Совсем недавно считалось, что мозжечок отвечает только за равновесие и координацию движений различных частей тела. Ученые доказали, что этот небольшой отдел мозга, в котором содержится множество нейронов, ответственен к тому же за интеллект, развитие эмоционального фона и речи ребенка. Мозжечковая стимуляция – специально разработанный комплекс упражнений, позволяющий развивать участки мозга, формирующие различные навыки.
Программа стимуляции реализуется посредством специального оборудования "Баламетрикс", опирается она на теорию доктора Бильгоу, на тридцатилетний опыт ее применения. Она формирует память и понимание, навыки письма, речи, переработки информации, математические способности. Тренинг эффективен для детей со специфическими болезнями, а также для тех, кто испытывает определенные трудности при обучении.
Что такое мозжечок
Отдел головного мозга, именуемый мозжечком, состоит из древней части – червя и небольших полушарий, которые, по версии ученых, образовались в результате эволюции человека. Долгие годы существовало убеждение, что данный отдел отвечает исключительно за функции вестибулярного аппарата, и только в конце прошлого века американскими исследователями были открыты уникальные свойства мозжечка. Червь этого отдела головного мозга действительно обеспечивает человека возможностью координировать действия, эмоции, поддерживать равновесие. Но вот два полушария мозжечка принимают активное участие в развитии и становлении умственных способностей. Здесь сконцентрировано более 50 % всех нервных клеток, в соотношении с другими отделами. Мозжечок тесно связан с лобными долями, соответственно контролирует сенсорное восприятие и движения. Это и стало основой методики мозжечковой стимуляции, которая позволяет развивать эти функции.
Быстродействующий механизм
Теперь известно, что мозжечок с лобными долями имеет обратную связь. Она интегрирует движение и сенсорное восприятие, что в свою очередь вырабатывает эмоциональные ответы, способность к планированию действий и языковую способность. Что такое мозжечок? Это быстродействующий механизм, значительный по своей роли отдел мозга. В нем перерабатывается вся информация, которая поступает из других отделов. Благодаря мозжечку определяется средняя скорость работы мозга в целом. Методика мозжечковой стимуляции отлично стимулирует долговременную и оперативную память.
Истоки возникновения программы
В 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.
Бильгоу в своей программе опирался на три основных принципа:
- Стимуляция сенсорной интеграции.
- Чувство равновесия и пространственное воображение.
- Проприоцептивное обучение.
Естественно, что ученый не мог предусмотреть все нюансы в формировании методики тридцать лет назад. Другие специалисты, с интересом применявшие разработки ученого, в ходе практики дополнили еще два важных принципа:
- Личностное, индивидуальное обучение.
- Формирование навыков по этапам.
Области применения программы
Мозжечковая стимуляция в своей работе опирается на три основных аспекта: дидактический, психологический и технический (инструментальный). Данные факторы в совокупности действуют на работу мозжечка в совершенстве, формируют новые нейронные связи, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне обучения ребенка.
Занятия дают возможность повысить пластичность мозга, заполняются пробелы, возмещаются недостатки в функциональности базовой структуры. Данный метод стимуляции имеет положительную динамику при работе с детьми, имеющими такие нарушения:
- гиперактивность;
- проблемы в овладении навыками;
- дислексия, дисграфия;
- нарушение внимания;
- моторная неловкость;
- нарушение координации движения;
- нарушение письменной, устной речи;
- нарушение аутического спектра.
Оборудование "Беламетрикс"
Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата. Оно достаточно разнообразно. Методика имеет свои преимущества в использовании:
- вариативность;
- технологичность;
- компактность.
Ниже представлены аксессуары оборудования, которые используются в определенной последовательности для мозжечковой стимуляции:
- Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции. На ней ребенок начинает учиться держать равновесие. Уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов, положения ног на разметке.
- Разновесные мешочки. Три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер. Внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Педагог дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения.
- Мяч-маятник: закреплен на резинке или шнурке.
- Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами.
- Доска с цифрами, она служит для того, чтобы ребенок мог попадать в цель, отвечая на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер.
- Целевой щит. Таблица, где в ячейках изображены геометрические фигуры (ромб, звезда, треугольник, квадрат, круг).
- Предметы на меткость. Мяч на резинке, ракетка для отбивания, мишень со стрелами.
- Банки, боулинг, стаканчики, подушки – что-то для сбивания.
- Набор мячей.
Роль педагога
Педагог-психолог играет огромную роль в правильном использовании методики мозжечковой стимуляции. Главными его действиями считаются следующие:
- Управлять последовательностью, очередностью упражнений, которые выполняет ребенок.
- Строгое соблюдение техники безопасности при использовании оборудования.
- Соблюдение правил присутствия на занятиях.
- Психолог дает сначала самые легкие задания, постепенно продвигаясь к более сложным.
- Подбирает оптимальный уровень по сложности.
- Дополнительно мотивирует к выполнению заданий.
Результаты занятий
Комплексный метод имеет большой спектр применения, результатами занятий становятся такие показатели, как:
- развитие координации движений;
- развитие пространственных, зрительных представлений;
- стабилизация функций вестибулярного аппарата;
- межполушарное развитие;
- личностные изменения;
- развитие концентрации внимания, памяти;
- стимулирование психического развития.
Главными задачами стимуляции является возможность осиливать различные мозжечковые нарушения: дефицит внимания, проблемы письма и чтения, дислексию, школьную неуспеваемость. Методика доктора Бильгоу и специальное оборудование не один год дают возможность педагогам-психологам справляться с подобными проблемами.
Перечень упражнений
Можно выполнять упражнения для мозжечковой стимуляции в домашних условиях. Вот самые простейшие:
- Упражнения с мешочками. Мешочки, разные по весу, кидаются ребенку. Он принимает их от ведущего одной или двумя руками.
- Подкидывание мешочков вверх сначала одной рукой, затем двумя, поочередно.
- Мяч. Подвешенный мяч отбивается правой, потом левой, далее двумя руками.
- Мишень. Упражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель.
- Отбивание мячика на резинке от наклонной доски.
- Отбивание летящего мяча ракеткой или палкой.
- Балансировочная доска. Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку.
- Сесть, сложив ноги «по-турецки», попытаться удерживать баланс на доске.
- Сидя на доске, делать движения, имитирующие плавательные – двумя руками, поочередно правой, левой.
- Ребенок сидит на корточках, делает круговые вращения головой, лучше под музыку. Затем вращение руками.
- Положение стоя или сидя. Руки сложить на груди, затем поднять их над головой, руки в стороны, нагнуться, достать до пола.
Методика Бильгоу доказала свою эффективность. Выполняя простейшие упражнения, используя оборудование, педагоги-психологи добиваются поразительных результатов. После прохождения курса дети полностью подготовлены и адаптированы к жизни.