Организм человека – сложная, неизученная до конца система, где все взаимосвязано. Промочили ноги – заболело горло, удар по пяткам – проблема с почками. Образные (даже слегка утрированные) примеры, но ведь это действительно так. Намного сложнее объяснить наиболее тонкие духовные человеческие изменения. Да и задачи такой нет. В статье речь пойдет о другом – поразмышляем над известным выражением, которое стало уже крылатым: «Жадность порождает бедность».
Простыми словами объясняет герой небезысвестного булгаковского романа (говоря о кирпиче, который просто так не падает на голову) закон, которому посвящали свои труды немецкие философы Кант и Шопенгауэр. Абсолютно все имеет свою причину.
Договоримся сразу
Отойдем от темы обсуждения законов казуальности. Они, конечно, имеют право на свое существование – почему бы и нет? Но то, что не поддается объяснению, трогать – дело не благодарное. Оставим это для упражнений философам и мыслителям, наделенным особой неземной мудростью и даром видеть то, что недоступно обычному человеческому глазу.
Здесь также не станем повторяться, давать определения и заниматься описанием значений (знакомых с детства) слов и понятий. Все это уже давно сделано, и не писал об этом разве что ленивый. Мало кто станет возражать, что грех – это плохо, а добрый поступок – это замечательно.
Трехлетний ребенок с зажатой в своих ручонках горстью конфет, не желающий расстаться со своим богатством, вынужден поделиться этим сокровищем, услышав реплику своей мамы: «не будь жадиной, угости девочку…». Малыш уже в этом возрасте знает, что такое жадность. По крайней мере, интуитивно чувствует, что это не есть хорошо.
И последнее: о понятии «бедность» (нищета). Бедность бедности рознь. Жизнь многогранна, она изобилует массой редких и уникальных случаев. Мы будем рассматривать ситуацию, когда вполне успешный человек становится бедным, а то и нищим.
Что приводит к бедности?
Известно выражение – "Жадность порождает бедность". Кто сказал эти слова? Выражение, употреблявшееся веками, сохранившее свою актуальность в наши дни, принадлежит философу и мыслителю древнего Китая, Конфуцию (551-479 до н. э.). Забегая вперед, пробуем ответить на вопрос. К бедности приводят жадность, алчность, скупость. Выражаясь языком церковным - сребролюбие, являющееся одним из семи смертных грехов.
Любое бездоказательное утверждение признается ничтожным, не правда ли? Самое время приступить к доказательствам верности выражения «Жадность порождает бедность». Конфуций сумел одной краткой фразой описать весь процесс глубинных изменений человеческой жизни.
От ослабевшего разума к нищете
Начнем рассуждение с конца, обратным ходом. Итак, представим: некогда вполне успешный человек стал нищим. «Гол как сокол», и никак иначе. Кстати, явление знакомое, и даже отдаленно не напоминает сказку. Разве не известны слова и выражения: «разорение», «банкротство», «потерять все», «оказаться на улице»?
Нищий предрасположен к падению. Уже тот факт, что человек стал нищим, не может свидетельствовать о его подъеме, взлете. Пример банальный, но встречаемый повсеместно – получив милостыню, нищий стремится ее скорее «пустить в оборот» - пропить. К нищете ведет ослабление разума. Когда человек не различает что хорошо, что плохо, это свидетельствует о слабом разуме.
И совсем неважно, что он умышленно не замечает отличий. В том-то и беда, что он их различает (иначе бы он был недееспособным). Человек понимает, что его поступок неверен, но все же его совершает. Почему? Слабый разум (здесь нет ничего общего с психическими заболеваниями, патологией). Неспособность (нежелание) адекватно оценить неполезность поступка, его негативные последствия.
Могут быть возражения, что есть нищие, которые сохраняют свои «кровные», даже занимаются накопительством подаяний. Абсолютно справедливо. Только давайте не станем путать хрестоматийного нищего с человеком, для которого «нищета» стала профессией, способом завуалированного обмана и откровенного мошенничества. Какая связь всего этого с выражением «жадность порождает бедность»? Самая прямая. Разбираем всю цепочку по звеньям.
Потеря стыда - верный признак того, что нищета уже "стучит в двери"
Что ослабляет человеческий разум? Опять же, обращаясь к языку церковному (он кратко и сжато дает очень точные определения), можно ответить одним словом – греховность. Греховность и слабый разум тесно взаимосвязаны. Человек неспособен победить привычку, даже не задумывается об этом, не ставит такой цели. Он перестает видеть тонкие различия, находит даже оправдания своим заведомо неправомерным поступкам.
К состоянию греховности, в свою очередь, ведет потеря стыда. Кто-то может возразить, говоря, что к грехопадению ведет желание. Бесспорно. Грех всегда желанный. Соблазн? И это верно, но сразу вопрос – почему кому-то удается избежать соблазна, а кто-то не может удержаться? Ведь изначально для любого человека существуют и общественное мнение, и нормы морали, права, другие социальные нормы, общепринятые правила совместного сосуществования с окружающими людьми, в конце концов. К греховности ведет потеря стыда, совести, назвать это можно как угодно. Остается лишь пара звеньев из всей цепочки, отделяющих от раскрытия смысла выражения «жадность порождает бедность».
Отказ от доброты и добродетели ведет к потере стыда
Нежелание жить ради других, отказ от добродетели, как от чего-то невыгодного, ущербного, трудного и неполезного. Приоритетность собственных интересов, личной выгоды, достижение своих целей любым способом и любыми средствами, невзирая на нужды и чаяния окружающих, на нормы и правила, означает потерю стыда и совести.
И наконец, что приводит к потере стыда? Конечно жадность. Жадность – это выбор. Жадность порождает бедность. Смысл этого высказывания в том, что отказ от добродетели (заботе о других) из-за жадности дает неограниченный доступ к чувственным наслаждениям, греховности. «Я так могу», «я так хочу», «имею право», «это моя жизнь», «мне безразлично» - выражения, являющиеся звеньями одной цепи, ведущей к бедности и нищете. Человек, как правило, теряет уважение, «свое лицо», добрые отношения, друзей и близких. И в результате какого-либо осложнения, возникшей трудности на каком-то отрезке жизненного пути, он неминуемо летит в пропасть, на дно, тщетно надеясь, что ему кто-то протянет руку.
Нельзя не согласиться с утверждением, что жадность порождает бедность. Автор цитаты не только прав, он еще и очень точен в своем выражении.
Литературные примеры
Как не упомянуть о пушкинских старике и старухе, живших у самого синего моря, индийскую сказку о золотой антилопе и жадном радже, о Ходже Насреддине и алчном купце, о многих других бессмертных литературных произведениях и сказках? Разве на ровном месте они возникли? Разве они не являются наглядным примером справедливости утверждения того, что жадность порождает бедность?