В связи с тем, что Министерство образования перешло на новый стандарт обучения детей в детских садах, школах, колледжах и вузах, у учителя сразу появилось несколько задач. Одна из них заключается в том, чтобы воспитать активного, успешного и талантливого школьника.
Наша задача заключается в том, чтобы объяснить учителям, что такое личностные УУД в начальной школе и как они формируются. Но для этого необходимо разобраться в структуре универсальных действий. Итак, обо всем по порядку.
Какими бывают УУД (учебные универсальные действия)
По новому образовательному стандарту принято выделять 4 вида универсальных учебных действий:
- Личностные.
- Познавательные.
- Коммуникативные.
- Регулятивные.
В чем заключается сущность личностных действий
Уже по названию становится понятно, что личностные УУД в начальной школе должны быть направлены обучающимися на себя. Иными словами, личностные универсальные действия нужны для того, чтобы дети умели соотносить свои поступки и происшествия с принятыми культурными и этическими принципами. Кроме того, они обеспечивают знание и усвоение моральных норм, а также ориентацию ребенка в социальных ролях и отношениях в обществе.
Педагогу стоит понимать, что личностные УУД по ФГОС никогда не сформируются, если ребёнок на уроках будет 40 минут конспектировать параграф учебника.
Виды действий
Если к учебному процессу на уроке применяются действия, то сегодня их следует разделить на три вида:
- Самоопределение – благодаря этому действию обучающиеся ищут свое место в мире и обществе.
- Смыслообразование – учащиеся устанавливают связь между учебным процессом и мотивом. Иными словами, ребенок на уроке должен задать для себя вопрос: «Какое значение для меня несёт данное учение?» Кроме того, он должен найти еще и ответ на этот вопрос.
- Нравственно-этический ориентир – необходим для того, чтобы дети могли совершать личностный и моральный выбор, опираясь на социальные ценности.
Группы личностных УУД
Педагоги и методисты совместно разработали 2 группы личностных универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.
Младший школьник должен:
- Установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству.
- Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей.
- Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет.
- Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия.
- Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо».
- Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.
- Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики.
- Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее.
2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу.
Младший школьник должен:
- Понимать речь учителя и одноклассников.
- Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше.
- Давать оценку своим действиям.
- Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.
Как формируются личностные УУД в начальной школе
Надо отметить, что данный процесс длительный. Педагогу необходимо запастись терпением. Но что же для этого нужно делать?
Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.
Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.
В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.
В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.
В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.
В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.
В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.
А теперь давайте рассмотрим практические советы для учителей по формированию личностных УУД на уроках.
Литературное чтение
На занятии должна проводиться работа с литературными произведениями. А детям необходимо прослеживать по ходу текста судьбы главных героев. Параллельно с чтением ученики должны сравнивать образ «Я» с героями произведений, которые они читают. Но и это ещё не все. Заинтересованные читатели должны себя отождествлять с героями сказки или рассказа. Детям необходимо активно соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды и мнения. Педагогу стоит помогать выявлять моральное содержание и нравственное значение поступков персонажей. Воспитательная составляющая на уроках литературного чтения должна знакомить детей с героическим прошлым народа и страны, в которой они проживают. Такое знакомство не должно быть представлено просмотром «сухой» презентации. Представление нужно провести на уроке таким образом, чтобы дети испытывали чувства переживания и гордости к гражданам страны. Так развитие универсальных действий будет проходить ровно.
Например: при изучении произведений Бориса Заходера ученики на уроке сравнивают образ «Я» с героями произведений, а также отождествляют себя с ними, чтобы обсуждать разные мнения и позиции.
Если в календарно-тематическом планировании есть урок, посвященный сказкам, то после их изучения можно детям дать задание: придумать персонажа и сочинить сказку. На этом этапе занятия происходит развитие личностных УУД. Оно заключается в выявлении морального значения и нравственности в поступках персонажа. В результате этого задания может быть создан коллаж под названием «Персонажи новых сказок». Главная задача педагога заключается в том, чтобы на уроке обучающиеся не боялись на творческом этапе делать не так, «как положено», а так, как они считают нужным в соответствии с нормами морали.
Окружающий мир
Этот урок любят многие ребята, так как считают его одним из самых интересных. Трудно с этим поспорить. Личностные УУД в начальной школе на уроке окружающего мира формируются путем становления мировоззрения, а также жизненного самоопределения ребенка. Кроме того, на этом уроке у детей формируются основы исторической памяти о ближнем и далеком прошлом. Но и это не все. На уроке окружающего мира у учеников начальной школы формируется грамотное и природособразное поведение. Все это воплотится в реальность, благодаря проектным работам, например: "Жизнь птиц".
Несколько слов о диагностике
Так уже заведено, что ежегодно дети должны проходить диагностику личностных УУД. В некоторых школах будущих первоклассников тестируют при поступлении. Делать это необходимо для того, чтобы понимать насколько ребёнок готов к занятиям в школе, ориентирован в социальных ролях, а также как он взаимодействует с окружающими.
Помните, что диагностика личностных УУД проходит как в начале учебного года, так и в конце. Сборники для определения уровня сформированности УУД уже разработаны для каждой образовательной программы. Педагогу достаточно обратиться в ближайший книжный магазин.
Заключение
Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий, в частности личностные, будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:
- Проблемное обучение.
- Групповые, а также парные формы работы на уроке.
- Методы, которые направляются на самостоятельную деятельность обучающихся.
- Методы самооценки и рефлексии.
- И другие.
Более подробную информацию вы можете прочитать в книгах А.Г. Асмолова, С.П. Баранова, ФГОС начального (общего) образования и др.
Удачи на уроках!