Спектакль «Голливудская дива» был основан на незнакомой российским зрителям оперетте, вышедшей из-под пера австрийского композитора Ральфа Бенацки. Она была адаптирована режиссером Корнелиусом Балтусом, в результате чего и получился интересный и очень яркий мюзикл.
От «Акселя» до «Дивы»
Изначально оперетта под замысловатым названием «Аксель у врат небесных» создавалась в виде пародии на голливудские фильмы. В ней есть замечательная музыка, отточенные танцевальные номера, искрометный юмор... Яркие и сочные роли главных персонажей настолько интересны, что каждый из звезд кино и театра того времени (не будем лукавить, и последних десятилетий) с удовольствием воплотили бы их на сцене.
Все происходящие события окружают звезду Голливуда Глорию Миллс и светского журналиста Акселя, который очень надеется использовать актрису в собственных целях, дабы ускорить свой карьерный рост.
Из XX века в XXI
Впервые оперетту Бенацки можно было увидеть на венской сцене еще в 1936 г. Тогда успех был ошеломляющим. В то время ее ставили свыше двухсот раз. Шведская актриса Цара Леандер, исполнившая в мюзикле главную роль, стала одной из наиболее известных и любимых публикой кинозвезд.
Режиссер Корнелиус Балтус в процессе работы менял название своей постановки раза четыре, пока выбрал последнее и самое лучшее. Так появилась музыкальная комедия «Голливудская дива». В ней можно почувствовать энергетику, присущую исключительно этому жанру. На сцене было воссоздано все великолепие атмосферы тридцатых годов, а в уже существующую музыку были добавлены новые очень интересные эпизоды.
Сюжетная линия
«Голливудская дива» — мюзикл, премьеру которого можно считать не только российской, но и мировой, рассказывает историю кинозвезды Глирии Миллс и молодого журналиста Акселя, который живет надеждой на продвижении по служебной лестнице благодаря публикации в газете одного интервью с неприступной Глорией. В этой постановке много любовных треугольников, расследований, переодеваний, русских эмигрантов. В общем, всего того, что так присуще для венской оперетты.
Место действия — тот самый Голливуд. Возможно, для давно существующего жанра это немного экзотично, но... Как раз известная миллионам мировая столица киноиндустрии и стала основным персонажем спектакля. Но если первоначальная постановка была, если можно так сказать, пародией на «фабрику грез», то «Голливудская дива» стала в некотором смысле благодарным памятником кинематографу и сказочно красивой и элегантной киноэпохе тридцатых годов двадцатого века.
И визуально, и на слух — сплошное удовольствие
Наблюдая за спектаклем визуально, можно понять, что внимательное рассмотрение номера люкс в гостинице, павильона киностудии, интерьеры акселевской квартиры приносят сплошное удовольствие. Особая зрительская благодарность художнику-постановщику из Венгрии Кентауэру за огромную печатную машинку, на клавишах которой весело отплясывает Аксель в финале первого действия.
И все это можно увидеть в мюзикле «Голливудская дива». Отзывы о нем выражают диаметрально противоположное мнение театралов: от восхищения до непонимания того, почему были приглашены те или иные актеры.
Бесспорной находкой спектакля можно считать и хореографию, поставленную Деннисом Каллаханом из США. Зрителям очень легко воспринимать сцену, отображающую чечетку в тюрьме, несмотря на то, что это действо немного напоминает «Тюремное танго», показанное в «Чикаго». Также великолепна работа хора и оркестра под руководством Андрея Алексеева.
Возможно, не все могут понимать, чем же еще (кроме такой благодатной эстетики) мог привлечь постановщиков этот спектакль. Ценители прекрасного высказывают мнение, что произведение Бенацки об Акселе, несмотря на то, что оно не лишено изюминки, вряд ли самостоятельно имеет право претендовать на статус шедевра, который был несправедливо забыт.
Дроздова VS Рулла: кто лучше?
Остановимся на самой пьесе. На первый план выходят образы двух главных персонажей: их взаимоотношения вырисовываются достаточно тщательно. Постановщики мюзикла «Голливудская дива» решили подчеркнуть неравенство партнеров в социальном и возрастном аспекте (это знакомо зрителям давно, еще со времен появления «Принцессы цирка» и «Королевы Чардаша»); кроме того, был затронут даже стокгольмский синдром.
Актрису московского театра «Современник» Ольгу Дроздову пригласили в мюзикл на роль Глории. Она смогла раскрыть свой драматический потенциал, с легкостью отыскав довольно нетривиальный и даже где-то ироничный взгляд на воплощенную ею кинозвезду. И все удается ей достаточно неплохо, если не обращать внимания на значимый нюанс: по сценарию, Глория поет. А вот Дроздова никогда не умела петь. Максимум что можно сказать о ее вокальных данных, это то, что актриса довольно неплохо декламирует под музыку фразы. Но это смотрится в музыкальном спектакле как-то странновато.
Что приятнее слушать: речь или пение?
Здесь можно немного отвлечься от современного взгляда на спектакль «Голливудская дива» и углубиться в историю.
Цара Леандер (о ней упоминалось несколько выше) тоже не являлась обладательницей академической вокальной школы. Но тем не менее... Удивительно прекрасный тембр ее голоса — бархатистый, густой (звучание было почти баритональное) — дал ей возможность получить когда-то статус не только культовой актрисы, но и певицы... И здесь надо обратить внимание на то, что в другом составе Глорию исполняет Лика Рулла. Она хорошо знакома театралам, которые с обожанием относятся к жанру мюзикла. Уж в ее вокале не приходится сомневаться (о ее красивом голосе, окрашенном некоей сочностью, говорят уже давно). Поэтому тем, кто хочет послушать не просто слова, а пение, лучше приходить на спектакль, где на сцене будет блистать она.
Тино Тациано и другие...
Если же обратить свои взоры на актера, воплотившего на сцене роль мошенника Тино Тациано — а это известный российский актер Дмитрий Певцов (и по совместительству супруг Ольги Дроздовой), - то ему вполне под силу продемонстрировать неплохой вокал. И он действительно хорошо поет, особенно по сравнению с робкими попытками Дмитрия издавать музыкальные звуки в «Иствикских ведьмах». К сожалению, несмотря на присутствие талантливого актера, его персонаж так и остался опереточным в самом негативном смысле этого слова.
К сожалению, точно так же показывает и большинство персонажей второго плана мюзикл «Голливудская дива». Отзывы к этой постановке, наверное, очень уж строгие и в чем-то даже предвзятые. Но не стоит этому удивляться, потому что и зрители, не так часто переступающие порог театров, и заядлые (в хорошем смысле этого слова) театралы, не пропускающие ни одного премьерного показа, хотят увидеть нечто феерическое.
Герои второго плана
Остановимся на троих персонажах, которых не стоит обделять своим вниманием. Очень яркий и интересный эпизод — сцена суда. В роли судьи Апфельбаума — Андрей Матвеев, в роли эксцентричной русской эмигрантки — Валентина Кособуцкая. Актерам удалось создать изумительный актерский дуэт, который с премьерного показа очень понравился публике, вызывая ее полное одобрение.
Но наиболее убедительным, по мнению многих зрителей мюзикла «Голливудская дива» (отзывы о спектакле вообще и актерах, занятых в нем, говорят сами за себя), является интересная и немного смешливая ария эмигрантки — горничной Дайаны. В ней поется о постоянной тоске по родным места, но особенно — по вкусным щам и игристому квасу. Этого персонажа замечательно воплотила Екатерина Попова.
Что сказать в завершение?
Возможно, это покажется кому-то странным, но, кроме изумительной хореографии и аккуратной сценографии, которая вполне современно стилизует интерьеры начала ХХ века, главным украшением спектакля «Голливудская дива» являются именно актеры-мужчины. Прекрасно смотрится кинопродюсер Мак Скотт в исполнении Александра Байрона: стильный, умный, элегантный, тонко чувствующий, циничный, но в меру. Микрофонное пение актера просто безупречно: настолько красив природный тембр — баритон, только выигрывающий от тактичной подзвучки. Довершают описание его мужская харизма и артистическая органика.
Обаятельный и очень подвижный молодой репортер Аксель (его играет Олег Красовицкий). Парень с особым талантом обманывает публику, ненавязчиво появляясь на сцене под видом старичка-статиста. Даже главная героиня — Глория — не замечает никакого несоответствия. Голос у актера несильный, но достаточно выразительный. Он очень пластичен и изящен.
Что касается персонажа Дмитрия Певцова — Тино Тациано, афериста с фальшивым титулом принца, то изначально его на сцене не было, о нем только упоминали. А вот в мюзикле он обрел жизнь, хотя и немного схематично.
В завершение можно сказать, что мюзикл, о котором уже столько говорили и писали, действительно походит на некий эксперимент, благодаря которому могут быть стерты все жанровые границы. Это похоже на милую музыкальную комедию, которая проста и наивна и понятна как эстету, так и обычной домохозяйке.
Но как бы то ни было, эта постановка достойна внимания достопочтенной публики. И хотя бы раз, но посмотреть спектакль не только можно, но и нужно — жалеть не придется.