ГАЗ-24-95: технические характеристики, фото. Автолегенды СССР
Автомобиль ГАЗ-24-95, созданный по заказу партийных руководителей, во многих нюансах опередил свое время. С него и началось появление легковых седанов повышенной комфортности с полным приводом. Жаль только, что машина оказалась невостребованной как серийное авто. Всего было выпущено 5 опытных экземпляров, которые затем нещадно тестировались в условиях бездорожья.
Начало
Проводить различные эксперименты с компоновкой комфортного легкового кузова и полноприводного шасси на Горьковском автомобильном заводе начали еще во второй половине 30-х годов. Одним из первых инженеров-конструкторов в этой области стал Виталий Грачев.
Специально для сельских дорог
И вот, на ГАЗ приходит поручение разработать машину, которая была бы одновременно и комфортной, и проходимой, чтобы ей были не страшны полевые сельские дороги. Как результат, отдел легковых автомобилей завода изготавливает М-72, оснащенную полным приводом в кузове «Победы». Автомобиль создавался на базе узлов от ГАЗ М-20, а также ГАЗ-69. Так рождался ГАЗ-24-95, история создания которого еще начнется.
И вот работа закипела. Проектирование автомобиля длилось лишь один год. За это время успели создать целых пять опытных экземпляров, предназначенных для всевозможных тестов и проверок. Разработки велись под руководством Б. Дехтяра, который руководил тогда отделом трансмиссии. Компоновкой ГАЗ-24-95 занимался Ф. Лепедин. Ранее он занимался проектом ГАЗ М-72.
Особенности и технические проблемы в разработке
Автомобиль характеризовался отличной проходимостью. Все легко объясняется – основная часть конструкции позаимствована от УАЗ-469. Но была масса отличий, и одно из них – ГАЗ-24-95 “Волга” не имела рамы как таковой.
Но в ходе проектирования возникли некоторые проблемы. Дело в том, что в процессе адаптационных работ при попытке внедрить в конструкцию «Волги» систему полноприводной трансмиссии УАЗ в значительной мере увеличивались углы карданных валов, которые идут от раздаточной коробки к ведущим мостам. Для легкового внедорожника данная конструкция была неприемлема. Из-за такой компоновки значительно повышался уровень шума и росла вибрация.
Борьба с вибрацией и шумом
Конструкторы не теряли времени и пытались решить проблему с вибрациями и шумом. Так, были попытки переноса трансмиссии ниже. Но за счет этого уменьшался и без того небольшой клиренс – все преимущества этого внедорожника сводились на нет.
Методом проб и ошибок углы установки и наклона карданных валов свели к минимуму. В КПП добавили абразива, чтобы снизить шум от работы шестеренок. Раздаточную коробку решили опустить ниже. Все это решило часть проблем. Но эксплуатировать машину даже в таком виде было некомфортно. Частично от шума помогла избавиться виброизоляция.
Трансмиссия, подвеска: как это сделано
Больше с ГАЗ-24-95 никаких серьезных проблем не было. Так, передний мост был штатным от ГАЗ-24 – его просто развернули. К нему были добавлены другие чулки, более короткие. Также применены кулачки от УАЗа. В дифференциалах устанавливались не традиционные шестеренки, а механизм повышенного трения.
Чтобы мост автомобиля ГАЗ-24-95 «Волга» имел хорошие ходы верх и вниз, заменили и конструкцию поддона силового агрегата. Также подвинули маслоприемник. Пружины убрали, а вместо них применили рессоры. Кронштейны закрепили на поперечной балке, расположенной под юбкой между лонжеронов.
Дополнительно пришлось сдвигать рулевые тяги, что потребовало использования более длинного рулевого вала. Последний пришлось дорабатывать. Небольшие изменения коснулись и днища автомобиля. Выхлопная система была немного другой формы, ее следовало расположить иначе. Ведь схема подвески теперь УАЗовская.
Кузов остался прежним, без серьезных изменений. Что касается резины, то на ГАЗ-24-95, создание которого было почти закончено, не устанавливали никакой внедорожной резины. Здесь была самая обычная городская резина от «Чайки». Диски были также оригинальными – от автомобиля ГАЗ-21. На этой резине машина и прошла испытания. В интерьере, как и в экстерьере, изменений не было.
Автомобиль, который так и остался опытным
В серийную конвейерную сборку эта модель не пошла. Однако при этом цена производства была достаточно высокой. Сложности были с техническим оснащением, а для обслуживания нужен был не только опыт, но и серьезные вложения. Поэтому, обдумав все преимущества и недостатки, руководство завода решило отложить проект до лучших времен. На заводе не хотели вкладывать серьезные деньги в проект, на который был слабый спрос.
Пять опытных экземпляров
За 1974 год практически вручную сотрудникам завода удалось собрать целых пять опытных экземпляров полноприводных «Волг», которые получили индекс 24-95. Две машины должны были тут же уехать в Москву к своим заказчикам. Есть непроверенная информация, что автомобиль использовался в лесном хозяйстве. Вторая машина отправилась к секретарю партии Устинову.
Сегодняшние дни
Известно, что сохранились три экземпляра. Один из них можно найти в музее в Москве. Вторым автомобилем обладает частный владелец в Нижнем Новгороде. Сохранилось только две машины ГАЗ-24-95. Технические характеристики ее остались без изменений. В продаже их не найти. Полноприводный автомобиль ГАЗ-24-95 - это очень редкий раритет.