Отправляясь в путешествие, командировку или в гости в другой город, люди чаще всего предпочитают такой вид транспорта, как поезд. Это обусловлено тем, что за относительно приемлемую цену можно с комфортом добраться до пункта назначения. Тем более, что если ехать ночью, можно еще и поспать. Остается лишь просто определить, какой тип вагона вам больше всего подходит: СВ (спальный), купейный или плацкартный вагон.
Свое распределение на три типа вагонов обусловлено степенью комфортности, что, естественно, сказывается на цене билета. Вагоны класса СВ считаются наиболее комфортными, в них меньше всего посадочных мест, хорошее обслуживание. Обычно оснащены кондиционерами и прочими удобствами. Купейные относятся к категории среднего класса. Такой вагон обычно оснащен девятью купе. Купе – это маленькое помещение, рассчитанное на четыре посадочных места, с возможностью отделиться от главного прохода. То есть можно закрыться за дверью, отгородив себя от мимо проходящих людей (проводников или попутчиков). По своему внешнему виду купейный вагон очень похож на плацкартный. Вагон среднего класса пользуется большой популярностью при путешествии на дальние расстояния, то есть те, которые длятся больше суток.
Билеты в плацкартный вагон наиболее доступны по цене, а потому пользуются большим спросом среди студентов и малообеспеченных семей. Как правило, в период с середины сентября по середину мая на эти места студенты могут приобрести билеты со скидкой. Это очень удобно для иногородней молодежи.
Посадочных мест в плацкарте на порядок больше, чем в купейном вагоне. Это обусловлено тем, что отсутствует перегородка от основного прохода, за счет чего напротив каждой купейной четверки мест располагается по два дополнительных. Сколько мест в плацкартном вагоне, посчитать просто. Если в купейном их 36, то в плацкартном в 1,5 раза больше. Следовательно, мест в плацкартном вагоне 54, из которых 36 – купейные, а оставшиеся 18 – боковые. При этом считается, что боковые места хуже, особенно в народе не любят 38-е место за счет того, что оно расположено на верхней полке, да еще и возле тамбура с туалетом.
Нумерация мест в плацкартном вагоне определяется следующим образом. Нижние полки нечетным числом, верхние – четным. При этом первые 36 мест нумеруются слева направо, а начиная с 37-го – справа на лево. Первое купе плацкартного вагона, которое расположено рядом с комнатой проводников, это места 1-4 и 53, 54. А последний проем, расположенный в другом конце вагона по соседству с туалетом, 33-38 места. В поездах ближнего следования плацкартный вагон могут использовать как общий. Билеты на него продаются без указания определенного места.
Плацкартный вагон оснащен двумя туалетами с умывальниками, закрывающимся двухместным купе для проводников, служебным купе, самоваром для воды «титан». Над каждой верхней полкой в вагоне расположена дополнительная, третья, где можно найти матрац и подушки. В зимнее время года проводник вместе с постельными бельем выдает одеяла. Под нижним посадочным местом находится ниша для багажа. В купе есть столик. Боковые нижние места легко трансформируются из спального места в два посадочных со столиком посередине.
Основным недостатком плацкартного вагона является то, что нет возможности изолироваться от проходящих мимо людей.