Важнейшим элементом в конструкции самолета является фюзеляж. В этой небольшой статье мы с вами разберемся, что такое фюзеляж, как он устроен и для чего предназначен.
Общие сведения
Фюзеляж самолета – это его корпус, тело, на которое крепятся крылья, шасси и оперение. Основное назначение этого элемента заключается в размещении оборудования воздушного судна, его экипажа, груза, пассажиров или вооружения. Также в фюзеляже могут размещаться топливные баки и силовая установка.
Типы корпусов самолета:
- Одноэтажный.
- Двухэтажный.
- Плоскофюзеляжный.
- Широкофюзеляжный.
- Узкофюзеляжный.
Внешний облик
Наиболее удачной формой корпуса является асимметричное тело вращения. Оно имеет плавные сужения в носовой и хвостовой части, что позволяет минимизировать площадь поверхности без потери габаритов конструкции. Следовательно, снижается масса фюзеляжа и уменьшается сопротивление воздуху во время полета.
Круглое сечение тела вращения необходимо при воздействии внутреннего давления герметичных кабин. Тем не менее при компоновке самолетов конструкторам приходится отступать от идеальной формы в силу необходимости установки фонарей кабины (лобовое стекло), воздухозаборников, антенны бортового радиоэлектронного оборудования и прочих элементов.
Конструкция
Что такое фюзеляж, мы выяснили, теперь узнаем, как он устроен. Корпус состоит из продольных (лонжероны и стрингеры) и поперечных (шпангоуты) силовых элементов и тонкостенной обшивки. Снижение нагрузки на корпус аппарата достигается путем снижения его веса. В гражданской авиации обшивка чаще всего изготавливается из дюралюминия, а в военной – из композитных материалов. Силовой каркас обеспечивает удовлетворительные показатели простоты, надежности, живучести и доступности для обслуживания фюзеляжа.
Требования к фюзеляжу
Говоря о том, что такое фюзеляж, стоит отметить, что он является строительной основой каждого самолета и его несущим элементом. К нему выдвигается обширный список требований:
- Форма, максимально снижающая лобовое сопротивление ветра во время полета.
- Корпус, обеспечивающий до 40 % подъемной силы.
- Рациональное использование внутреннего объема.
- Удобная компоновка оборудования, обеспечивающая его бесперебойную работу и беспрепятственное обслуживание.
Нагрузки на фюзеляж
Основные нагрузки, которые действуют на фюзеляж:
- Сила тяжести от присоединения крыльев, шасси, оперения и силовых установок.
- Силы аэродинамики, действующие на весь корпус при полете.
- Инерционные силы агрегатов и оборудования, а также общий вес конструкции.
- Избыточное давление в гермоотсеках: салонах, кабине и каналах воздухозаборников.
Вот мы с вами и узнали, что такое фюзеляж самолета.