Специалисты считают, что в ближайшем будущем самолеты не претерпят кардинальных перемен. Это будут аппараты традиционной конструкции, но с более выдающимися характеристиками. В военной технике крен будет смещен к «беспилотникам». Однако во время Парижского авиасалона в 2017 году ряд авиапроизводителей продемонстрировали новые концепции воздушных судов, призванные изменить представление об авиации. На смену «тяжеловесам» придут юркие городские летательные аппараты, авиа-автомобили, самолеты на электротяге и грузопассажирские дроны.
Электрокары? Нет – электролеты!
Во время Парижского авиашоу стартап-компания Eviation, базирующаяся в Израиле, представила свой полностью электрический легкий аппарат Alice Commuter. Самолет будущего использует распределенное движение с одним основным винтом-толкателем на хвосте и двумя винтами-толкателями на крыльях. В общей сложности 2,7 тонн литий-ионных батарей обеспечивают мощность, достаточную для перевозки девяти пассажиров на дальность 600 миль (965 км).
Конструкторы надеются, что новая разработка самолета Alice поможет катализировать спрос на емкие аккумуляторы и подстегнет освоение технологии быстрой перезарядки. Решение этих проблем имеет решающее значение для обеспечения электрического полета. Международная компания Uber уже обсуждает планы использования электролетов в качестве воздушных такси в будущем.
В 2018 году компания Eviation намерена перейти от сборки прототипа «Алисы» и испытаний (которые уже начались) к процессу сертификации. Фирма рассчитывает начать выполнять свои первые коммерческие рейсы в 2021 году. Стартап уже ведет переговоры с региональными операторами.
«Убийца» Boeing-737?
Еще один амбициозный стартап Wright Electric предлагает свое видение самолета будущего. И он также будет на электротяге. Но в отличие от маломестной разработки израильтян, разработчики намерены ни больше ни меньше потеснить самую популярную модель в мире – Boeing-737.
Как отмечают в Wright Electric, топливо является самой большой составляющей в стоимости полета. Простейший способ уменьшить эти затраты – не использовать авиационный керосин вообще. Компания разрабатывает коммерческий пассажирский самолет серии ECO, который работает на батареях и может выполнять ближнемагистральные перелеты в радиусе 300 миль (480 км). Кстати, полеты на короткие расстояния составляют 30 процентов всех рейсов, в денежном выражении это 26 миллиардов долларов.
Фирма объявила о создании 150-местного самолета, способного сократить рынок Боинга-737. Партнерство осуществляется совместно с бюджетной британской авиакомпанией EasyJet, которая помогает осуществить проект.
Ответный ход
Кстати, крупнейший авиапроизводитель Боинг не намерен оставаться в кильватере прогресса. Майк Синнетт, вице-президент по разработке коммерческих продуктов, во время презентации на Paris Air Show 2017 «Будущие исследования и перспективы развития Boeing» заявил, что компания рассматривает возможность в близкой перспективе использования для грузовых перевозок самолетов с электроприводом.
«Самолеты будущего, которые мы разрабатываем сегодня, окажутся меньше сегодняшних. Скорее всего, они будут либо электрическими, либо гибридными с электрическими двигательными системами. Мы ожидаем, что наш аппарат станет полностью автономным», – сказал Синнетт.
Летающий автомобиль? Уже реальность!
Летающий автомобиль уже не является футуристической концепцией. Это доказал словацкий производитель AeroMobil, представив в 2017 году свой последний летательный аппарат на Top Marques Monaco и на Парижском авиашоу. Кстати, AeroMobil уже доступен для предварительного заказа: стоимость «самолета» составляет 1,2 миллиона долларов, что немного для машины-трансформера. В будущем компания планирует строить разнообразные модели в нескольких ценовых категориях.
Характеристики летательного аппарата:
- Полное преобразование в режим полета менее чем за 3 минуты.
- Автомобильный диапазон (дальность перемещения на одной заправке) – 700 км с использованием цикла NEDC.
- Максимальный авиационный диапазон – 750 км.
- Емкость топливного бака 90 литров.
- Пропеллер с переменным шагом прямого хода (2400 об/мин).
- Максимальная скорость: в режиме автомобиля – 160 км/ч, в режиме самолета – 112/259/360 км/час (в зависимости от задач).
- Взлетная масса – до 960 кг (полезная нагрузка – 240 кг).
Кстати, перспективное аэротакси разрабатывает и Airbus.
Российские самолеты
Россия недавно поразила мир испытаниями гиперзвукового летательного аппарата, словно сошедшего с экрана фантастического блокбастера. Хотя проект секретный и официальных пояснений ждать не приходится, о его возможностях судачат и специалисты, и обыватели.
Глайдер Ю-71 по некоторым данным представляет класс беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов 6 поколения, предназначенных для военных целей. Российский самолет якобы способен разгоняться до 11000 км и активно маневрировать, что делает его перехват почти невозможным (по крайней мере, существующими методами). Дальность полета – порядка 5500 км, высота – до 80000 м, что позволяет аппарату часть пути преодолевать по околоземной орбите. Кстати, подобные проекты также разрабатываются в КНР и США.