РЖД начали осуществлять продажу билетов по новым правилам, которые называются «динамическое ценообразование РЖД». Согласно новой системе, цена билета не является постоянной, а зависит от времени, дня приобретения и наличия мест.
Динамическое ценообразование
Основное количество внутрироссийских поездов принадлежат ОАО ФПК, именно на эти составы и распространяется новая система продаж. Итак, давайте разберёмся что такое динамическое ценообразование РЖД. Принцип работы системы таков, что цена билета с момента запуска продаж и до его окончания не является постоянной. Это означает, что на протяжении всего периода реализации стоимость может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Зависит это от соотношения показателей наполняемости подвижного состава и количества времени до его отправления.
С начала 2017 года продажа билетов по России на поезда дальнего следования начинается за 60 дней до даты отправления. Поэтому стоимость билета будет повышаться наравне со покупательским спросом. Увидеть принадлежность поезда к новой системе можно в расписании, они отмечены специальным значком.
Действие программы
Стоимость проезда зависит от спроса и количества уже проданных билетов, от сезона и дня недели. При покупке за 60 суток до поездки цена железнодорожного билета будет наименьшей – наиболее выгодный билет в купе на верхнюю полку будет на 15–20% дороже, чем место в плацкартном вагоне, а тариф в СВ будет ненамного отличаться от стоимости проезда в купейном вагоне. По мере выкупа билетов тариф будет повышаться в соответствии со спросом.
Все поезда можно условно поделить на:
- те, в которых действует динамическое ценообразование РЖД;
- те, в которых не применяется данная программа.
Стоимость проезда может колебаться. Это зависит от различных нюансов и факторов, на которые рекомендуется ориентироваться при приобретении билета. Вот они:
- Срок оплаты проезда (число дней до отправления поезда).
- Количество свободных мест (загрузка вагонов);
- Спрос и ритмичность спроса (зависит от времени отправки и прибытия, дня недели и сезона).
- Уровень конкуренции.
На маршрутах, включённых в новую программу, билеты по всем зонам следования подвижного состава можно купить с первого дня запуска продаж. Для любого отдельного маршрута, поезда и зоны следования используется разная ценовая политика.
Нюансы
По мере того как заполняется состав и приближается дата отправки, тарифы полного маршрута повышаются. Тем не менее, стоимость билета в разных зонах пути может меняться несоразмерно. В условиях большого спроса на определённых участках цена проезда почти такая же, как для полного маршрута. Аналогично обстоит дело с теми маршрутами и зонами, где прослеживается маленький спрос, то есть даже в день отхода поезда используются пониженные тарифы. Такой метод используется при спросе ниже ожидаемого уровня.
Кроме того, тариф на проезд зависит не только от дня недели, сезонности, но и от времени суток. Например, основной пассажиропоток приходится на пятницу, в вечернее время, так как люди планируют провести выходные в другом городе и вернуться вечером в воскресенье. Соответственно, количество проездных билетов по сниженному тарифу в этот период ограничено.
Стоимость проезда значительно снижается в те временные периоды, когда люди мало путешествуют. Например, после завершения новогодних каникул. Именно в эти дни действуют минимальные тарифы. В периоды массовых поездок (во время школьных каникул или праздничных выходных) стоимость билетов приближается к максимальной отметке, так как она обусловлена повышенным спросом.
Как правило, цена проезда на поезд, отправляющийся по маршруту в 4–5 утра, существенно ниже, чем на поезда, выезжающие в вечернее время. Соответственно, если для человека очень важны временные рамки, то стоимость билета для него будет гораздо выше. Необходимо отметить, что мониторинг спроса, по результатам которого выстраивается определённая ценовая политика, проводится по дням и неделям.
Без динамического ценообразования
Если на маршруте не действует программа ценообразования, то высокий тариф обуславливается тем, что места в плацкартных вагонах поезда разбираются довольно быстро (причём чаще всего на небольшие расстояния от населённых пунктов, поэтому на полный маршрут следования практически не остаётся мест), а цена на места в купейных вагонах для многих высока. В результате в плацкарте билетов нет, а в дорогом купе практически всё свободно.
Сезонный коэффициент
После того как становится понятно в общих чертах, как действует динамическое ценообразование РЖД, тема стоимости проезда остаётся открытой. Когда пассажиропоток увеличивается из-за сезонности (рождественские праздники, отпуска, школьные каникулы), РЖД повышает тариф на проезд в соответствии с установленными коэффициентами. Существует установленная (базовая) стоимость билета, принимаемая за единицу. Дальше цена меняется по вышеописанным причинам.
Используются коэффициенты при пассажирских перевозках РЖД уже довольно давно. На маршрутах с новой программой они не работают, поэтому, когда РЖД запустил динамическое ценообразование, сезонный коэффициент фактически потерял значимость. Однако остаются маршруты, на которых ещё используются эти коэффициенты, в связи с чем в 2017 году они потерпели некоторые поправки.
Нововведения
Надбавки (10% сверху к стоимости билета) в этом году используются с момента максимального спроса:
- В новогодние каникулы (в январе с 1 до 8).
- На длинные выходные в феврале (с 22 до 28).
- На майские праздники (с 27 апреля до 9 мая).
- В летние каникулы (с 9 июня до 31 августа) действует надбавка в размере 20%.
Стоит отметить, что по сравнению с 2016 годом в этом году периодов повышения тарифов значительно меньше. Однако есть и неприятный момент, а именно повышенный на 20% тариф в период летних каникул (в 2016 году было 15%). Зато на все даты, в которые не действует увеличенный коэффициент сезонности, в этом году введён понижающий 10%, соответственно, билеты будут даже дешевле, чем в прошлом году. В 2017 году полностью отсутствуют тарифы с коэффициентом, равным единице.
Преимущества программы
Итак, продолжаем рассматривать что значит динамическое ценообразование РЖД. Достоинства системы очевидны: в первую очередь связано это с упрощённой схемой возврата проездных билетов. Если появляется необходимость вернуть купленный билет, путешественнику возвращается та сумма, по которой он был приобретен (если сроки возврата не подразумевают штрафных санкций).
Стоимость стала более гибкой и находится в зависимости не только от сезонности (при динамическом ценообразовании РЖД летние цены не действуют) но и от даты приобретения. Также из числа преимуществ новой системы можно отметить удобство подбора тарифа с учётом периода поездки и планируемых затрат.
На каких поездах не действует динамическое ценообразование?
Динамическое ценообразование РЖД используется только для мест в купейных, люкс и СВ, система не действует в общих и плацкартных вагонах, потому как стоимость на них фиксированная и регулируется государством. Кроме того, система не распространяется на коммерческие поезда, "Сапсаны", "Ласточки" и иностранные составы, принадлежащие другому перевозчику. Согласно постановлению правительства, на маршруты, где поезд является основным видом транспорта для поездки в другие города и где не предусмотрено альтернативного транспорта, программа "Динамическое ценообразование РЖД" не действует.
Новая система не суммируется со скидками, акциями и особенными тарифами от РЖД. К примеру, динамическое ценообразование не суммируется со скидками для пенсионеров и не распространяется на стоимость проезда для путешественников, которые будут находиться в дороге в новогоднюю ночь.
Данная система действует не так давно, и сегодня ещё трудно дать непредвзятую оценку её эффективности и полезности. Динамическое ценообразование РЖД отзывы имеет разные. Многие уже успели оценить преимущества, но есть и те, кто недоволен программой. Функционирует она ещё далеко не на всех маршрутах, но в намерениях железнодорожной компании охватить наибольшее количество составов. Уточнить сведения о действии программы на определённое направление можно на официальном портале, а также по номеру горячей линии.
Как можно сэкономить на динамическом ценообразовании?
Рассмотрев основательно динамическое ценообразование на билеты РЖД, у многих пассажиров появляется закономерный вопрос: "Как приобрести железнодорожный билет с наибольшей выгодой?". Вот несколько способов:
- Мониторить стоимость, особенно в дни открытия продаж, когда она минимальна.
- Совершать поездки в будние дни и непопулярное время.
- Приобретать билет заблаговременно. Поскольку продажа открывается теперь за два месяца, у многих появилась возможность покупать билеты по доступной цене и выбирать место в числе первых (при приобретении онлайн).
- Выбирать класс вагона. Когда продажи только начинаются, стоимость билетов в вагоны повышенной комфортности не очень отличаются от купейных.
- Планировать дату путешествия. Хорошо тем, у кого нет ограничений по времени и есть возможность выбрать не очень удобный вариант для других пассажиров, например, когда поезд отправляется в рабочий день, в ночное время.
- Добираться до пункта назначения разными способами. Время от времени можно хорошо сэкономить, добираясь, например, на разных поездах с пересадкой или поездом и автобусом.
Вкратце о динамическом ценообразовании
Ориентироваться в новой программе РЖД и как она действует, не так сложно, теперь это известно каждому. В результате можно заранее спланировать поездку, сэкономить и даже добраться до места назначения в более комфортных условиях. Главное - уяснить, что чем раньше приобретен билет на поезд, тем он будет дешевле, чем выше класс вагона, тем он дороже, чем ниже спрос на маршрут, тем меньше будет стоить проезд.