства личности. Нет информации ни о распространённости недуга, ни о том, какова его зависимость от половой принадлежности. Нельзя сказать, связано ли множественное расстройство личности с генетической предрасположенностью, передается ли по наследству. Можно говорить лишь о том, что люди, у которых впоследствии диагностирую болезнь, уже с раннего детства застенчивы, робки.
Патология не опасна для окружающих…
Если тест на расстройство личности показал наличие заболевания, можно говорить о том, что диагноз поставлен. Отмечают, что в повседневной жизни человек, у которого была выявлена патология, ведет себя так, что его комплекс неполноценностей заметен окружающим людям.
Как правило, больные – это интроверты. Во многом это связано со слишком низкой самооценкой. В то же время пациенты – это не асоциальные личности, и им свойственно сильное желание иметь нормальные социальные контакты. Проблема же в том, что вступление во взаимоотношения с окружающими людьми для больных реально лишь тогда, когда они уверены в положительном приятии, в том, что их не будут критиковать. Как правило, требования гарантий настолько завышены, что их выполнение становится нереальным.
…но крайне проблематична для больного
Множественное расстройство личности так влияет на человека, что он все время ощущает, что общество отвергает его. Как правило, у пациента идеализированное представление о том, как к нему должны относиться в социуме. Едва реальность расходится с этим представлением, как человек в страхе убегает, «закрывается в раковину», уходит в себя, отгораживается.
Именно страх – ведущий фактор формирования коммуникативного поведения. Больные обычно:
- скованны;
- неуверены в себе;
- скромны сверх меры;
- неестественны;
- демонстративны в своем избегании социума;
- просительны до униженности.
Такое поведение обусловлено тем, что больные заранее уверены, что социум их отвергнет, и стараются принимать меры заранее, чтобы было «не так больно».
Восприятие мира искажено
Если в вашей жизни появился человек, у которого избегающее расстройство личности, причины общения с ним могут быть самыми разными, но продолжение контакта возможно лишь при четком осознании одного факта: эти люди преувеличивают негативное восприятие себя другими и искажённо ощущают социальные взаимодействия и оценку общества.
Для пациентов с этим типом расстройства личности обычно характерны очень слабые коммуникативные навыки. Это провоцирует неумелость, неловкость в различных ситуациях, привычных для тех, кто чувствует себя в социуме, как рыба в воде. Из-за этого больные воспринимаются окружающими настороженно, а зачастую их отталкивают, что только укрепляет мрачные предположения о том, чего можно ждать от других людей.
Развитие неутешительное
Со временем избегающее расстройство личности становится причиной не только негативных ожиданий от общения между людьми, но и в целом от жизни. Человек начинает преувеличивать повседневные опасности. Он сталкивается с серьёзными внутренними противоречиями при необходимости обратиться к кому-то. Если необходимо выступить перед публикой, накатывает ужас, справиться с которым без медикаментов невозможно.
В карьере человек, которому свойственно избегающее расстройство личности, не может достичь практически ничего, так как ему никто не доверяет ответственные должности. Эти люди практически незаметны для окружающих, а отличительная черта их поведения – услужливость, которая провоцирует социум пользоваться больными без какой-либо отдачи. Пациенты с этим типом расстройства личности в большинстве случаев не имеют друзей, не могут построить доверительные отношения.
Посещая врача
Впервые оказавшись у психолога, психотерапевта или психиатра, больные могут вести себя довольно непредсказуемо, но все они преследуют одну и ту же цель – понравиться доктору. При этом буквально на глаз видно, что часто люди находятся в очень сильном напряжении, которое нарастает, если возникает предположение, что больной медику «не нравится».
Многие из них говорят о том, что они опасаются насмешек со стороны окружающих людей и боятся, что те начнут распускать сплетни, поэтому и отгораживаются от социума. В этом аспекте все пациенты отличаются высокой мнительностью. А вот при попытке объяснить им что-то они воспринимают информацию «в штыки», сразу оценивая ее как критику.
Психическое расстройство на всю жизнь – это приговор?
На современном уровне развития медицины в целом и психотерапии, психиатрии в частности есть не так много методов устранения нарушений психического развития. Аналогично ситуация обстоит и в случае, когда было диагностировано избегающее расстройство личности. Лечение редко показывает реальную эффективность на продолжительное время без постоянной терапии (лекарственной, психологической).
При этом проявления заболевания во многом связаны с тем, к какой социальной нише, прослойке человек принадлежит. Наиболее счастливыми можно назвать тех, кому повезло удачно заключить брак с человеком, соответствующим представлениям об идеале. В этом случае отношения становятся стабильными, оба человека принимают друг друга со всеми положительными качествами и недостатками, но социальные взаимодействия замыкаются на семье и ею заканчиваются.
Как только социальная поддержка терпит крах, человек буквально «проваливается во внутреннее болото»: страдает от депрессий, тревоги, у него отмечается дисфорическая симптоматика.
Дифференциальный диагноз
Сложность определения расстройства личности заключается в том, что проявления недуга сходны с теми, которые отмечаются при следующих заболеваниях:
- шизоидное расстройство;
- тревожное расстройство.
В первом случае больной стремится быть в одиночестве как можно дольше. Также врачи выделяют так называемый матовый аффект. А вот в случае тревожного расстройства личности люди стремятся к общению, но не могут себе это позволить из-за преследующего страха и постоянной неуверенности в себе.
Все описанные виды имеют много общего в клинической картине. Наиболее близки тревожный тип и зависимый, но если в первом случае причина опасений кроется именно в этапе установления контакта, то люди второй группы боятся расставания.
Современная медицина ставит перед собой задачи по выявлению четких, определённых признаков каждого из известных типов расстройств личности, чтобы можно было устанавливать безошибочный диагноз.
Похожие проявления свойственны и истерическим, пограничным больным. Но люди этих типов склонны к манипуляциям и раздражительны, их поведение зачастую невозможно предсказать. Определить, относится ли болезнь к тревожному типу, или к подвиду, граничащему с ним, весьма проблематично, равно как и в случае с разграничением шизофрении и шизотипии. Тем не менее это важно для определения наиболее эффективной в каждом конкретном случае терапии.
Что может помочь?
Подбирая оптимальный вариант лечения, доктора составляют интегральную модель поведения, на основе которой формируют программу, учитывающую индивидуальные особенности пациента. При этом обязательно уделяется внимание таким составляющим:
- когнитивной;
- поведенческой;
- психодинамической.
Наиболее значимый этап лечения – тот, когда закрепляются личностные изменения, достигнутые в ходе лечения. Важно чтобы человек начал применять полученные навыки за пределами смоделированных в больнице ситуаций, в реальной жизни. Впрочем, здесь невозможно предсказать развитие ситуации, так как многое зависит от окружения больного. Маленькая неудача может нанести повторный урон самооценке, который еще больше ухудшает ситуацию. В этом случае весь достигнутый успех сразу сводится на нет. А вот успех социального взаимодействия активирует циклический процесс самоутверждения, с каждым новым витком выводящий человека на новую ступень самосознания и уверенности в себе.