Богиню правосудия Фемиду принято изображать с повязкой на глазах, но когда ей приходится вставать на пути многомиллиардных хищений, у неё зачастую оказываются связанными ещё и руки. Эту истину со всем блеском доказала Имельда Ромуальдес Маркос ─ вдова последнего диктатора Филиппин. Она и её покойный муж Фердинанд обвинялись в незаконном присвоении как минимум 10 млрд долларов, вымогательстве, мошенничестве и неуплате налогов. Согласно законам США, где проходило слушанье дела, Имельде грозили 50 лет тюремного заключения, но из зала суда она вышла оправданной по всем пунктам обвинения.
Дочь беспутного отца
Ещё задолго до того, как в результате государственного переворота 1986 года президент Филиппин Фердинанд Маркос и его жена, занимавшая целый ряд ключевых государственных постов, были вынуждены бежать из страны, под запрет попала книга, написанная журналисткой Кармен Педроза, - «Нерассказанная история Имельды Маркос».
В ней автор весьма неосторожно коснулась щекотливой темы, а именно детства, которое жена президента провела в доме родителей, людей хоть и не бедных, но часто подававших повод для многочисленных сплетен. Несмотря на то что её отец Висенте Орестес принадлежал к влиятельной филиппинской семье, члены которой занимали высокое положение в обществе, сам он пользовался весьма дурной репутацией закоренелого пьяницы и транжиры. Об этом первая леди не позволяла никому вспоминать.
После смерти своей первой супруги, не выдержавшей постоянных скандалов и унижений, отец поспешил жениться на совсем ещё юной шестнадцатилетней девушке, ставшей матерью пятерых детей, старшей из которых была Имельда Маркос, появившаяся на свет 2 июля 1929 года. Повзрослев, девушка нередко ночевала в гараже, спасаясь там от безобразий, творившихся дома. На этих страницах её детства также лежало табу.
Первая красавица Филиппин
Судьба была к ней весьма благосклонна, щедро одарив красотой, музыкальными способностями, умом и, что самое главное, поистине железным упорством. Все эти качества позволили молодой девушке превратиться со временем в легенду, поражавшую умы современников своим огромным богатством, криминальный источник которого лишь придавал ей в глазах почитателей некую пикантность.
Мать Имельды, как и первая жена её беспутного отца, рано ушла из жизни, но благодаря её заботам дочь всё же успела окончить колледж в городе Таклобане и получить степень бакалавра. Истинным же успехом Имельды и началом блистательной карьеры стала победа на проводившемся в 1948 году конкурсе красоты, где она завоевала титул «Мисс Филиппины».
С этого времени благосклонности юной красавицы добивались многие видные политики и бизнесмены, но девушка знала себе цену и, как истинный игрок, берегла до поры свой главный козырь ─ девственность, которая в католической Маниле ценилась превыше всего. Исполненная самых невероятных амбиций, Имельда ждала того, кто бы сделал её не гостьей, а хозяйкой сказочного мира богатства и роскоши. И она получила желаемое.
Будущий диктатор
Дом её родственников в Маниле часто посещали лидеры националистической партии, сделав его, по существу, своим штабом. Общаясь с ними, Имельда научилась ориентироваться в многообразии политической жизни страны. В 1954 году, во время одного из таких неофициальных собраний, она познакомилась со своим будущим мужем ─ депутатом Палаты филиппинского конгресса Фердинандом Маркосом, который вскоре сделал ей предложение. Так молодая красавица стала именоваться Имельдой Маркос.
Её избранник был весьма незаурядной личностью, поэтому стоит остановиться на нём подробнее. Родившись в 1917 году в семье адвоката, практиковавшего в небольшом городке, расположенном в 400 километрах от Манилы, Фердинанд окончил колледж, и, следуя по стопам отца, стал юристом.
Однако впервые свой адвокатский талант он проявил самым эксцентричным образом. Дело в том, что в 1939 году Маркос на глазах у всех застрелил из револьвера политического противника своего отца, за что и был приговорён к пожизненному заключению. Однако на повторном процессе он взялся защищать себя сам, и так ловко повёл дело, что был оправдан. Это сразу принесло ему обширную клиентуру.
Во время Второй мировой войны молодой адвокат сражался с японцами в рядах партизанского отряда, но при этом, по свидетельству очевидцев, умудрялся проворачивать крупные аферы на чёрном рынке. Боевое прошлое и многочисленные ордена, на которые он, впрочем, не имел соответствующих наградных документов, позволили Фердинанду сделать после войны политическую карьеру и стать самым молодым конгрессменом в стране.
В 1965 году - по результатам всеобщих выборов - он стал 10-м президентом Филиппин. Эту победу будущий диктатор, расхитивший за годы своего правления львиную долю национального достояния страны, одержал, как ни странно, под лозунгом борьбы с коррупцией, в которой был замешан его предшественник. Впрочем, подобные примеры - отнюдь не редкость в мировой истории.
Триумфальный полёт Железной бабочки
Имельда Маркос, фото которой в разные периоды жизни приводятся в статье, и её муж Фердинанд как нельзя лучше подходили друг другу. Его деловая хватка и полнейшая беспринципность в выборе средств прекрасно дополнялись красотой и обаянием супруги. Именно это сочетание позволило обоим - Фердинанду Маркосу и его жене, - оттеснив конкурентов, подняться на вершину политического и финансового Олимпа.
В период его двадцатилетнего правления Имельда занимала целый ряд ключевых постов. В частности, она была губернатором Манилы, министром, депутатом парламента, и, кроме того, в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла выполняла важные дипломатические поручения. В 1975 году госпожа Маркос посетила СССР и была принята в Кремле Л. И. Брежневым. За красоту, сочетавшуюся в ней с необычайной твёрдостью характера, Имельда Маркос получила в народе прозвище «Железной бабочки».
Жалование, получаемое супругами, было сравнительно невелико, но тем не менее жили они в необычайной роскоши, переводя миллионы американских долларов, направляемых в качестве помощи народу Филиппин, на личные банковские счета в Швейцарии и Риме. Десятки финансовых агентов приобретали для них недвижимость в странах Европы и Америки, оформляя её, как правило, на подставных лиц.
Военная диктатура взамен демократии
Если начало правления 10-го президента Филиппин можно охарактеризовать как период демократических свобод в стране, то со временем всё возрастающая алчность стала причиной смены внутриполитического курса, при котором масштабные хищения, совершаемые им и его женой Имельдой Маркос, могли подвергаться открытой критике и разоблачению.
Следующие президентские выборы 1969 года он выиграл, беззастенчиво прибегая к запугиванию, подкупам и подтасовке при подсчёте голосов, а через 3 года окончательно похоронил демократию, введя в стране военную диктатуру. Формальным поводом для этого стало покушение на одного из высокопоставленных чиновников Маркоса, которое, по мнению многих журналистов, было им же и инсценировано.
Военное положение, установленное в стране, сопровождалось массовыми репрессиями в отношении всех, кто осмеливался поднять голос протеста. В тюрьмы без суда и следствия были брошены тысячи оппозиционно настроенных филиппинцев, многие из которых бесследно канули в застенках кровавого диктатора.
Разграбление собственной страны
Параллельно с ужесточением режима в стране катастрофически падал жизненный уровень её рядовых граждан. Это объяснялось тем, что национальные богатства, а также многомиллионные суммы, выделяемые мировым сообществом и прежде всего Америкой на подъём экономики Филиппин, варварски расхищались супругами Маркос, а также ненасытной сворой их родственников и приближённых, для каждого из которых нашлось место у государственной кормушки.
Ничто так не способно развращать людей, как абсолютная власть. Эта истина, давно став банальностью, находит тем не менее всё новые и новые подтверждения. В данном случае ярким тому примером может служить сама Имельда Маркос. Кроме бюджетных средств, различными путями попадавших на её банковские счета, она получала колоссальные доходы от тридцати возглавляемых лично ею ведущих государственных корпораций, которыми распоряжалась как своей собственностью.
В течение длительного времени огромные суммы в виде «чёрного нала» упаковывались и вывозились из страны. О масштабах хищений того периода может свидетельствовать любопытный факт, установленный следователями после падения диктаторского режима. Однажды Имельда Маркос отправила в женевский банк такое количество чемоданов с деньгами, что оттуда пришла телеграмма с просьбой временно остановиться, так как персонал не справляется с оформлением вкладов.
«Маленькие слабости» госпожи Маркос
Всё это позволяло Железной бабочке жить в сказочной роскоши. Кроме шикарных резиденций на территории Филиппин, ей принадлежало много дорогой недвижимости в различных странах мира. Известно даже, что она была в одном шаге от покупки знаменитого нью-йоркского Эмпайр-стейт-билдинга ─ всемирного торгового центра, расположенного на острове Манхэттен. Отказалась от сделки она, лишь услышав где-то, что по своей архитектуре здание излишне претенциозно.
Стали настоящей легендой грандиозные шопинги, устраивавшиеся Имельдой во время её заграничных поездок. В руки следователей попал документ 1970 года, согласно которому лишь за один день, проведённый в Женеве, Железная бабочка умудрилась потратить 9 млн фунтов стерлингов. Месяцем позже, посетив Нью-Йорк, она отправила домой покупки, едва уместившиеся в трех огромных морских контейнерах.
Особого внимания заслуживают драгоценности Имельды Маркос. К ним она питала пристрастие и покупала в неимоверных количествах. Достаточно сказать, что, кроме золотых изделий с бриллиантами и другими драгоценными камнями, в руках следователей оказалось столько жемчуга самых высоких сортов, что им можно было бы засыпать площадь 38 квадратных метров.
Как и всякая женщина, спутница филиппинского диктатора любила красивые наряды. Но у неё эта страсть приняла совершенно гипертрофические формы. Притчей во языцех стали туфли Имельды Маркос, которых после её бегства из страны было обнаружено 360 пар. Кроме национальных костюмов, которые изготавливались в персональном, только её обслуживающем ателье, в гардеробных помещениях главной резиденции были найдены 160 платьев от ведущих мировых кутюрье. Известно, что доставлялись они всегда спецрейсами авиакомпаний.
Давно известно, что обладатели таких несметных богатств, как правило, теряют представление о реальной ценности принадлежащих им вещей. Подтверждением тому может быть свидетельство торгового агента, в обязанности которого входило составить опись имущества, оставленного женой свергнутого диктатора после бегства из страны.
В своих отчётах он пишет о драгоценном хрустале, осколки которого были найдены среди каминного пепла, об уникальных манускриптах XII века, засунутых под паровой котёл. Старинное зеркало, приобретённое на аукционе в Париже и принадлежавшее когда-то Людовику XIV, валялось разбитым посреди комнаты. Груды тончайшего постельного белья, над которым трудились целые мастерские вышивальщиц, гнили в шкафах и покрывались плесенью. Огромное собрание туфель Имельды Маркос пылилось в пустых помещениях гардероба.
Крах диктатора
Между тем обстановка в стране постепенно накалялась. Нищенское положение основной части ей граждан стало причиной растущей с каждым годом смертности от голода и болезней. Власти же не принимали никаких мер, заботясь лишь о том, чтобы скрыть реальное положение вещей от мировой общественности.
Социальный взрыв произошёл в 1983 году. Детонатором для него послужило убийство вернувшегося из изгнания политического противника Маркоса сенатора Бениньо Акино. Несмотря на заявление властей о том, что убитый был подосланным коммунистическим агентом, им никто не поверил, и вдова покойного Корасон Акино, воспользовавшись растущим в стране недовольством, сумела инициировать военный переворот.
Она же, побывав в Вашингтоне, убедила американское правительство в том, что свергнутый диктатор был, по существу, коррумпированной и ничтожной личностью. В результате первая леди Филиппин Имельда Маркос и её супруг были вынуждены спасаться бегством из страны, которую они в течение последних 20 лет рассматривали как свою персональную вотчину.
Позор американского правосудия
Теперь вернёмся к началу статьи и попытаемся выяснить, что же помешало американской Фемиде покарать заворовавшееся семейство. Прежде всего то, что сам диктатор не дожил до начала процесса и умер 28 сентября 1989 года от болезни почек, так что ответ пришлось держать одной лишь Имельде Маркос.
История это довольно тёмная. Официально объявлено, что все предъявленные ей обвинения рухнули ввиду отказа руководства швейцарских банков предоставить обвинителям данные о принадлежащих ей счетах. Столь же категоричный ответ они направили и новому правительству Филиппин, главой которого стала Корасон Акино ─ вдова убитого сенатора. Имельде Маркос в изгнании было предъявлено 80 обвинений, связанных с различными экономическими преступлениями, но ни одно из них не повлекло за собой обвинительного приговора.
О причине, по которой прокуратура столь быстро отступилась от своих обвинений, выдвигалось много различных предположений. Но, так или иначе, Имельда Маркос (фото приводится ниже) в течение всех дней процесса презрительно глядевшая на своих судей, была оправдана за отсутствием доказательств. Она покинула зал суда, сложив пальцы в победном знаке «виктория» (фото приведено выше).
Возвращение на родину
Имельда Маркос пробыла в изгнании совсем недолго. За время её отсутствия к власти в стране пришёл многочисленный клан вдовы Акино, а также ряд представителей прежней аристократии, оттеснённой в своё время от кормушки. Вчерашние борцы с коррупцией принялись остервенело рвать на части всё, что не успели разграбить Маркосы. В результате многие пожалели о том, что поторопились изгонять из страны своих прежних правителей.
Благодаря этим настроениям, охватившим общество в 1991 году, правительство было вынуждено дать разрешение на возвращение Имельды Маркос. В аэропорту Манилы она была встречена толпой своих сторонников, очевидно, видевших в ней меньшее зло, чем то, которое представляла собой находившаяся у власти Корасон Акино. Как это ни покажется странным, но по возвращении на родину после весьма постыдного бегства жена бывшего диктатора сумела продолжить свою политическую карьеру. Она трижды ─ в 1995, 2010 и 2013 году - избиралась в Конгресс и становилась членом палаты представителей.
Здравствует она и поныне, хотя годы берут своё. Имельда Маркос, в молодости считавшаяся первой красавицей Филиппин, и в преклонном возрасте не утратила значительной части прежнего обаяния. Живёт она в обстановке привычной для неё роскоши и на вопросы журналистов о судьбе 10 млрд долларов, безвестно канувших в недрах швейцарских банков, отвечает лишь таинственной улыбкой.
Люди же, как агнцы молчали и даже, после того как всплыла на процессе вся правда о награбленном этой четой состояниии, находились те , кто продолжал верить, что она сама ангел, "мать" народа.
Господи, прошу тебя милостивый, когда на земле восторжествует справедливость для самых б
Все равно сдохнешь ведь и обратишься в гниль и прах и туда ты не возьмешь с собой свое наворованное.
Жаль только, что во время твоего правления от нищеты умерло много простого народа раньше времени.
А ты жила в роскоши и даже сейчас глядя на твое такое невозмутимое лицо, понятно, что ты даже не догадываешься, сколько боли и слез, сколько горя ты принесла своему народу!
Но - ответишь скоро перед Всевышним за каждую слезинку обездоленных т