СССР был великой железнодорожной державой. Огромные пространства пересекались во всех направлениях стальными магистралями, по которым днем и ночью мчались вагоны с грузами и пассажирами. Титаническая по масштабам система рельсовых перевозок начала создаваться еще при царях, и получила грандиозное развитие во время коммунистического правления. Она досталась в наследство Российской Федерации и другим странам, образовавшимся после 1991 года. Одним из символов пассажирских перевозок советской эпохи стал вагон-плацкарт, уникальное изобретение транспортников-экономистов исчезнувшей с политической карты мира огромной страны.
Экономическая подоплека
Пассажирские перевозки в СССР себя не окупали. Себестоимость рейсов Аэрофлота, морских, речных и железнодорожных поездок превышала суммарное поступление денег от продажи билетов. Однако зарплаты советских трудящихся не позволяли устанавливать транспортные тарифы даже на уровне самоокупаемости, они бы оказались неподъемными для большинства граждан. Поэтому столь важная отрасль народного хозяйства, как пассажирские перевозки, субсидировалась государством. А так как экономика в целом тоже не отличалась высокой эффективностью, то делать это было нелегко.
Так появился этот вагон. Плацкарт стал оптимальным решением такого вопроса, как увеличение вместимости обычного подвижного состава, возможность поместить больше пассажиров, при этом сохранив возможность поспать, поесть и справить иные нужды в дальней дороге. У нас ведь не Польша, и не Бельгия, где весь путь можно проехать сидя.
Классы вагонов в бесклассовом обществе
Несмотря на декларируемое всеобщее равенство, на железной дороге все же оставили некоторый простор для расслоения советского народа по степени материального достатка. Вершина комфорта – СВ с одно-, двух- и трехместными купе повышенного удобства. В них путешествовали руководители и прочие важные люди, которым в дороге уставать никак было нельзя. Они думали о "главном"! В купе ездили обычные граждане, оклад которых позволял им покупать эти билеты, или командированные солидными предприятиями. В девяти отсеках, отделенных от коридора роликовыми дверями, достаточно удобно располагались четыре человека, он могли вытянуть ноги, и, если повезло с соседями (смирными, непьющими и не храпящими), то время в дороге можно было считать удачно проведенным. Следующим по классу был вагон – плацкарт, самый народный и популярный. И уже в самом низу рейтинга комфорта – общий, почти то же самое, только хуже.
Схема вагона плацкарт
Итак, в каждом отделении, условно отгороженном одно от другого, а их девять, едут шесть человек. Несложно посчитать, что общая вместимость составляет 54 пассажира с багажом, для которого установлены, помимо пространства под нижними сиденьями, дополнительные третьи полки. Естественно, что такое уплотнение сказалось на пространстве, выделенном для сна. Примерно 1 метр 70 сантиметров – вот длина, на которую может рассчитывать путешественник, решая вопрос, в какую сторону поджимать ноги. В противном случае они будут торчать в проходе, создавая неудобства для тех, кому нужно пройти в туалет или пора выходить.
Боковые места в вагоне-плацкарт считаются самыми неудобными, хотя, в общем-то, разницы большой нет. Опытные пассажиры просят нижние полки, хотя есть преимущества и у верхних, там спокойнее. Хорошо, когда туалет не рядом, а то дверь гремит, и запахи…
Романтика странствий
И все же, несмотря на неудобства и акустическое единство внутреннего пространства, вагон-плацкарт очень популярен. Главная причина, конечно, экономическая. Но если бы условия действительно были невыносимыми, пассажиры нашли бы, разумеется, немного денег, чтобы доплатить за комфорт и ехать в купе. На самом деле именно в таком вагоне время долгого пути проходит не так заметно, люди получают возможность пообщаться и даже помочь друг другу (например, уступить лучшее место пожилому человеку или даме). В конце концов, нас воспитали коллективистами.
Руководство РЖД объявило о скором списании всех плацкартных вагонов. Возможно, их будет нам не хватать…