Методика Шаталова в начальной школе
Методика Шаталова, именитого педагога СССР, основывается на утверждении, что любой школьник обучаем, независимо от своих навыков и способностей. Участники учебного процесса равны и взаимодействуют между собой. Виктор Федорович кардинально пересмотрел отношения учителя к ученикам, систему оценивания знаний, домашние задания и структуру урока.
Кратко об авторе и его достижениях
В 2017 году Виктор Федорович отметил свой девяностый день рождения. Всю свою жизнь он посвятил преподавательской деятельности. Преподавая математику в школе, Виктор Федорович стремился максимально оптимизировать процесс обучения. Его педагогический стаж составляет шестьдесят три года, и пятьдесят из них он занимается исследованием и усовершенствованием преподавательской деятельности. Первый же эксперимент оказался удачным. Школьная программа была освоена учениками на два года раньше обычного курса.
Методика педагога Шаталова впервые была представлена широкой аудитории в ноябре 1971 года в «Комсомольской правде». Она имела огромный успех в учительской среде. Однако после развала Советского Союза эксперимент был закрыт.
В 2000 году в Москве начала работать школа по методике Шаталова, в которой и сегодня проходят обучение дети и взрослые из разных городов. Кроме того, Виктор Павлович является автором более полусотни книг, а его аудио- и видеокурсы пользуются огромным успехом как у педагогов, так и у учеников.
В настоящее время Виктор Павлович живет и работает в Донецке. Он ведет курс лекций по педагогическому мастерству. Самое большое распространение получила методика Шаталова на уроках математики, однако педагоги-новаторы успешно внедряют методику и для обучения другим дисциплинам. Особую пользу представляют уроки по методике Виктора Федоровича для учеников младших классов.
Суть методики
Суть методики Шаталова заключается в поэтапном управлении учебным процессом. Виктор Федорович создал определенный алгоритм, который успешно применим абсолютно для любого изучаемого предмета и не зависит от возрастной группы и уровня подготовки учеников.
Методика обучения Шаталова основана на нескольких принципах. Во-первых, Виктор Федорович утверждает, что все дети обучаемы. Не существует разделения на слабых и сильных, обучаемых и нет. Во-вторых, обязательным требованием к педагогу является уважительное и доброжелательное отношение к ученику. Согласно методике Шаталова, все ученики равны, хотя это не исключает индивидуального подхода к каждому.
Кроме того, Виктор Федорович пересмотрел систему выставления оценок. В его методической системе нет плохих отметок. Особо важен этот принцип методики Шаталова в начальной школе. Ребенок учится исправлять свои ошибки и контролировать свою успеваемость. А коллективное познание развивает у первоклассников такие важные качества, как коммуникабельность, отзывчивость и взаимопомощь.
В разработке своей методической системы Виктор Федорович делает упор на обучение детей младшего возраста, так как основное развитие человек получает именно в первые одиннадцать лет своей жизни.
Опорные сигналы
Основная отличительная черта методики Шаталова – применение опорных сигналов. В роли таких сигналов выступают различные символы, вызывающие ассоциации с изученным материалом. Отсюда следует, что основывается методика на развитии и активном использовании ассоциативного мышления и зрительной памяти. При создании опорных сигналов применяют следующие принципы:
1. Сигнал должен быть предельно лаконичен. Чем проще и понятнее сигнал, тем легче его запомнить и воспроизвести.
2. Структурирование сигнала помогает систематизировать материал и выделить главный элемент. Структуры можно добиться использованием символов: стрелок, блоков, линий.
3. Смысловые акценты. Важное выделяется цветом, шрифтом и другими способами.
4. Сигналы объединяются в автономные блоки.
5. Сигнал ассоциативен и способен вызывать понятные образы.
6. Сигнал прост, его легко воспроизвести.
7. Сигнал является наглядным, возможно цветовое выделение.
Для разработки группы сигналов необходимо тщательно изучить преподаваемый материал, выделить ключевые моменты, то есть избавиться от «воды». Ключевые моменты нужно законспектировать, соблюдая порядок и связи между ними. Далее следует преобразовать их в символы-сигналы, соблюдая вышеперечисленные требования. Сигналы объединяются в блоки, связи между ними указываются при помощи графических и цветовых приемов.
Опорные конспекты
После создания сигналов преподаватель разрабатывает опорный конспект. Опорные сигналы – это ключевые моменты изучаемой темы. Они формулируются в конспект, представляющий собой наглядную структурированную схему или модель.
Существуют подробные инструкции по созданию опорных сигналов и конспектов, использование которых помогает применять методику Шаталова на уроках русского языка и литературы, в творчестве и в естественных науках.
Конспект выступает в роли своеобразной «шпаргалки». На листе конспекта при помощи символов, аббревиатур, графических изображений и знаков представлен объемный материал. Логично предположить, что запоминание интересной красочной схемы проходит гораздо проще, чем запоминание целого учебника. Для преподавателя использование конспектов также является очень удобным. В проверку знаний входит повторение конспекта учеником. Причем учитель не исправляет найденные в конспекте ученика ошибки, а лишь проставляет оценку. В задачу ученика входит самому отыскать ошибку. В данном случае используется игровой аспект, что, несомненно, повышает интерес к учебе.
Объяснить и изложить
Это первые три этапа в методике преподавания Шаталова. Вначале преподаватель развернуто излагает тему. В задачу педагога входит не только подробно объяснить материал, но и заинтересовать учеников. То есть преподнести изучаемый материал требуется с использованием образов, вызывая эмоциональные ассоциации. Задача педагога на этом этапе - вызвать у учеников вопросы, помогающие раскрыть изучаемую тему.
На втором этапе изучаемый материал предлагается учащимся в виде конспекта. Для лучшего запоминания объемного материала преподаватель его сокращает до информационного плаката.
Плакат представляет собой опорный конспект, состоящий из структурированных опорных сигналов. Преподаватель разъясняет значение того или иного опорного сигнала и их связь между собой. В изучении и запоминании учениками опорных сигналов заключается третий этап методики Шаталова на уроках.
Следует в очередной раз отметить важность применения правильно сформулированных опорных сигналов. Практика показывает, что наиболее эффективными являются сигналы, разработанные преподавателем непосредственно для данной темы и для данной группы учеников, а не позаимствованные из прошлого опыта. Только так можно учесть индивидуальные особенности учащихся.
Для учеников начальных классов наиболее важными являются именно первые три этапа. На этих этапах преподавателем закладывается базис запоминания и усвоения темы. Поэтому так важно создать максимально запоминающиеся опорные сигналы. Чтобы их запомнить, ученик должен ими заинтересоваться.
Усвоение темы
На четвертом этапе ученики в домашних условиях самостоятельно исследуют конспект. Интересно, что для методики преподавания Шаталова в школе не характерен термин «домашнее задание». Преподаватель предлагает сделать ученику домашнюю работу. В этом есть принципиальная разница. Домашняя работа является набором определенных упражнений, которые необходимо самостоятельно сделать в течение изучения темы. Ученик сам решает, сделать ее в один день или растянуть на весь период изучения материала, начать ее в последний момент или сделать еще до начала урока. При использовании этого приема методики Шаталова в начальной школе у детей с раннего возраста развивается способность к самоорганизации.
После самостоятельного изучения материала ученик на следующем занятии воспроизводит опорный конспект и отвечает на вопросы учителя по опорным сигналам. Это пятый и шестой этапы и очередное существенное отличие школы по методике Шаталова. В данной ситуации у учеников нет страха перед неопределенностью: «Спросят, не спросят?». Каждый ученик на каждом занятии отвечает на вопросы по изученному материалу. И именно ученик определяет степень своей подготовки. Причем остальные учащиеся активно участвуют в этом процессе. Таким образом, ответ у доски превращается в коллективное обсуждение. Для ученика это снижает страх одному отвечать по изучаемой теме, так как он знает, что при необходимости ему помогут одноклассники. Но в то же время ученик пытается справиться с ответом у доски самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи.
Многократное повторение
В своей методической системе Шаталов активно использует всевозможные методы повторения на разных уровнях. Без многократного повторения невозможно добиться четкого понимания и усвоения изучаемого материала. Причем, как отмечает Виктор Павлович, обязательно нужно использовать различные техники повторения, чтобы избежать механического заучивания.
На уроках, проводимых по программе Шаталова, информация дается не параграфами, а большими блоками. Это позволяет экономить достаточно много времени. Значительная часть этого времени расходуется на повторение. На каждом занятии учитель предлагает ученикам вспомнить пройденный ранее материал. Это происходит с использованием творческих, продуктивных и репродуктивных видов учебной деятельности.
Для репродуктивного повторения характерна актуализация теоретических знаний. При продуктивном повторении происходит обобщение изученного материала. Творческие уроки – это уроки открытых мыслей, которые подразумевают творческое осмысление пройденного материала. Повторение основано на опорных конспектах. Преподаватель ведет учет по повторенным темам, таким образом систематизируя этот процесс.
«Куда и как исчезли тройки»
За свою педагогическую и научную деятельность Виктор Федорович написал более шестидесяти книг. Одна из них – книга «Куда и как исчезли двойки». В ней рассматриваются вопросы оптимизации времени урока, взаимоотношений между учителем и учеником, контроля знаний. Система оценки знаний по методике Шаталова кардинальным образом отличается от привычной школьной системы. Самый важный принцип его системы – открытая перспектива. Это значит, что ученик всегда может исправить свою плохую отметку. Двойки, считает Шаталов, не мотивируют, а наоборот угнетают ученика, лишая его желания учиться. Эту аксиому лучше всего понимают учителя младших классов. Они имеют дело с тонкой детской психикой, которую легко могут ранить плохие оценки. Ребенок должен не бояться делать ошибки и всегда иметь возможность их исправить.
Учет знаний ведется посредством открытой ведомости. Это большой лист, к которому имеет свободный доступ каждый ученик. Низкие оценки проставляются карандашом. Когда ученик исправляет свои ошибки, повышает уровень знаний, повышается и его отметка в ведомости. Это важнейший фактор в методике Шаталова. Когда ученик получил двойку или тройку, и учитель отметил это в журнале и дневнике, ученик расстроен и угнетен, но не может ничего исправить. Полученная отметка – свершившийся факт. Это существенно снижает стремление к знаниям.
«Учиться победно!»
В 1956 году прошли первые практические исследования методики Шаталова на уроках математики, физики и астрономии. С тех пор методика совершенствовалась и развивалась. Но основные принципы обучения по Шаталову остались незыблемы. Главный из них – открытость. Преподаватель открыто и уважительно общается с учениками, их отношения можно сравнить с отношениями между коллегами. Учитель начальных классов является для ученика одновременно и покровителем, и другом. Ученик в данном случае чувствует себя спокойно и уверенно. Он не боится совершить ошибку, не боится показаться глупым.
Равные отношения складываются и между учениками. Нет отличников и двоечников. Каждый способен получать только хорошие отметки. У учеников формируется чувство товарищества. В учебном процессе постоянно задействованы все ученики. Когда один из них отвечает, другие слушают и готовы помочь своему товарищу в случае необходимости. Кроме того, учитель создает атмосферу дружелюбия. Между учениками не существует конкурентности. Проведя в такой атмосфере первые свои учебные годы, ребенок не станет в будущем зазнайкой или эгоистом.
Родители также участвуют в процессе обучения. Учитель должен донести до родителей важность создания дома благоприятной и спокойной обстановки. Родители не ругают за плохую оценку, они подбадривают и поддерживают ребенка, мотивируя на получение более высокого балла. Ребенку доверяют, верят в его способности, что повышает у него уровень самооценки и уверенности в собственных силах.
Преимущества использования методики
Очевидно, что методика Шаталова, применяемая как в начальной школе, так и в старших классах, имеет ряд преимуществ. Во-первых, это существенная экономия времени. За счет использования конспектов большой объем информации возможно изучить за меньший промежуток времени. Причем качество полученных знаний от этого сокращения абсолютно не страдает.
Во-вторых, новая система оценивания знаний позволяет ученику самостоятельно контролировать свою успеваемость, развивая самостоятельность. А благоприятная обстановка дома и в школе значительно способствует росту интереса к учебе. Использование опорных сигналов и конспектов облегчает процесс обучения для ученика и учителя.