Александр Голованов: биография и фото
Александр Голованов - известный отечественный военачальник, служивший в советской армии. В годы Второй мировой войны руководил советской авиацией дальнего действия, а также 18-й воздушной армией. После войны был назначен руководить всей дальней авиацией СССР. В 1944 году получил звание главного маршала авиации. В истории рабоче-крестьянской Красной армии стал самым молодым маршалом.
Детство и юность будущего летчика
Александр Голованов появился на свет в 1904 году. Он появился на свет на территории Российской империи в крупном городе - Нижнем Новгороде. Его родители были известными жителями города. Мать - оперная певица, а отец - капитан буксирного парохода. 8-летнего Александра Голованова отдали учиться в Александровский кадетский корпус. Так что еще в детстве было решено, что в будущем он станет военным.
В Красную гвардию герой нашей статьи вступил, когда был еще подростком. В октябре 1917 года ему исполнилось всего 13 лет. Правда, по внешним признакам ему давали значительно больше. Он выглядел на все 16, а рост имел под два метра.
После успеха Октябрьской революции выступил за власть Советов. Уже в 1918 году начал сам зарабатывать на жизнь. Александр Голованов в молдые годы пошел работать курьером в контору "Профсохлеб", организованную при комиссариате продовольствия.
Участие в Гражданской войне
Принимал участие в Гражданской войне Александр Голованов. Его определили разведчиком в 59-й стрелковый полк, который выполнял боевые задачи на Южном фронте. В одном из сражений получил контузию.
Демобилизовался только в 1920 году. Уже тогда Голованов Александр решил, что гражданская служба не для него. Поэтому поступил в так называемый ЧОН. Это Части особого назначения. Так на заре СССР назывались коммунистические дружины, которые существовали при различных партийных ячейках. В их обязанности входило нести караульную службу у особо важных объектов, всячески помогать Советской власти в борьбе с контрреволюцией.
Первоначально ряды ЧОН формировались только из членов партии и кандидатов в партию. Однако, к 1920 году, когда в ЧОН вступил Голованов Александр, туда стали принимать активных комсомольцев и даже беспартийных.
При этом то, что известно о герое нашей статьи по официальным документам, несколько расходится с его собственноручно написанной автобиографией. В последней нет упоминания о службе в ЧОН. Александр Голованов, фото которого есть в этой статье, утверждает, что в те годы трудился в управлении снабжения Красной армии и флота на должности курьера.
Следующий этап в его карьере - агент в Центропечати, а затем разнорабочий на сплаве леса на предприятии "Волгосудстрой". Позже он был агентом и электромонтером при пятом Волжском полку ГПУ, который базировался в его родном городе - Нижнем Новгороде.
Служба в ОГПУ
В 1924 году поступил на службу в ОГПУ Голованов Александр Евгеньевич. Биография героя нашей статьи была связана с этим органом на протяжении последующих 9 лет.
Расшифровывалось ОГПУ как "объединенное государственное политическое управление", работавшее при Совете народных комиссаров СССР. Образовано оно было в 1923 году на базе НКВД.
В первые годы ОГПУ руководил Феликс Дзержинский, а с 1926 по 1934 год - Вячеслав Менжинский. Голованов занимался оперативной работой и трудился в особых отделах. Прошел путь от уполномоченного до начальника отделения.
Дважды принимал участие в далеких командировках в Китай. В частности, в провинцию Синьцзян. В самом начале 30-х годов. Незадолго до этого стал членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков.
Арест Савинкова
Самой яркой страницей его работы в ОГПУ стало участие в аресте Бориса Савинкова. Это один из лидеров отечественных эсеров, белогвардеец. Террорист и революционер.
После буржуазной Февральской революции 1917 года получил пост комиссара Временного правительства. В августе при наступлении Корнилова на Петроград стал военным губернатором города. Предлагал генералу подчиниться Временному правительству, но в результате признал свою неудачу.
Октябрьскую революцию не поддержал. Участвовал в противостоянии с большевиками, формировал добровольческую армию на Дону, поддерживал Деникина. В итоге эмигрировал из страны, пытался установить связь с националистами, но в конечном счете попал в полную политическую изоляцию.
Несмотря на это, для ликвидации савинковского антисоветского подполья ОГПУ разработало операцию "Синдикат-2". В ней и принимал участие Голованов. В августе 1924 году Савинков тайно прибыл в Советский Союз, завлеченный оперативными работниками.
В Минске состоялся его арест. На суде Савинков признал свое поражение в борьбе с советской властью и крах собственных идеалов. Он был приговорен к расстрелу, вскоре наказание смягчили, заменив на 10 лет лишения свободы.
По официальной версии, в 1925 году он покончил собой, выбросившись из окна пятого этажа. В комнате, куда его привели для допроса, не было решеток на окнах. Существует альтернативная версия, согласной которой он был убит сотрудниками ОГПУ. В частности, ее излагает Александр Солженицын в своем романе "Архипелаг ГУЛАГ".
Голованов - гражданский летчик
В 1931 году Голованова Александра Евгеньевича прикомандировали в нарком тяжелой промышленности, где он был ответственным секретарем. На следующий год он начал активно осваивать профессию летчика гражданской авиации. Окончил школу ОСОАВИАХИМа (аналог современного ДОСААФ).
В 1933 году его взяли на работу в "Аэрофлот". Так началась его воздушная карьера. До самого начала противостояния с немецко-фашистскими захватчиками он летал на гражданских рейсах. Прошел путь от рядового пилота до начальника управления и, наконец, шеф-пилота.
Важной вехой в его карьере стал 1935 год, когда Голованова назначили возглавлять Восточно-Сибирское управление Гражданского воздушного флота. Оно базировалось в Иркутске. Александр Голованов в гражданской авиации построил карьеру.
В 1937 году, во время чисток среди коммунистов, Голованова исключили из партии. Однако ему удалось избежать ареста. Более того, он отправился в Москву, как сам сказал, - "искать правду". И это ему удалось. Столичная комиссия партийного контроля постановила, что его исключение было ошибочным. Правда, в Иркутск он возвращаться уже не стал. Его оставили в Москве на должности летчика. Он хорошо проявил себя в столице. Спустя короткое время Голованов уже считался одним из лучших летчиков гражданской авиации страны, стал шеф-пилотом эскадрильи особого назначения.
В 1938 году герой нашей статьи установил завидный рекорд. Его общий летный стаж составил один миллион километров. В советских газетах о нем стали писать как о "летчике-миллионере". За это его наградили знаком "Отличник Аэрофлота". Причем все его полеты были безаварийными, что в те времена, когда человек только начинал покорять воздушное пространство, было большим достижением. Он становится поистине популярным в стране человеком. Его фотографию даже публикуют на обложке журнала "Огонек".
В годы Великой Отечественной войны
Опыт участия в боевых действиях Голованов получил еще до того, как немецко-фашистские захватчики напали на Советский Союз. В 1939 году он принимал участие в боях при Халхин-Голе. Это был необъявленный локальный вооруженный конфликт, который продолжался несколько месяцев на территории Монголии. В нем с одной стороны участвовали советские войска и монголы, а с другой - Японская империя.
Конфликт закончился полным разгромом японской дивизии. Причем СССР и Япония по-разному оценивают эти события. Если в отечественной историографии их называют локальным военным конфликтом, то японцы говорят о них как о второй русско-японской войне.
Чуть позже Голованов отправился на фронт Советско-финской войны. Эта война продолжалась чуть менее полугода. Все началось с того, что СССР обвинил Финляндию в артиллерийском обстреле. Таким образом, Советы целиком возложили ответственность за боевые действия на скандинавскую страну. Результатом стало заключение мирного договора, по которому СССР отошло 11 % территории Финляндии. Тогда, кстати, Советский Союз посчитали агрессором и исключили из Лиги Наций.
Приняв участие в обоих этих конфликтах, Голованов встречал Великую Отечественную войну уже опытным военным пилотом. Еще в начале 41-го, до нападения Гитлера, он написал письмо Сталину, в котором обосновывал необходимость специально готовить летчиков для осуществления полетов дальней бомбардировочной авиации. Особенно, в неблагоприятную погоду, к тому же и на запредельной высоте.
В феврале состоялась его личная встреча с генералиссимусом, по результатам которой он был назначен командиром отдельного полка дальнебомбардировочной авиации. В августе он уже получил пост командира авиационной дивизии дальнего действия. А в октябре очередное звание было предоставлено. Генерал-майора авиации получил Александр Голованов. Великая Отчественная война позволила ему проявить себя на воздушных фронтах. Накануне нового 1942 года он стал руководить авиационной дивизией дальнего действия при ставке верховного главнокомандующего.
Маршал авиации
В 1942 году герой нашей статьи стал руководить авиацией дальнего действия. В мае было присвоено звание генерал-лейтенанта. С тех пор и до самого конца войны был главным во всей советской дальней авиации. При этом пользовался симпатией, уважением и доверием со стороны главнокомандующего Сталина. Так что получение очередных воинских званий не заставило себя долго ждать.
С марта 1943 - генерал-полковник. А 3 августа Александр Голованов - маршал авиации. В ходе войны был назначен командующим 18-й воздушной армией, в ней непосредственно была сконцентрирована вся дальнебомбардировочная авиация страны на тот момент. Несмотря на высокие звания, Голованов сам регулярно участвовал в боевых вылетах. В частности, отправлялся в дальние бомбардировочные рейды в самом начале войны. Когда летом 1941 года, в течение одного месяца, советские летчики совершили серию авиабомбардировок Берлина.
Этому предшествовали массированные бомбардировки Москвы, которые начались практически сразу после начала войны. В то время Геббельс даже успел заявить, что советская авиация полностью разгромлена, а на Берлин никогда не упадет ни одной бомбы. Голованов блестяще опроверг это смелое заявление.
Первый вылет на Берлин был осуществлен 7 августа. Советские самолеты летели на высоте 7 тысяч метров. Летчикам приходилось не снимать кислородные маски, а выход в радиоэфир был запрещен. При полете над немецкой территорией советские бомбардировщики были неоднократно обнаружены, но немцы настолько не могли себе представить возможность нападения, что были уверенны, что это их самолеты. Над Штеттином для них даже включили прожекторы, приняв за заблудившиеся самолеты люфтваффе. В итоге целых пять самолетов смогли сбросить бомбы на хорошо освещенный Берлин и без потерь вернулись на базу.
Голованов был назначен командующим этими вылетами после второй попытки, которая состоялась 10 августа. Она уже не была такой успешной. Из 10 машин сбросить бомбы на Берлин смогли только 6, а вернулись лишь две. После этого героя Советского Союза Водопьянова убрали с поста командира дивизии, а его место занял Голованов.
Герой нашей статьи сам неоднократно летал над вражеской столицей. Немецкая разведка на тот момент отмечала, что он в числе немногих имеет уникальное право на личный доступ к Сталину. Последний обращается к нему исключительно по имени в знак особого доверия.
С событиями тех лет связан и полет Сталина на Тегеранскую конференцию, который лично организовывал Голованов. В путь отправились на двух самолетах. За рулем второго, прикрывающего, был Голованов. А Сталина, Ворошилова и Молотова доверили везти генерал-лейтенанту авиации Виктору Грачеву.
В 1944 году самочувствие Голованова серьезно пошатнулось. Его стали беспокоить спазмы, перебои в работе сердца, остановки дыхания. По мнению врачей, причиной этого стало регулярное недосыпание, которое фактически привело к разрушению центральной нервной системы. При этом стоит отметить, что за годы войны с фашистской Германией Голованов поставил рекорд для советских вооруженных сил, дослужившись от звания подполковника до главного маршала авиации.
Судьба после войны
После войны, в 1946 году, Голованов был назначен командующем дальней авиацией Советского Союза. Однако уже через два года снят с поста. По мнению большинства, причиной стало состояние здоровья, которое сильно пошатнулось после войны.
Голованов окончил академию Генерального штаба. Но и после этого не смог вернуться в войска. Не было назначения. Ничего не стесняющийся Александр Евгеньевич снова обратился с письмом к Сталину. И уже в 1952 году командовал одним из воздушно-десантных корпусов. Это было очень странное решение. Еще никогда в истории авиации корпусом не командовал маршал рода войск. Для него это было слишком мелко. Голованова даже просили в связи с этим написать прошение о понижении звания до генерал-полковника, но он отказался.
В 1953 году, после кончины Иосифа Сталина, героя нашей статьи окончательно отправили в запас. Через 5 лет он обосновался на посту заместителя начальника в научно-исследовательском институте гражданской авиации по летной службе. Вышел на пенсию в 1966-м.
Книга воспоминаний
Выйдя на пенсию, герой нашей статьи проявил себя в качестве писателя-мемуариста. Целую книгу воспоминаний написал Голованов Александр. "Дальняя бомбардировочная" - так она называется. Во многом эта биография посвящена личным встречам и общению со Сталиным. Из-за этого при жизни автора выходила со значительными купюрами. Издание без цензуры читатели смогли увидеть только в конце 80-х годов.
В 2007 году состоялось последнее на данный момент издание этих мемуаров Александра Голованова. Библиография автора, кстати, насчитывает всего одну книгу. Но из-за этого она не становится менее ценной.
Сам Голованов умер в 1974 году. Ему был 71 год. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Александр Голованов, семья которого всегда поддерживала, женился в молодости на дочери купца первой гильдии. Ее звали Тамара Васильевна. Она была родом из Вологодской губернии. Пережила мужа больше чем на 20 лет. Ее не стало только в 1996 году.
У них родились пятеро детей. Четыре дочери - Светлана, Тамара, Вероника и Ольга, и один сын - Святослав. Он был самым младшим.