Политический маркетинг - это мощный инструмент влияния на общественное мнение и манипулирования электоратом. Как именно политтехнологи используют скрытые методы управления сознанием избирателей? Давайте разберемся.
История возникновения политического маркетинга
Политический маркетинг как явление зародился в 1952 году, когда кандидат в президенты США генерал Дуайт Эйзенхауэр впервые обратился за помощью в проведении предвыборной кампании в рекламное агентство. Тогда стало понятно, что широко известные коммерческие маркетинговые технологии можно эффективно использовать и в политической сфере.
Политический маркетинг представляет собой процесс планирования, разработки и практического воплощения идей, товаров и услуг на политическом рынке для стимулирования их сбыта и распределения в целях реализации.
C тех пор политический маркетинг прошел долгий путь развития. Ключевыми вехами стали:
- 1964 г. - создание первого политического рекламного ролика Л. Джонсоном в США
- 1979 г. - победа М. Тэтчер в Великобритании с применением политтехнологий
- 2008 г. - первая интернет-кампания Б. Обамы
Современный политический маркетинг представляет собой гигантскую индустрию, включающую целый комплекс методов скрытого влияния на электорат с использованием новейших достижений науки и техники.
Ключевые понятия и определения
Что же такое политический маркетинг? В узком смысле это продвижение конкретных политиков или партий в ходе избирательных кампаний. В широком - целенаправленное воздействие на все общество для формирования нужного общественного мнения и идеологии.
Политический маркетинг оперирует такими основными понятиями, как политический рынок, политический покупатель, продавец и товар:
Политический рынок | Сфера политической деятельности и борьбы за власть |
Политический покупатель | Избиратели, которых нужно убедить проголосовать определенным образом |
Политический продавец | Политики, партии, консультанты |
Политический товар | Конкретные идеи, обещания, имидж кандидата |
Основными целями политического маркетинга являются:
- Формирование спроса на "товары" политиков
- Получение голосов на выборах
- Внедрение в общественное сознание нужных идей и ценностей
Какие бывают виды политического маркетинга? Выделяют 3 основных:
- Маркетинг конкретных кандидатов в ходе выборов
- Маркетинг политических партий и движений
- Маркетинг отдельных политических идей и концепций
Основные технологии и инструменты влияния
Политический маркетинг использует целый арсенал технологий и инструментов для оказания влияния на избирателей. Ключевыми из них являются:
- Исследования электората с помощью фокус-групп, опросов, анализа больших данных
- Создание имиджа и бренда политика или партии
- Разработка убедительных политических "товаров" - идей, концепций, обещаний
- PR, реклама, работа со СМИ для продвижения "товаров"
Особое внимание в последние годы уделяется использованию новых технологий вроде нейромаркетинга, Big Data и машинного обучения для все более точечного воздействия на различные группы избирателей.
Этапы политической маркетинговой кампании
Любая профессиональная маркетинговая кампания политика или партии проходит 3 основных этапа:
- Аналитический - изучение электората, определение целевых сегментов
- Разработка стратегии и позиционирования - создание убедительного имиджа и "товара"
- Продвижение - запуск рекламы, работа со СМИ, организация мероприятий
Правовое регулирование политмаркетинга
В силу высоких рисков манипулирования общественным мнением, политический маркетинг нуждается в жестком правовом регулировании. Однако в настоящее время такого регулирования крайне недостаточно. Например, в России отсутствует закон о политической рекламе. Нужно:
- Ограничить расходы на политический маркетинг
- Запретить использование "грязных" технологий вроде "черного пиара"
- Повысить прозрачность финансирования кампаний
Влияние политического маркетинга на общество
Массированное воздействие политтехнологов на сознание избирателей не может не сказываться на всем обществе. Мы наблюдаем ряд негативных последствий:
- Рост манипуляций и популизма вместо конструктивной политики
- Падение доверия общества к власти и выборам
- Усиление раскола общества и рост радикализма
Будущее политического маркетинга
Что ждет политический маркетинг в будущем? Можно предположить несколько тенденций:
- Дальнейшее слияние с новыми технологиями вроде искусственного интеллекта
- Переход от массового воздействия к ультраперсонализации на основе анализа данных
- Автоматизация манипуляций общественным мнением