«Волшебная палочка дирижера» – название одного из уроков музыки по программе Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. Его содержание вариативно, а проведение в большинстве случаев планируется в пятом классе. Рассмотрим, какой материал используется учителями при проведении этого урока, как раскрывается тема и какие возможности таятся в проведении данного урока.
Второй или пятый класс?
Методические разработки уроков по музыке, представленные в интернет-пространстве, предлагают проведение урока «Волшебная палочка дирижера» в пятом, реже – во втором классе. В пятом, как правило, происходит знакомство с различными видами оркестра, повторяются и закрепляются музыкальные инструменты симфонического оркестра. Рассказ о роли дирижера в этом содержательном блоке оказывается уместен и может по-разному представляться – как историческая справка, рассказ о значении профессии, роли этого специалиста в современной музыке и т. д.
Второй класс знакомится с дирижером в контексте изучения музыкального театра и его основных жанров – оперы и балета. Здесь дирижирование достаточно редко представлено отдельной темой, однако специальное обращение к этому виду музицирования также возможно.
Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям
Слово «дирижер» произошло от французского «направлять, руководить». В английском языке руководитель оркестра обозначается термином conductor. Основная функция дирижера - задавать темп, ритм, а также согласовывать партии всех инструментов между собой, создавая единое звучание оркестра.
Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.
Для большинства детей в средней школе (без базового музыкального образования) роль этого музыканта представляется крайне туманной, как и необходимость управления оркестром. Его деятельность в представлении школьников ограничивается активным движением рук, что зачастую вызывает у них улыбку и соответствующую моторную реакцию. Учитель призван разъяснить значение дирижирования как можно более доступно и широко. Это делается через сравнение дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя оркестрантов слаженно играть, а музыку – литься единым гармоничным потоком. Помочь в этом может освоение простых ритмических движений с помощью рук: двух-, трех- и четырехдольных размеров.
Палочка дирижера – волшебная палочка
При управлении оркестром дирижер, как правило, пользуется дирижерской палочкой.
С ее помощью задается ритмический рисунок, показываются вступления и требуемая громкость для всех инструментов оркестра. Дирижерская палочка стала использоваться не сразу – ей предшествовали другие предметы и способы управления музыкантами. До XIX века ее роль играли баттута или смычок скрипки. Первая представляла собой большую палку, которой дирижер ударял о землю, указывая ритм и темп звучания. Баттута была несовершенна, ее звук часто заглушал звучание музыки.В симфонических оркестрах XVII-XVIII вв. роль дирижера часто играла первая скрипка - главный музыкант оркестра. С помощью смычка он показывал вступление и основные моменты, на которые нужно было обратить внимание при исполнении музыки.
При расширении оркестра первая скрипка не всегда могла справиться с задачей координации всего коллектива, поэтому дирижер стал обязательным его руководителем. Волшебная палочка дирижера приходит ему на помощь – ее волшебство состоит в полной беззвучности, но точнейшей красноречивости – на нее ориентируется весь оркестр. При этом сама она – скорее символ, ведь каждый дирижер может руководить музыкантами и без нее.Дирижер в музыкальном театре
Музыкальный театр – прежде всего театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера здесь не только управляет оркестром, но и ориентирует артистов в их действиях и номерах.
Понять роль указанного специалиста на уроке музыки можно при помощи видеофрагментов из сцен балета или оперы. Ученики должны увидеть, как волшебная палочка дирижера из оркестровой ямы руководит всем составом танцоров, солистами и оркестром. Яркое видео, например, «Спящей красавицы» П.И. Чайковского в исполнении Венского национального театра позволяет буквально почувствовать магию музыки, волшебные силы дирижера, впечатлить характером происходящего на сцене. Это очень значимо для школьников при знакомстве с классической музыкой.Дирижер хора
Как правило, о дирижировании хором на уроках музыки редко заходит речь. Но при разучивании песенного репертуара педагог всегда пользуется жестами. Это значит, что дети регулярно сталкиваются с дирижерским жестом, не осознавая его значения. Понять и представить себя в роли дирижера поможет разучивание простых ритмических рисунков.
Кроме того, жестами школьники могут показывать высотность звуков, динамику. Элементарные знания о дирижировании – это не только знакомство с музыкальной профессией, но и тренировка координационных навыков.
Дирижер оркестра
Часто тема «Волшебная палочка дирижера» является своеобразным ключом к рассказу о видах оркестра. Симфонический здесь главенствует – это не только наиболее полный состав музыкальных инструментов, но и вершина музицирования.
Могут повторяться в теме «Волшебная палочка дирижера» инструменты, составляющие оркестр (как правило, это делается в игровой форме – в виде загадок, мини-заданий и пр.). Рассказ о роли дирижера возможен и в описании военных, духовых оркестров, малых ансамблей – квартетов, квинтетов. При наличии урочного или внеурочного времени можно порассуждать вместе со школьниками о разнице в управлении этими составами. В разных видах оркестра волшебная палочка дирижера может менять свои функции и внешний вид, то становясь смычком и грифом первого скрипача (в камерных ансамблях), то приобретая вид украшенного жезла в военном марширующем оркестре.Знаменитые дирижеры
О выдающихся дирижерах мира учащимся стоит говорить. Многие великие композиторы дирижировали при исполнении своих произведений, а некоторые были еще и выдающимися дирижерами. Здесь можно упомянуть венских классиков, которые сами руководили оркестрами, исполнявшими их симфонии, оперы, квартеты и др., великих дирижеров ХХ века (на фото - А. Тосканини).
Современные знаменитые дирижеры мира в «Волшебной палочке дирижера» должны быть названы и при наличии дополнительных возможностей представлены в видеопоказах – В. Гергиев, В. Спиваков, Ю. Башмет и многие другие.Нужен ли дирижер в популярной музыке?
Конечно, нужен. Правда, дирижерская палочка в джазе, роке и современных поп-направлениях, где звучит живая музыка (исполненная на инструментах, а не на компьютере или микшере), попросту бесполезна (она организует более сложные музыкальные тексты). Барабанщик всегда задает темп и ритмический рисунок, он, таким образом, выполняет дирижерские функции. Поп- и рок-музыка, которую школьники часто знают значительно лучше, чем классику, также начинает представляться управляемой, дирижируемой, а знания о классике оказываются уместными и в других контекстах.
Смежные темы программы как продолжение разговора о значении дирижера в музыке
Продолжить тему о дирижировании часто предлагается знакомством с образом Л. ван Бетховена. Переход от «Волшебной палочки дирижера» к «Образам борьбы в искусстве» заставляет обратиться к 5-й симфонии Бетховена, ее тематическому развитию и семантике. Звучный и мощный бетховенский оркестр – это яркая звуковая иллюстрация, которая должна правильно представляться. Здесь же возможно продолжить «Волшебную палочку дирижера» победами в исскустве – вновь на примере бетховенского гения, его яростной борьбы с глухотой, торжества музыки и жизненных сил (в 9-й симфонии). Учитывая тематический план, это будет обобщением и итогом всего цикла уроков, посвященных симфонической музыке.Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»
С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.
Основная цель, указываемая при методической разработке урока «Волшебная палочка дирижера», – это формирование целостного представления у школьников о чем-то одном из следующего списка:
- видах оркестра;
- симфоническом оркестре и его основных инструментах;
- деятельности дирижера;
- театре оперы и балета и т. п.
Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:
- Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
- Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
- Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
- Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
- Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
- Познакомить учащихся с азами дирижирования.
Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).
Рассмотренная тема безгранична и не вмещается в один учебный час. Роль дирижера настолько многогранна, что рассказать, показать и объяснить это за один урок практически невозможно. Углубить тему можно на смежных с ней уроках («Образы борьбы и победы в искусстве»), а также при проведении внеурочных и внеклассных занятий, например при посещении живых концертов симфонической музыки, оперных и балетных спектаклей.