Политический маркетинг: инструменты влияния и манипуляции

Политический маркетинг - это мощный инструмент влияния на общественное мнение и манипулирования электоратом. Как именно политтехнологи используют скрытые методы управления сознанием избирателей? Давайте разберемся.

История возникновения политического маркетинга

Политический маркетинг как явление зародился в 1952 году, когда кандидат в президенты США генерал Дуайт Эйзенхауэр впервые обратился за помощью в проведении предвыборной кампании в рекламное агентство. Тогда стало понятно, что широко известные коммерческие маркетинговые технологии можно эффективно использовать и в политической сфере.

Политический маркетинг представляет собой процесс планирования, разработки и практического воплощения идей, товаров и услуг на политическом рынке для стимулирования их сбыта и распределения в целях реализации.

C тех пор политический маркетинг прошел долгий путь развития. Ключевыми вехами стали:

  • 1964 г. - создание первого политического рекламного ролика Л. Джонсоном в США
  • 1979 г. - победа М. Тэтчер в Великобритании с применением политтехнологий
  • 2008 г. - первая интернет-кампания Б. Обамы

Современный политический маркетинг представляет собой гигантскую индустрию, включающую целый комплекс методов скрытого влияния на электорат с использованием новейших достижений науки и техники.

Ключевые понятия и определения

Что же такое политический маркетинг? В узком смысле это продвижение конкретных политиков или партий в ходе избирательных кампаний. В широком - целенаправленное воздействие на все общество для формирования нужного общественного мнения и идеологии.

Политический маркетинг оперирует такими основными понятиями, как политический рынок, политический покупатель, продавец и товар:

Политический рынок Сфера политической деятельности и борьбы за власть
Политический покупатель Избиратели, которых нужно убедить проголосовать определенным образом
Политический продавец Политики, партии, консультанты
Политический товар Конкретные идеи, обещания, имидж кандидата

Основными целями политического маркетинга являются:

  • Формирование спроса на "товары" политиков
  • Получение голосов на выборах
  • Внедрение в общественное сознание нужных идей и ценностей

Какие бывают виды политического маркетинга? Выделяют 3 основных:

  1. Маркетинг конкретных кандидатов в ходе выборов
  2. Маркетинг политических партий и движений
  3. Маркетинг отдельных политических идей и концепций
Аналитик за компьютером

Основные технологии и инструменты влияния

Политический маркетинг использует целый арсенал технологий и инструментов для оказания влияния на избирателей. Ключевыми из них являются:

  • Исследования электората с помощью фокус-групп, опросов, анализа больших данных
  • Создание имиджа и бренда политика или партии
  • Разработка убедительных политических "товаров" - идей, концепций, обещаний
  • PR, реклама, работа со СМИ для продвижения "товаров"

Особое внимание в последние годы уделяется использованию новых технологий вроде нейромаркетинга, Big Data и машинного обучения для все более точечного воздействия на различные группы избирателей.

Этапы политической маркетинговой кампании

Любая профессиональная маркетинговая кампания политика или партии проходит 3 основных этапа:

  1. Аналитический - изучение электората, определение целевых сегментов
  2. Разработка стратегии и позиционирования - создание убедительного имиджа и "товара"
  3. Продвижение - запуск рекламы, работа со СМИ, организация мероприятий
Вечерний вид на здание парламента

Правовое регулирование политмаркетинга

В силу высоких рисков манипулирования общественным мнением, политический маркетинг нуждается в жестком правовом регулировании. Однако в настоящее время такого регулирования крайне недостаточно. Например, в России отсутствует закон о политической рекламе. Нужно:

  • Ограничить расходы на политический маркетинг
  • Запретить использование "грязных" технологий вроде "черного пиара"
  • Повысить прозрачность финансирования кампаний

Влияние политического маркетинга на общество

Массированное воздействие политтехнологов на сознание избирателей не может не сказываться на всем обществе. Мы наблюдаем ряд негативных последствий:

  • Рост манипуляций и популизма вместо конструктивной политики
  • Падение доверия общества к власти и выборам
  • Усиление раскола общества и рост радикализма

Будущее политического маркетинга

Что ждет политический маркетинг в будущем? Можно предположить несколько тенденций:

  1. Дальнейшее слияние с новыми технологиями вроде искусственного интеллекта
  2. Переход от массового воздействия к ультраперсонализации на основе анализа данных
  3. Автоматизация манипуляций общественным мнением
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.