Неоклассицизм в музыке и его представители
Неоклассицизм в музыке - это специальный термин, которым обозначают направление в академической музыке прошлого столетия. Его представители имитировали стиль музыкальных сочинений XVII-XVIII веков. Особенно популярными были произведения композиторов раннего классицизма, а также позднего барокко. Этот стиль музыканты 20-го столетия пытались противопоставить излишне, на их взгляд, эмоциональной и перегруженной сложными техническими приемами музыке позднего романтизма. Наибольшей популярностью данное направление пользовалось в 1920-30-х годах.
Характеристика неоклассицизма
Неоклассицизм в музыке по своей стилистике очень схож с направлением необарокко. Граница между ними весьма размыта. Во многом это происходило из-за того, что сами композиторы часто смешивали стилистические и жанровые черты обоих исторических периодов.
В наше время термин "неоклассицизм" в музыке весьма распространен. Так специалисты определяют, во-первых, стилизации под барокко и венскую классику, а также так называемые эстетические реконструкции из других исторических периодов, отличных от романтизма.
По мнению музыковеда Левона Акопяна, нынешние исследователи порой неоправданно расширяют понятие неоклассицизма, включая в него большую часть музыки, которая сочинялась в 20-м столетии. Причем зачастую она не укладывается в понятие ни авангардизма, ни модернизма.
Представители неоклассицизма в музыке
Родоначальниками такого направления, как неоклассицизм, считаются композиторы, которые представляли умеренную ветвь позднего романтизма в конце XIX - начале XX века. Среди них - Иоганнес Брамс, Камиль Сен-Санс, Александр Глазунов.
Некоторые известные композиторы начинают имитировать классический стиль уже во второй половине 19-го столетия. Подобные тенденции наблюдаются в "Интермеццо в классическом стиле" Модеста Мусоргского, "Старинном менуэте" Мориса Равеля.
Первыми представителями неоклассицизма в музыке 20 века стали Сергей Прокофьев с "Классической симфонией", а также Эрик Сати, написавший "Бюрократическую сонатину", в которой пародируется сонатина Муцио Клементи.
Трактовки неоклассицизма
Многие музыковеды, например отечественный специалист Галина Филенко, трактуют неоклассицизм как воплощение "античной темы", не воспринимая ее как стилизацию венской классики.
В то же время Филенко замечает, что так называемый дух античности композиторы воссоздавали, используя грегорианскую псалмодию. Это ее собственный термин, которым она обозначает григорианское пение - это одноголосое исполнение, популярное в римской католической церкви.
Пример неоклассицизма
В свое время был весьма популярен неоклассицизм в музыке. Представители этого направления оставили заметный след в развитии музыки. Один из ярких представителей неоклассицизма - Эрик Сати и его симфоническая драма "Сократ". В это произведение эксцентричный французский композитор заключил вокальный цикл для сопрано с оркестром, в который входят переведенные на французский язык фрагменты из философского труда Платона "Диалоги".
Эксперты отмечают, что музыкальный язык, которым пользуется Сати, ясен и лаконичен в выразительных средствах. В произведении задействован камерный оркестр, совсем небольшой, составленный практически только из струнных инструментов. С его помощью партии вокалисток звучат свежо, нисколько не нарушая строгий и суровый характер звучания.
Музыка Сати выделяется еще и тем, что не стремится к тому, чтобы в деталях совпадать с текстом. Композитор передает только общую атмосферу и среду. При этом постоянно сохраняется среднестатистическая температура эмоций на всем протяжении драмы.
В этих проявлениях Сати близок к художникам эпохи Ренессанса. Например, Сандро Боттичелли, Фра Беато Анжелико. А также к живописцу XIX века Пюви де Шаванну, которого считал своим любимым, особенно в ранней молодости.
Все эти художники, точно так же как и Сати, только в живописи, решали задачи единства изображения, ликвидируя беспокойные контрасты, мелкие штрихи, симметричное расположение фигур.
Стиль Эрика Сати
Сати - яркий представитель неоклассицизма и классического авангарда в музыке. Он создает свой собственный, уникальный стиль, который характеризуется чрезвычайно сдержанными эмоциями практически на всем протяжении его главного музыкального произведения - "Сократа".
Он часто употребляет различные выразительные средства, которые регулярно чередуются и повторяются. Здесь и фактурные рисунки, и плавные гармонические последовательности. Мотивы и образования композитор делит на совсем небольшие ячейки - по одному-два такта. При этом повторы симметричны на совсем небольшом расстоянии друг от друга. В будущем этот конструктивно-эмоциональный путь использовали и многие другие последователи Сати, представители неоклассицизма в музыке. Композиторы по праву считали француза одним из основоположников данного направления.
Поиски неоклассицизма
При этом стоит отметить, что в своем развитии музыка неоклассицизма, страны, в которых она культивировалась, постоянно менялись. Например, если поначалу это был удел европейских государства, то к началу XX столетия много представителей данного направления появилось на территории России.
То же самое относится и к переменчивости стиля. Причем занимался им сам основоположник музыкального неоклассицизма Сати. В 1917 году он выпускает свой знаменитый и скандальный балет "Парад". К участию в этой постановке приложили руку многие знаменитости того времени: либретто написал Жан Кокто, над сценографией работал Пабло Пикассо, главные партии исполнили Леонид Мясин и Лидия Лопухова.
Сюжетом этого произведения стало описание выступления артистов балаганного цирка. Они всеми силами пытаются привлечь публику, чтобы та увидела их представление, которое организовано в цирковом шатре.
Вышедшая годом позже симфоническая драма "Сократ" заметно отличается от "Парада". Сати заявляет о том, что готов представить миру принципиально новое произведение, в конечном счете официально заявляя, что в "Сократе" решил окончательно вернуться к классической простоте во всем, но при этом сохраняя современную чувствительность.
Премьера "Сократа" состоялась в 1918 году. В то время это стало новым словом в современной классической музыке. Многие ценители искусства с восторгом приняли это новое произведение Сати.
Развитие неоклассицизма
Воспринимать неоклассицизм в музыке как художественное направление всерьез начали в 1920 году. Именно тогда итальянский композитор Ферруччо Бузони опубликовал программную статью "Новый классицизм". Он это сделал в форме открытого письма, в котором обратился к популярному музыковеду Беккеру. Эта статья стала программной для данного музыкального направления.
Мощное развитие в культуре неоклассицизм получил у российского композитора Игоря Стравинского. Особенно он проявлялся в его ярких и запоминающихся произведениях - "Похождения повесы", "Пульчинелла", "Орфей", "Аполлон Мусагет". Также руку к популяризации неоклассицизма приложил французский композитор Альбер Руссель. Именно по отношению к его музыке данный термин впервые был официально употреблен. Случилось это в 1923 году.
Вообще в похожих стилях работали многие композиторы первой половины XX века. Неоклассицизм в немецкой неоклассической музыке развивал Пауль Хиндемит. Во Франции это были Дариюс Мийо и Франсис Пуленк, в Италии - Отторино Респиги и Альфредо Казелла.
Применение в неакадемической музыке
В последние годы к направлению неоклассицизма в музыке уже практически не возвращаются. Хотя в XXI веке такой термин стал все чаще встречаться на страницах музыкальных газет и журналов. Однако это ошибочно. В наши дни музыкальным неоклассицизмом все чаще называют особый синтез гармоничного сочетания классической музыки с электроникой, поп- и рок-направлениями.
При этом самые популярные современные представители подобной музыки, как и во времена, когда неоклассицизм только возрождался, из Италии и Франции.