«Свадьба Фигаро» — опера, которая была создана гениальным Вольфгангом Амадеем Моцартом и Лоренцо да Понте, вдохновленными бунтарской пьесой Пьера Бомарше.
Ее премьера состоялась в 1786 году в Вене в присутствии императора Иосифа Второго и всего его двора. За дирижерским пультом стоял сам Моцарт, которому публика устроила восторженную овацию. С тех пор это произведение, признанное шедевром мирового музыкального искусства, ставилось на самых известных подмостках планеты сотни раз.
В Большом театре «Свадьба Фигаро» впервые была представлена зрителям в 1926 году. Спустя почти 90 лет режиссер Евгений Писарев осуществил новую постановку этой моцартовской оперы, которую можно увидеть и сегодня.
О спектакле
Как уже было сказано, новая постановка «Свадьбы Фигаро» в Большом театре (отзывы см. далее) была осуществлена Евгением Писаревым. Режиссеру пришлось конкурировать с самим собой, так как незадолго до этого он представил зрителям спектакль «Итальянка в Алжире», за который был номинирован на «Золотую маску» и получил множество восторженных отзывов от зрителей и критиков. Кроме того, в 2014 году он представил зрителям драматическую версию «Женитьбы Фигаро» с Александром Лазаревым в главной роли в театре имени Пушкина. Однако при работе в Большом театре, Писарев решил не повторяться и постарался создать нечто совсем непохожее на свои прежние творения.
Дирижером «Свадьбы Фигаро» в Большом театре (продолжительность - 3 часа 20 минут) стал не менее успешный Уильям Лейси, а оформлением сцены, постановкой света и созданием костюмов занимались Зиновий Марголин, Виктория Севрюкова и Дамир Исмаилов.
При создании спектакля по опере Моцарта было решено отказаться от традиционной стилистики этого произведения. Режиссер перенес действие из галантного века в 60-ые годы XX века. Поэтому на сцене в качестве реквизита и декораций появляются пишущая машинка, шикарный ретро-кабриолет и атрибуты эпохи расцвета итальянского кино времен Феллини. При этом было сделано все, чтобы зритель ощутил атмосферу праздника под волшебные звуки жизнеутверждающей музыки гениального Вольфганга-Амадея.
Сценография
Отзывы о «Свадьбе Фигаро» в Большом театре показывают, что большинству зрителей понравилась идея превращения сценического пространства в «многоквартирный дом», который они видят в первом действии. По замыслу режиссера и художника, оформлявшего спектакль, персонажи вступают в «диалоги» и поют свои арии в душевой, комнате прислуги, будуаре графини и пр. При этом зритель как-бы подглядывает за всеми и переключает свое внимание с одного участка сцены на другой, что придает динамизма спектаклю. В дальнейшем на первом плане появляется офис Графа, а в конце последнего действия развязка происходит на фоне шикарного ярко-красного авто, в котором приехали новобрачные.
Актерский состав
Нынешняя постановка оперы «Свадьба Фигаро» в Большом театре радует зрителей молодостью актерского состава, средний возраст которого около 30 лет. При этом практически все, кто задействован в спектакле, имеют в своем репертуаре по нескольку серьезных ролей и у них превосходные вокальные данные. Кроме того, актеры и актрисы предстают перед зрителями в образах героев, придуманных Бомарше, щедро делятся с ними своей молодежной энергетикой, а это как нельзя лучше соответствует стилю буффонады, в которой изначально создавали «Женитьбу Фигаро» Моцарт и да Понте.
Екатерина Морозова
В спектакле «Свадьба Фигаро» Большого театра, отзывы о котором чаще всего положительные, роль графини Альмавивы досталась этой молодой актрисе. Екатерина Морозова была зачислена в труппу Большого театра в 2016 году. До этого она пела на сцене Мариинского. У девушки достаточно обширный и разноплановый репертуар, а ее привлекательная внешность и царственная осанка позволяют с успехом выступать в различных амплуа.
Константин Шушаков
Граф Альмавива в исполнении этого певца, который манерой игры и голосом напоминает Дмитрия Хворостовского в молодости, в соответствии с переносом действия в другую историческую эпоху, выглядит не отпрыском аристократического рода, а высокомерным нуворишем. Вместо лакеев-лизоблюдов его окружают наглые охранники и папарацци, которых он воспринимает, как свою свиту.
Что касается вокала, то, судя по отзывам критиков, партия графа для Шушакова не стала коронной, так как специалисты отмечают некоторые недостатки, такие как пение чуть «в себя» и слишком громкие форте.
Ольга Селиверстова
На роль невесты Фигаро, Сюзанны, Писарев выбрал эту актрису, которая имеет за плечами опыт работы в Парижской национальной опере и выступлений на многих известных сценических площадках у нас в стране и за рубежом. Ее Сюзанна — шалунья, придумывающая всякие переодевания и создающая неразбериху. Она — девушка себе на уме, но все же искренне любит Фигаро, хотя не прочь его обмануть, если понадобится.
Сопрано Ольги как нельзя лучше подходит для передачи всей гаммы чувств, заложенных Моцартом в арии Сюзанны, поэтому в течение спектакля актриса не раз удостаивается аплодисментов зрительного зала.
Александр Миминошвили
Актер смог создать на сцене Большого театра образ энергичного и комичного плута, который, тем не менее, становится жертвой женской хитрости. Его Фигаро звучен и вызывает у зрителей искреннюю симпатию. Зрителям особенно нравится ария Aprite un po'quegli occhi. По крайней мере, о ее выразительности и о том, как мастерски Миминошвили изображает простачка, можно услышать самые лестные отзывы. Однако гвоздем нынешней версии «Свадьбы Фигаро» в Большом театре (отзывы см. ниже) стала ария Non piu andrai. В ней графский камердинер напутствует Керубино на солдатскую жизнь, выразительно передавая свое циничное отношение к армейской службе посредством интонаций и жестов.
Отзывы
Большинство зрителей выражает положительное мнение о спектакле «Свадьба Фигаро». Особенно много восхищенных отзывов можно услышать по поводу оформления сцены и костюмов артистов. Похвалы зрителей звучат и в адрес исполнителей главных партий спектакля. Что касается критических замечаний, то их немного и они, большей частью субъективны.
Теперь вы знаете, чем привлекает зрителей спектакль «Свадьба Фигаро» в Большом театре. Актеры и занятые в этой постановке и музыканты оркестра из вечера в вечер делают все, чтобы зритель остался доволен, что решил провести вечер в главном музыкальном театре страны.